21:15 26.11.2008 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
«На российском телевидении -- примерно как у вас»
19:17, 26 Ноября | Ольга Прудникова,
На минувшей неделе в Минске два дня провела известный московский телекритик Ирина ПЕТРОВСКАЯ.
— Ирина Евгеньевна, говорят, что вы — самый высокооплачиваемый обозреватель "Известий"…
— Своими заработками я довольна, но понятия не имею, как они соотносятся с зарплатами других журналистов. Думаю, существуют примерно одинаковые ставки для колумнистов. Наверное, по сравнению с рядовым репортером я — высокооплачиваемый сотрудник, а по сравнению с замами главного редактора — нет. Вообще, газетные зарплаты не идут ни в какое сравнение с телевизионными. Хотя, наверное, по сравнению с Беларусью — они супервысоки...
— Сколько часов в день вы смотрите телевизор?
— Бывают дни, когда вообще ничего не смотрю. Для того, чтобы писать о телевидении, не обязательно всасывать в себя, как в пылесос, все передачи. С 1992 года я существую в режиме конвейерного написания своей колонки, потому у меня огромный опыт телесмотрения. Как правило, изучая телепрограмму, я выбираю, что буду смотреть.
— Знакомы ли вы с белорусским телевидением?
— Я приехала на два дня и ничего толком не видела. Но что-то мне подсказывает, это не лучшее телевидение в мире…
— Как, по-вашему, можно охарактеризовать страну, где телевидение безальтернативно представляет одну точку зрения?
— Как страну с авторитарным режимом, где нет свободы слова и нарушается основополагающий принцип журналистики — объективное исследование проблемы. Ни одна уважающая себя западная компания не выдаст в эфир материал, основанный на одном источнике. Если есть проблема, предполагающая наличие разных точек зрения, то обязательно предоставляется трибуна для всех существующих мнений…
Впрочем, ситуация на нашем телевидении примерно такая же, как у вас. Мы тоже редко можем услышать разные точки зрения. А порой вообще не слышим никаких точек зрения на довольно важные для страны проблемы.
— Долгое время в Беларуси очень любили российский канал НТВ, который считали свободным, острым и справедливым. Но сейчас он превратился в подобие белорусского телевидения...
— Не сейчас, а еще в 2000—2002 годах НТВ как канал, который мы считали образцом, был разгромлен. Тогда он был жестко оппозиционным Путину. Был вариант самоуничтожиться или перепрофилироваться. Еще несколько лет канал держал марку: там работал Парфенов, они комментировали Норд-Ост. Это, кстати, и стало последней каплей в чаше терпения власти. Потом канал был даже не переформатирован, а перепрофилирован так, что память о старом НТВ была растоптана. Теперь это треш, рассчитанный на брутального мужчину, который после работы любит посмотреть расчлененку и прочие "радости" жизни.
В свое время это был шок — никто в России не верил, что так можно расправиться с одним из самых влиятельных каналов. Но это стало очень "хорошим" примером для всех остальных: все сразу испугались и поняли, как надо работать.
— Вы успели побывать в белорусском Институте журналистики. Каковы впечатления от студентов — отличаются ли они чем-то от московских?
— Московские журфаковцы мне кажутся пресыщенными, нелюбопытными, неинтересующимися, слишком самодостаточными. Мне не нравится с ними общаться. А вот в других городах России студенты факультетов журналистики очень хорошие: настоящие и живые. Минские студенты мне тоже понравились. Они открытые, приветливые, любознательные, лишенные юношеского пофигизма и снобизма. Наше общение происходило с искренней заинтересованностью.
— Ваша дочка тоже училась на факультете журналистики. В одном из ваших интервью вы говорили, что восторга от этого не испытывали…
— Она перед поступлением не очень хорошо училась в школе и все никак не могла разобраться, чего же ей хочется. И в итоге, как часто бывает, пошла по пути наименьшего сопротивления. К счастью, специализацию она выбрала сама — фотожурналистику. Думаю, это дело всегда накормит.
Сейчас она только начинает работать, вышла замуж… Пока я в ней не вижу упорства и желания что-то сделать в профессии. Может, когда пройдет первый период упоения семейной жизнью, все это появится. Правда, если решит родить ребеночка, то, боюсь, уже и не появится…
— Ваш муж был тоже журналистом — одним из практиков и теоретиков телевидения, автором, по учебникам которого много лет учатся студенты. Что, по-вашему, тяжелее: работать в журналистике или жить с журналистом?
— Одинаково тяжело и то, и другое. Бывая на журфаках, я всегда говорю студентам, что их ждет нелегкая жизнь. Особенно девочек. Им все время придется делать выбор между семьей и работой. Большинство мужей, отдавая должное талантам жены, все равно хотят, чтобы в доме был борщ, свежевыглаженные рубашки и чистота. А уж если муж не занимается журналистикой, то это просто кошмар. Потому что обычные мужчины просто не понимают, как можно делать что-то в ущерб семье. А ведь если ты плотно занимаешься профессией, совместить это — нереально…
— Значит, лучший муж для журналистки — коллега?
— Во всяком случае жизнь двух журналистов, если они между собой не соревнуются, всегда интересна. Мой муж все время был моим первым читателем и критиком. Высказывал свои замечания, а первое время жестко правил и вымарывал. Мне это было очень полезно.
— Наверняка сейчас, несмотря на успешную карьеру, порой приходит жалость о несделанном для ребенка…
— С другой стороны, если ребенок с мозгами, то он оценит, что его мама стала значимой личностью. А дети, которых мама всю жизнь облизывала, отказываясь от профессии, в итоге этого не ценят и воспринимают родительницу как домработницу.
— Вы знамениты участием в серьезных проектах: обозреватель газеты "Известия", ведущая "Пресс-клуба". А недавно начали вести телепередачу "Друзья моего хозяина", куда приходят звезды со своими домашними питомцами. Решились на облегчение жанра отдушины ради?
— Продюсером передачи является моя подруга, которая, зная, что у меня есть любимая собака, вдруг решила, что именно я буду вести передачу. Я долго отбивалась от этого предложения и говорила, что она сошла с ума. Но в результате втянулась. Сейчас занимаюсь расширением кругозора зрителей канала "Домашний". Они ведь в основном любят всякие гламурные "Поющие трусы", а я приглашаю людей другого ранга: хороших актеров, телеведущих.
— Как знакомые отнеслись к смене вашего амплуа?
— Кто-то на моем месте побоялся бы удара по репутации — дескать, серьезная журналистка занялась несерьезным делом. Но у меня настолько железобетонная репутация, что ей ничего не повредит. Мои друзья отнеслись к этому с юмором. Некоторые справедливо заметили, что в ситуации, когда все меньше остается возможностей говорить что-то серьезное, это идеальная ниша.
— За что вы могли бы покритиковать себя как телеведущую?
— Сейчас формат моей передачи смешной, потому и критиковать смешно. Но когда я вела серьезный "Пресс-клуб", то критиковала себя за то, что не держала удар, не так развивала беседу, не могла вовремя среагировать…
— Полезно поработать тем, кого критикуешь?
— Я узнала, что прямой эфир — стрессовое дело. Постоянно выходила из студии как выжатый лимон, совершенно не понимая, почему телевизионщики называют свою работу наркотиком.
Но телевизионная практика полезна не только для моей газетной работы. В нашей да и, наверное, в вашей стране велико влияние чиновников и бюрократов. Если ты обычный человек, то они смотрят на тебя как на пустое место. А если у тебя знакомая им физиономия, они становятся подобострастными, так и норовят тебя без очереди пропустить. Понимаю, что это — использование служебного положения в личных целях. Но, к сожалению, это вещь, в нашей ситуации весьма полезная.
— В Минске вы принимали участие в "круглом столе", посвященном телевизионным фильмам. Чем он вам запомнился?
— Меня изумила одна дама, которая начала учить российское телевидение, ставя в пример белорусское. Хотя я не защитник российского телевидения, меня это задело. Понимаю, если бы здесь был эталон телемастерства. Но когда выясняется, что здесь производится 5 своих фильмов в год, а у нас — 555, это смешно. Конечно, из того, что производится у нас, 75 % — полное дерьмо. Но при этом в России есть индустрия — не капанье в час по чайной ложке, а материал, о котором можно говорить.
— На этом же "круглом столе" руководитель "Беларусьфильма" Владимир Заметалин высказал мнение, что факультеты журналистики вообще не нужны. Вы с ним согласны?
— На журфаке учат основам — чем жанры друг от друга отличаются, как технологически правильно что-то делать. Но, мне кажется, научить профессии на журфаке невозможно. Однако он нужен для общего гуманитарного образования. Один мальчик на нашем журфаке спросил у меня, зачем все это учить. Да затем, что журналист должен быть образованным человеком. Если нет осознания этого — не учитесь вообще нигде. Сейчас у нас и без диплома в газетах многие работают. Но когда проходит юный кураж, а ничего другого не наработано, нехватка образования становится видна. Когда видишь на репортажных мероприятиях какого-нибудь пожилого дядечку на артритных ногах, становится его жалко — значит, ничего большего он не смог достичь.
Нужно ведь постоянно за новые пределы выходить…
— Долго ли пришлось вас уговаривать приехать в Беларусь?
— Я приехала бесплатно, но согласилась на поездку не сразу. У меня конвейерное существование: в четверг я сдаю текст, в субботу выхожу в эфир, раз в десять дней записываю телеэфир, плюс еще какие-то мероприятия. Поэтому всякий отъезд выбивает меня из колеи. Я понимала, что никаких открытий меня здесь не ждет. Но, как говорит один мой знакомый, у меня не выработана культура отказа. Хотя о приезде не пожалела. Правда, не могу сказать, понравился ли мне Минск — видела город мельком. Вот из номера гостиницы (Ирину Петровскую поселили в отеле "Беларусь") видны разноуровневые освещенные верхушки домов на набережной — когда лежишь на кровати, такое ощущение, что ты где-то в Америке…
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Ирина Петровская
Телевизионный обозреватель и ведущая еженедельной рубрики "Теленеделя" газеты "Известия". Ведущая телепередачи "Друзья моего хозяина" на канале "Домашний".
Родилась в 1960 г. в Москве.
В 1982 г. окончила телевизионное отделение факультета журналистики МГУ.
Работала в журналах "Журналист", "Огонек"; была членом редколлегии и обозревателем "Независимой газеты", "Общей газеты"; вела программу "Газетные истории" телекомпании "Облик", программу "Пресс-клуб" на канале РТР; работала главным редактором еженедельника "Семь дней".
В марте 1999 г. была награждена премией президента России.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме