15:24 01.06.2006 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Коррозия системы <br> Выступление Людмилы Грязновой в дискуссии «Беларусь после выборов: роль Латвии»
13:43, 1 Июня |
- Более десяти лет в Беларуси господствует авторитарный режим, и до последнего времени наблюдалась тенденция к его усилению. Журналисты и эксперты дают разные названия существующей здесь политической системе – мягкий авторитаризм, жесткий авторитаризм, диктатура, постсоветская модель. Можно спорить в области дефиниций, но суть одна - это патерналистская система, где не должно быть гражданских свобод, где все обязаны подчиняться «батьке», т. е. президенту, следовать его воле и указам. Третий срок Александр Лукашенко удерживает в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власти, осуществляет монополию на средства массовой информации. Здесь, в европейской части бывшего СССР, в наиболее яркой форме восстановлена постсоветская модель.
Почему так произошло? В силу многих причин. Патерналистское сознание свойственно сельским жителям, военным, ветеранам, которых в стране достаточно много. Беларусь в советские времена - это витрина СССР, не испытавшая такого катастрофического кризиса, как другие республики империи. Население в большей степени здесь было защищено от негативных последствий дефицитной экономики. Помня былое, более или менее сытое благополучие, белорусские граждане не решились на кардинальные демократические перемены и предпочли возврат в прошлое. Их настроение выгодно было использовано внутренними и внешними силами «термидора» - местным лидером и российскими консерваторами. Лукашенко - руководитель советского типа, получивший соответствующее образование и опыт работы, - по своей натуре не способен мыслить и действовать либерально. Россия, поддержавшая реставрацию авторитарного режима в Беларуси с самого начала, свидетельством чего является приезд Черномырдина, Селезнева и Строева в ноябре 1996 года, и делающая это до сих пор, действует согласно своим имперским интересам. Сегодня ближнее зарубежье для России – последний бастион присутствия в мире, и Беларусь в этом смысле – наиболее лакомый кусок.
Итак, каким образом за относительно короткий исторический период власти удалось построить постсоветскую модель, низведя граждан до состояния послушных и боязливых овец. То чувство страха, которое сегодня испытывают многие, это не просто генетическое наследие, оно внедрено в общественное сознание путем целенаправленной политики, продуманной системы репрессий.
Можно выделить три направления в политике нарушений прав человека – разрушение системы разделения властей, репрессии против гражданского общества, подавление стихийного инакомыслия и неповиновения.
Как известно, конституционной основой демократии является система разделения властей. Силы «термидора» разрушили, прежде всего, этот фундамент. Верховный Совет 13 созыва разогнан, вместо него назначен манипулируемый парламент. Резко ограничены полномочия Совета министров, отправлен в отставку пользующийся авторитетом премьер-министр Владимир Ермошин. Установлен жесткий контроль над силовыми ведомствами, похищен бывший министр внутренних дел Юрий Захаренко, имеющий влияние в органах. После уничтожения Геннадия Карпенко, Юрия Захаренко, Виктора Гончара, длительных тюремных сроков Андрея Климова, Владимира Кудинова, Василия Старовойтова, Василия Леонова президентская власть подмяла под себя государственный аппарат, запугала хозяйственную и номенклатурную элиту. Такие жесткие репрессивные методы по отношению к видным государственным деятелям свидетельствуют не только об установлении в стране авторитаризма, но и о серьезных опасениях власти номенклатурного переворота в то время. Уничтожены те, кто в прошлом занимал высшие государственные должности, но впоследствии перешел в оппозицию. Оказались за решеткой те, кто успешно занимался бизнесом и хозяйственной деятельностью, но отрыто выступал против президента. При слабом гражданском обществе недовольная и незапуганная номенклатура является уязвимым местом авторитарной власти.
Специально не останавливаясь на репрессиях против средств массовой информации, на тех методах, с помощью которых происходит их уничтожение или приручение, заострю внимание на политике подавления гражданского общества, на тех стратегиях, с помощью которых расправляются с оппозиционными партиями и неправительственными организациями. По отношению к гражданскому обществу уже не прослеживается такой четкой репрессивной политики, как по отношению к системе разделения властей. Однако и в этих репрессиях, часто кажущихся хаотическими, имеющими характер кампанейщины (от выборов до выборов), можно выделить некоторые стратегии.
Прежде всего, репрессии применяются к тем организациям и лидерам, которые наиболее активны и влиятельны, кто выдвигается на передний план и, прорывая информационную блокаду, воздействует на общественное сознание. Они становятся первоочередной целью для давления. Приведу некоторые примеры. БНФ начала 90-х годов: лидера движения Зенона Позняка вынуждают эмигрировать, единый фронт раскалывается на две партии. «Хартия 97» в период проведения маршей Свободы: на ее активистов нападают РНEшники, жестоко избивается Андрей Санников. «Зубр» накануне 2001 года: под видом самоубийства (убийства?) ликвидируется его гомельский активист Андрей Зайцев. В прошлом году изолируются на «химии» наиболее активные уличные лидеры Николай Статкевич, Павел Северинец и Андрей Климов. «Молодой фронт» накануне 2006 года: страх, что данная организация возглавит молодежный протест во время президентской кампании, заставил власть возбудить большое количество уголовных дел против молодофронтовцев, посадить в тюрьму Дмитрия Касперовича и Артура Финькевича. В последнее время такой мишенью становятся участники Палаточного городка, активисты флэшмобов. Численность арестованных за последние месяцы приближается к тысяче, что превышает в три-четыре раза годовую «норму». Можно считать эту цифру индикатором страха власти и показателем активности гражданского общества.
Вторая стратегия в действиях власти по отношению к гражданскому обществу – стремление изолировать партии и неправительственные организации от общества, загнать их в социальное гетто, сделать оппозиционеров диссидентами, утратившими связь с народом. Так, формально оппозиционные партии и НПО существуют, но их воздействие на граждан ограничивается. Для этого блокируются каналы их финансирования (указ о гуманитарной помощи), не регистрируются их региональные структуры (запрет на регистрацию региональных структур в жилом фонде), запугиваются члены партий и организаций (их арестовывают и принуждают к политической эмиграции), перекрываются каналы их коммуникаций с населением (разрешенный тираж печатных изданий – 299 экземпляров), запрещаются собрания. Именно данной стратегией объясняется самое сильное давление на региональных активистов: понятно, чтобы локализовать деятельность партий и неправительственных организаций.
Третья стратегия - создание псевдоппозиционных структур, занятых только имитационной деятельностью. Так, несколько лет назад вместо одной женской партии «Надзея» появилась другая. Есть такие же «мыльные пузыри» среди правозащитников. Говорят, что скоро появится псевдооппозиционная газета. Таким образом, создается видимость, что у нас соблюдаются приличия, существует оппозиция и никакой диктатуры нет.
Четвертая стратегия - использование легальных, так называемых «мягких» методов при уничтожении структур гражданского общества. Так, несколько лет назад были лишены зарегистрированного статуса известные правозащитные организации. Легальный статус сохранили только БХК и Центр по правам человека. Потеряла регистрацию Партия труда. С помощью данной стратегии также создается видимость, что у нас все происходит в рамках закона, и нет оснований для протеста внутри страны и за рубежом.
Пятая стратегия – переключение партий и организаций на пустопорожнюю деятельность. Так, одно время партии и неправительственные организации вместо работы с населением были вынуждены тратить все силы на собственную перерегистрацию. Многие преодолевали создаваемые властью барьеры, перерегистрировались, но теряли потенциал и влияние в обществе.
Стратегия шестая – так называемая политика «разделяй и властвуй». Понятно, что люди есть люди, и в оппозиционных структурах они также подвержены человеческим страстям и эмоциям. Но, кроме личного аспекта, в раскол оппозиции вмешивается и внешняя сила. Слухи, домыслы, заказная информация в независимых СМИ, внедренные элементы – все используется для сталкивания оппозиционных лидеров и раскола в партиях и коалиции. Так, одно время не было согласованных действий среди жен исчезнувших. Некоторый период в прошлом существовало недопонимание среди правозащитников. Постоянны конфликты среди социал-демократических партий. Белорусский народный фронт разделен на два крыла. Среди региональных лидеров в Объединенной гражданской партии сейчас ведется деструктивная деятельность. И, наконец, самое важное для последних недель – попытки торпедировать тандем Александра Милинкевича и Анатолия Лебедько.
Третье направление в политике нарушений прав человека – подавление стихийного, неорганизованного инакомыслия и неповиновения. Каждый человек, нелояльный власти, представляет для нее угрозу и может стать мишенью для репрессий. Покорность и страх обычных граждан восстановлены с помощью контрактной системы на государственных предприятиях и учреждениях. Заработная плата гарантирована тому, кто подписал годовой трудовой контракт и лоялен власти. Тот, кто не соблюдает условий контракта, практически лишается работы и доходов. В экономике, где более восьмидесяти процентов предприятий - государственная собственность, трудоустроиться в частном секторе проблематично.
Неорганизованное инакомыслие подавляется государственной пропагандой, активной идеологической работой в школах и университетах. Примером является закрытие ЕГУ. Восстанавливается система товарищеских судов и публичного покаяния. С помощью государственных СМИ единичные случаи покаяния приобретают массовый воспитательный эффект.
Ограничение гражданских свобод в современных информационных и технических условиях может стать тотальным. Прослушивание мобильных телефонов и просмотр электронной почты используются как инструменты контроля над инакомыслящими. При желании каждый человек может оказаться уязвимым и досягаемым для спецслужб. Многочисленные судебные дела над преподавателями, врачами, чиновниками, предпринимателями являются тому подтверждением.
В заключение можно сделать вывод, что в Беларуси восстановлена постсоветская модель, но используемые методы и стратегии – более эффективные и циничные, чем прежний инструментарий. Сегодня свобода выбора граждан – минимальна, образно выражаясь, в пределах стойла. Всемогущество власти таково, что она способна вмешаться в любое дело, в любое время и в любом месте. Однако возможности для укрепления режима тем не менее сегодня ограничены - сужающимися экономическими ресурсами, нарастающим гражданским сопротивлением, снижающейся активной электоральной поддержкой власти. Коррозия системы налицо, несмотря на усиливающиеся репрессии. В среднесрочном аспекте режим обречен.
Людмила Грязнова, председатель «Правозащитного альянса», заместитель председателя Объединенной гражданской партии.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме