15:24 06.06.2006 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Налоговая перспектива <br>Планы Минфина на 2007 год
13:59, 6 Июня | Ярослав Романчук
Министерство финансов активно обсуждает проект основных направлений бюджетно-налоговой политики на 2007 год. А. Лукашенко однозначно дал понять, что его не устраивает белорусская налоговая система. Требования ее реформирования, снижения налоговой нагрузки и соответствующей корректировки бюджета уже превратились в своеобразную молитву. Пастырь говорит «реформа», а паства в лице правительства ему вместо «аминь», отвечает «есть!» - и все продолжается по-старому. Н. Корбут сотоварищи в очередной раз показали, что в недрах Минфина и Минналогов наблюдается острый дефицит новых идей и решений. Судя по представленным документам, реального, чувствительного снижения налоговой нагрузки до 2010 года нам ждать не приходится.
Секрет в скобках
На первый взгляд, проект «Основных направлений бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на 2007 год» внушает оптимизм. Приоритетом при проведении налоговой политики до 2010 года в документе выбрано упрощение налоговой системы и «реальное снижение налогового бремени на экономику». Для этого Минфин предлагает отменить все оборотные платежи, исчисляемые от выручки, сократить налоговую нагрузку на фонд заработной платы (отменить чрезвычайный налог), снизить и унифицировать таможенные пошлины, а также оптимизировать ставки и механизмы уплаты платежей в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН). От самого перечисления налоговых благоденствий может голова пойти кругом, но тут же авторы документа опускают нас на землю. «Предлагаемые меры обеспечивают выполнение задания Программы [имеется в виду программа развития страны на 2006 – 2010гг] по снижению за пятилетие доходов консолидированного бюджета (без ФСЗН) на 3 – 4 процентных пункта…» если сегодня доходы бюджета составляют 50 – 52% ВВП без учета монетизации квазифискальных операций.
Секрет декларируемого снижения налоговой нагрузки кроется в .. скобках. Несколько лет назад ФСЗН стал частью консолидированного бюджета. Общеизвестно, что его финансовое состояние не является устойчивым. При стремительно стареющем населении и резком ухудшении баланса пенсионной системы к 2009 – 2010гг. (из-за выхода на пенсию большого количества работающих) нагрузка на бюджет также вырастет. Значит, государство должно будет тратить больше ресурсов на выплату пенсий. Как оно собирается это сделать при декларируемой «оптимизации» налогов на фонд зарплаты сказать трудно, а просчитать вообще не возможно. Весь прогноз так называемой налоговой реформы построен на предположении и сохранении чрезвычайно благоприятной конъюнктуры на белорусские товары на внешних рынках. В расчет не принимается неизбежное для структурных преобразований падение производства и рост безработицы.
Очевидно, правительство рассчитывает проработать в режиме плановой экономики еще пять лет. Так или иначе, Минфин оставил без изменения основные налоги белорусского бюджета: НДС, на доходы и прибыль, на внешнеэкономическую деятельность. Вынесенный за скобки общего сокращения налоги на фонд зарплаты и сохранение права манипуляции налоговыми базами для повышения налогов на собственность (землю) позволяет Минфину сегодня докладывать о снижении налогов, сохраняя за собой право в любой момент их увеличить. Не будем забывать также о праве президента в любой момент их увеличить, равно как и наделить такими полномочиями местные органы власти или само правительство.
Такое поведение чиновников Минфина и Минналогов возможно еще и потому, что руководство министерств и правительства в целом чувствуют себя временщиками. За обещания и их не выполнение в нашей стране еще никого не убивали, даже в тюрьму не сажали. Если пустые, сладкие слова позволяют на некоторое время сохранить должность, почему бы их не говорить?
Мелкие штрихи 2006 года
В качестве доказательства серьезности своих налоговых намерений Минфин говорит о своих достижениях в 2006 году. С 3,9 до 3% снижена совокупная ставка платежей от выручки (отменен жилищно-инвестиционный (0,4%) сбор и сбор на содержание и ремонт жилфонда (0,5%). Был отменен сбор с физических лиц при пересечении ими государственной границы. Вместо трех налогов, взимаемых с оборота автомобильного топлива, был оставлен один акциз, зато его ставки выросли в 2,5 раза. Данная мера декларируется чуть ли не как налоговое послабление.
На самом деле фискальная политика власти привела к увеличению налоговой нагрузки. По итогам I кв. 2006г. поступления по акцизам составили Br504.5 млрд. (3.1% ВВП), в то время как за аналогичный период 2005 года было Br294,4 млрд. (2,4% ВВП). По данным Минстата мая 2006г. доходы консолидированного бюджета за первый квартал также выросли с 51.6% ВВП в 2005г. до 51.7% в 2006г. Умеет же у нас Минфин так сокращать налоги, что они дают больше доходов. Иллюзию реформы можно поддерживать, пока есть растущий в ценовом и физическом выражении экспорт минеральных продуктов. Когда он прекратится, а Россия потребует за газ на $1 – 1.5 млрд. больше денег, вот тогда возможность бюджетно-налоговых манипуляций образца 2006 года прекратится. Это еще очень мягкий сценарий. В жестких сценариях размер дополнительных расходов находится в пределах $2,5 – 3 млрд.
Планы на 2007 год
Правительство спешит успокоить граждан, что в 2007 году они уж точно будут платить меньше государству. Минфин запланировал снижение налоговой нагрузки на фонд зарплаты, очередную оптимизацию объектов налогообложения и отмену льгот по существующим налогам, «дальнейшее упорядочение местных налогов и сборов». На этом реформаторский пыл Н. Корбута и А. Дейко заканчивается. Для страны, которая занимает последнее место в мире по легкости уплаты налогов, такие меры явно не адекватны. Это как если бы Геракл пытался очистить Авгиевы конюшни при помощи метелки и совка.
Отмена чрезвычайного налога (3% от фонда зарплаты), по расчетам Минфина, приведет к потере бюджета на Br560 млрд. Упразднение платежа в фонд содействия занятости (1% от фонда зарплаты) – это потеря очередных Br187,5 млрд. Суммы мизерные, и на общее состояние бюджета влияние оказать не способны. Что касается местных целевых сборов, то планируется отменить сбор на содержание и развитие инфраструктуры и на обновление и восстановление транспорта общего пользования в размере 3% с прибыли, остающиеся в распоряжении в распоряжении организаций после налогообложения.
Второй инновацией местного уровня является предложение установить единую предельную ставку местных налогов с продаж в рознице в размере 10% вместо дифференцированных ставок (на продажу импорта – 15%, других товаров – 10%). Поскольку у нас действуют квоты на продажу преимущественно белорусских товаров, то такая налоговая модификация приведет не к снижению, а к росту налоговой нагрузки. Само правительство указывает на то, что данная мера позволит местным органам поправить свое финансовое положение.
Это далеко не последнее налоговое шаманство правительства на 2007 год. Вместо того, чтобы сокращать раздутые непомерно госрасходы, Минфин предлагает «в целях компенсации выпадающих доходов бюджета в связи с отменой местных целевых сборов» повысить ставку налога на прибыль с 24 до 26%. Вот вам бабушка и Юрьев день. Начали за здравие, закончили за упокой. Предлагая отменить незначительные налоги, власти надежно подстраховались традиционными налогами и несколько модифицированными способами их сбора. По мнению правительства, налоговая нагрузка в 2007 году планируется на 0.5 процентных пункта ВВП меньше, чем в 2006 г. (всего на Br423 млрд.). Так что подавляющее большинство предприятий налоговых послаблений не увидит. Более того, увеличение налога на прибыль не пройдет безболезненно. Легко прогнозируемо и повышение цен в розничной торговле из-за вероятного двукратного повышения налога с продаж на белорусские товары.
Вот так под видом снижения налоговой нагрузки Н. Корбут в очередной раз планирует ее увеличить, поставив А. Лукашенко в ситуацию обманутого вкладчика, т. е. человека, который вложил определенный ресурс доверия в новое-старое правительство, но на выходе получил пустые бумажки вместо реальных денег.
Минфин продолжает по инерции говорить об унификации налогового законодательства с российским. Тоже нашли белорусские чиновники образец для подражания. Вместо того чтобы равняться на лучшие страны в мире по качеству налоговой системы, они копируют реакционный, антипредпринимательский опыт соседей. Ссылки на необходимость интеграции в рамках ЕЭП, Евразийского экономического сообщества звучат, как оправдание в случае будущих провалов. Спросят у правительства «Почему вы не создали цивилизованную налоговую систему?». А оно в ответ огрызнется: «Так мы же оптимизацией, унификацией да интеграцией занимались».
Расходы бюджета
Минфин не знает, как сократить расходы государства. С учетом «добровольных» пожертвований предприятий на госпрограммы, принудительных поставок определенных товаров и услуг по сильно заниженным ценам и квазифискальных операций расходы белорусского государства составляют около 60 – 65% ВВП. Вся бюджетно-налоговая реформа по версии Совмина сводится к тому, чтобы переместить основной груз налогового бремени с одной группы налогоплательщиков на другую. Такие телодвижения даже с натяжкой нельзя назвать реформой.
Говоря о расходной части бюджета, Минфин делает акцент на необходимости обеспечения устойчивой работы пенсионной системы. Важным пунктом является ликвидация перекрестного субсидирования в сфере ЖКУ «на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразования», а также оптимизация (явно любимое слово чиновников) «бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению». Такая расстановка приоритетов является доказательством того, что Минфин готовится к повышению цен на энергоресурсы, планируя переложить большую часть новой фискальной нагрузки на население. При неизменности налоговой нагрузки и резком повышении расходов на закупку энергоресурсов, на социальные программы и поддержку предприятий правительство вынуждено будет залезть в карманы граждан. Поскольку лишних денег там очень мало, власти наверняка захотят воспользоваться оборотными средствами предприятий. Когда и этих ресурсов не будет хватать, на помощь придет денежный печатный станок Нацбанка.
Таким образом, при реализации предложенных Минфином основных направлений бюджетно-налоговой политики Беларуси грозит потеря финансовой ликвидности. Правительство ведет разговор о «формирование государственных программ, нацеленных на конкретных результатов на основе эффективного использования средств», о «внедрение программно-целевого метода при формировании бюджета на основе государственных среднесрочных и долгосрочных целевых программ». Заметим, что речь не идет о ликвидации неэффективных программ и об отказе от поддержки убыточных предприятий. Не прошло и 12 лет, как Минфин начал говорить о конкретных результатах правительственных инвестиционных программ. Скорость обучения белорусских чиновников позволяет определить их в группу «медленно начинающих». Декларации о мониторинге госпрограмм вполне вероятно останутся на бумаге, т.к. приоритетными объявлены Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы, Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2001-2005 годы и на период до 2010 года, Государственная программа вооружения Республики Беларусь на 2006-2010 годы. В список включены программа по здравоохранению, ремонту зданий и сооружений системы образования. Из года в год в сельском хозяйстве, строительстве и при организации госзакупок крадут деньги, но им продолжают давать ресурсы.
В 2007г. правительство настраивает экономику на рост 8,5 – 9,5% ВВП (по сравнению с 2006г.) К концу 2007 года среднемесячная зарплата должна вырасти до Br700 – 710 тысяч (($320 – 325) при среднегодовой тарифной ставке Br73 тысячи. Расходы консолидированного бюджета планируются на уровне 36,3% (по сравнению с 37,3% в 2006 г.). Заметим, что в данном случае Минфин почему-то не учитывает расходы ФСЗН, размер которого составляет около 12 – 13% ВВП. Т.е. вместе получается опять около 50% ВВП. Таким образом, размер объем ресурсов, контролируемых белорусской номенклатурой, в 2007 году останется неизменно высоким. Существуют серьезные опасения, что обещания правительства пойти навстречу бизнесу и снизить налоговую нагрузку, провести либерализацию и прекратить политику вытеснения частных инвестиций останутся на бумаге.
Совет министров: макроэкономические допущения о будущем
Показатель | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Показатель млрд. Br | 49 991,8 | 63 67В.9 | 76 350 | 90 700 |
Индекс роста ВВП % | 111,4 | 109,2 | 108 | 108 |
ИПЦ % декабрь к декабрю | 114,4 | 108 | 109 | 108 |
Размер базовой ставки рефинансирования, % годовых (на конец года) | 17 | 11 | 8- 10 | 7- 9 |
Среднемесячная зарплата в тыс. Br | 350 | 469,4 | 555-565 | 650-670 |
Курс доллара (на конец года) | 2170 | 2152 | 2140 | 2180 |
Курс рубля РФ на конец года | 77,91 | 74,86 | 76,36 | 77,89 |
Прибыль до налогообложения млрд. Br | 7 740 | 10 900 | 13 200 | 16 000 |
Источник: Минфин РБ 2006
Основные показатели консолидированного бюджета
(без ФСЗН)
Показатель | 2005 (отчет) | 2006 (утверждено) | 2007 (прогноз) |
Доходы (в Br млрд.) | 23 420,1 | 26 325,6 | 31 990 |
Доходы в % ВВП | 36,8 | 35,74 | 35,27 |
Расходы (в Br млрд.) | 23 820,5 | 27 476,4 | 32 900 |
Расходы в % ВВП | 137,5 | 115,3 | 119,7 |
Дефицит млрд. Br | -400,4 | -1 150,8 | -910,0 |
Дефицит бюджета % ВВП | -0,6 | -1,6 | -1,0 |
Источник: Минфин РБ 2006
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме