18:32 14.10.2008 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
После выборов
17:03, 14 Октября | Александр Бухвостов, , Фото:
В Беларуси завершилась ещё одна политическая кампания. Выборы в «палатку». Так пренебрежительно говорят в народе о высшем законодательном органе.
Итоги были предсказуемы.
С каждой кампанией белорусский режим «совершенствует» систему управления выборами. Если ещё в 2004 году по некоторым округам был второй тур, то уже на выборы в местные Советы систему «настроили» на один тур. То же самое было организовано и на прошедших в сентябре сего года выборах в Палату представителей.
Похоже, дело идёт к тому, что следующий состав «палатки» просто будет назначаться Лукашенко. Местные советы упразднятся за ненадобностью, а президент сам себе будет продолжать срок правления.
Г-жа Ермошина останется без работы. Функции ЦИКа перейдут в Администрацию президента. Представьте себе, какая будет экономия государственных средств!
То, что в Беларуси нет выборов, знают все. О белорусском народе я не говорю. Подавляющее большинство людей так и считает. Народ ходит на выборы скорее по инерции или не ходит вообще.
Я здесь имею в виду международную и СНГовскую общественность.
Изо всей этой предвыборной и выборной шумихи создавалось впечатление, что официальные европейские и американские лица не столько говорили о необходимости свободных и открытых выборов, сколько о том, что Лукашенко должен пропустить в белорусский парламент какое-то количество оппозиционеров.
Если это свободные и демократические выборы, то при чём здесь Лукашенко и Ермошина? Народ бы сам выбирал себе депутатов, если бы, конечно, захотел.
А если выборы управляемы, фальсифицируемые властью, то весь этот торг, который озвучивался в прессе, выглядел верхом цинизма. Как и поздравления руководства России Лукашенко с проведенными выборами на высоком политическом уровне. Или замечания руководителей ОБСЕ, что есть позитив в прошедшей избирательной кампании.
Народ-то всё видит. И если молчит, то это может быть и до времени. Настоящих выборов в Беларуси не было с 1995 года, нет и, похоже, не предвидится в ближайшее время. Но, всё же, есть определённая удовлетворённость от проведенной избирательной кампании.
Работая по сбору подписей и агитируя, мне довелось поговорить со многими людьми. Приятно было узнать, что очень много людей помнят меня с того времени, когда я возглавлял Белорусский профсоюз работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения. Мы действительно старались защищать работников, помогать им в трудовых и социальных отношениях, отстаивали позицию независимости профсоюзного движения, а люди этого не забывают. Многие соглашались с моей программой, поддерживали наш лозунг «Жить не по лжи!».
В процессе избирательной кампании было немало звонков с поддержкой, некоторые предлагали помощь в агитации. После выборов люди звонили, уверенные в том, что я победил, а узнав результат — возмущались.
На выборы я шёл как лидер независимого профсоюза. Можно было убедиться при встречах и беседах с гражданами в том, что много работающих на предприятиях и в организациях поддерживают независимые профсоюзы. И поэтому они голосовали за меня. Думаю, я и моя команда достигли неплохих результатов. Не знаю, победили ли мы в первом туре, но точно не проиграли кандидату от власти.
Белорусская система управления выборами базируется на некоторых основных позициях:
- ограничение, дозирование и искажение информации о нежелательных кандидатах;
- отсечение некоторых нежелательных кандидатов в процессе выдвижения;
- формирование подчинённых администрации окружных и участковых комиссий.
Здесь следует отметить, что в искажении результатов голосования основная роль отведена участковым комиссиям, которые создаются из работников одной или двух организаций во главе с руководителями этой организации.
Состав участковых комиссий практически не обновляется от выборов к выборам. Некоторые составы участковых комиссий проводят третьи или четвёртые выборы.
- предварительное голосование, которое даёт возможность заменить бюллетени и заранее властью оценить, какое настроение у избирателей, за кого они голосуют.
В запасе и такие способы получения нужного результата: замена урн, зачитывание ранее заготовленного протокола без подсчёта голосов и т.п.
Но главное — это составы участковых комиссий и подсчёт голосов. Поэтому никого из посторонних не пустили в участковые комиссии и не допустили к подсчёту голосов. Практически контроля не было. Наблюдателям не позволили смотреть, как считают комиссии. Все наши наблюдатели заявили, что подсчёта не было, копии протоколов не вывешивались. Эти выборы были более закрытыми, чем в 2004 году. Так что смешно говорить о каком-либо прогрессе.
А что дали возможность выступить кандидатам в СМИ, то организаторы выборов знали, что эти выступления никак не могут сказаться на результатах кампании. Могли бы и еще дать выступить по несколько раз, результат был бы тот же.
Список депутатов «палатки», который был составлен и утверждён Администрацией, лишь номинально оформлялся в результате выборного фарса.
В общем, «собаки лают, а караван идёт».
Зачем тратить деньги на второй тур. Экономная у нас власть!
Надо ли было участвовать в выборах демократической оппозиции?
Такое решение должно приниматься не в год выборов, а значительно раньше.
Если «бойкот», то это решение надо было принимать в начале 2007года, когда вырабатывалась стратегия ОДС в предстоящей политической кампании. Все лидеры, все субъекты ОДС знали, что режим не пойдёт на организацию свободных и демократических выборов.
Но после долгих дебатов было принято решение ОДС участвовать в выборах, попытаться пробить брешь в системе фальсификации по отдельным округам, где выдвинуть подготовленных, имеющих авторитет и известность у народа граждан.
И это было общее решение, которое осталось невыполненным, осталось на бумаге, как и многие другие решения о стратегии, единстве и т.п.
Беда в том, что ряд организаций, относящих себя к демократическому и оппозиционному режиму, сами не склонны придерживаться демократических принципов, а стремятся навязывать своё мнение другим. Поэтому торпедировались решения последнего Конгресса демократических сил, поэтому ряд субъектов ОДС принимали свои решения без консультаций с партнёрами по коалиции, поэтому не были готовы и не смогли добиться серьёзных позитивных результатов в противостоянии с режимом.
В Беларуси не удаётся создать широкий демократический фронт, массовое движение в борьбе за перемены, в борьбе против диктатуры. Не исключено, что против этого специально работают.
Политические и общественные организации создали объединённые демократические силы, исходя из двух принципов: независимости Беларуси и возврата страны на путь демократического развития. У входящих в коалицию субъектов разные политические, внешне- и внутриэкономические предпочтения. К сожалению, в оппозиционном бомонде достаточно таких организаций и лидеров, которые не до конца понимают, что достигнуть действительно существенных политических изменений можно только объединившись всем вместе и получив массовую поддержку людей. Надо было бы поприжать по этому случаю и свои амбиции, и идеологические неприятия, политические и религиозные предпочтения.
Некоторые политические лидеры связывают видимое отторжение людьми никчемных выборов с проведением кампаний типа «бойкот», думая, что люди среагировали на их «наклейки».
Народ не шёл на выборы по двум причинам:
- понимая, что они ничего не решают в изменении существующих порядков;
- выражая недовольство властью.
И это главное! Но, к сожалению, это ещё не означает, что большинство поддерживает оппозицию, объединённые демократические силы.
Для того, чтобы так случилось, надо много работать.
Следует прекратить «внутривидовую» борьбу и ещё раз уточнить принципы объединения демократических сил для создания действительно широкого народного движения за перемены. Повысить ответственность субъектов за выполнение принимаемых решений. Это только могут сделать сами субъекты, ориентируясь на свои уставные документы.
Если ОДС принимают консолидированное решение, то субъекты ОДС должны провести это решение у себя. Поэтому важные решения предварительно должны обсуждаться в руководящих органах субъектов, а затем приниматься для исполнения и реализации.
Против организованной силы, которую представляет сегодня власть, должна выступать организованная сила, а не толпа бранящихся между собой людей и забывающих, для чего они собрались вместе.
После последнего 7-ого Конгресса сделан значительный прогресс в организационном обеспечении деятельности ОДС. Политсовет, Президиум Политсовета собирался регулярно, обсуждал и принимал достаточно консолидированные решения. Организационное начало, основное ядро есть, его надо развивать и укреплять.
Значит, «предсказания» Лукашенко о том, что оппозиция исчезнет, не сбудутся. Если нет, скорее всего, он будет прав.
Необходимо меньше рассуждать на тему, что было когда-то и кто виноват. Следует быть ближе к людям и знать, что они хотят, что им нужно, чего они ждут от перемен, за которые ратует оппозиция.
Демократическое обустройство страны должно дать людям условия и уровень жизни лучше и выше, чем сейчас. Надо убедить их в этом, и тогда они поддержат оппозицию.
Знает ли штаб оппозиции, как дальше выстроить свою деятельность? Может быть, это есть в программах субъектов ОДС, которые могут прийти к власти в результате демократических выборов? Люди хотят знать, что сделаем мы. Эти вопросы задавали при встречах, беседах, и, наверное, не только мне.
Да, мы отменим контракты, да, мы вернём льготы нуждающимся, Да, мы дадим свободу предпринимательству. Об этом мы говорили на встречах. Но этого явно недостаточно. Присутствует ли в речах «рвущих на себе рубаху» некоторых лидеров политическая ответственность за судьбы людей, если остановятся работающие заводы, не будет средств выплачивать пенсии и пособия. Ведь это всё было.
И такие вопросы задавали люди на встречах.
Я знаю, что большинство людей коробит от власти, но пока они размышляют, менять ли «шило на мыло».
Теперь о независимой прессе, которая так способствует «объединению» оппозиции. Я за «полигамные» и плюралистические СМИ. Пусть будут и независимые (если есть такие в природе), и служащие «денежным мешкам», и финансируемые государством, а также органы властных структур и партий.
Поэтому ОДС необходимы свои печатные органы, где должна быть правда о деятельности демократических сил, а не домыслы и измышления отдельных «мастеров пера». Информационная политика ОДС и их субъектов должна внушить людям доверие и уважение к демократической оппозиции.
У нас нет возможностей делать для людей добро прямо, мы не власть. Но мы должны бороться с любым проявлением зла в отношении граждан, выступать против ненормальных решений как в государстве, так и в каждом регионе, предприятии и ЖЭУ.
И здесь нам нужны свои СМИ.
На каких основных направлениях сконцентрировать деятельность демократических сил?
В первую очередь на отмене контрактной системы как способа политического подавления трудящихся. Ведь правительство не идёт на выполнение рекомендаций МОТ, всячески оттягивая сроки проведения запланированных мероприятий. Ни освобождение политических заключённых, ни выборы не играют никакой роли по отмене экономических санкций, связанных с выводом Беларуси из системы Генеральных преференций ЕС.
Для освобождения от санкций следует правительству решить вопрос регистраций организаций независимых профсоюзов, отмены контрактной системы в таком «варварском» виде, предоставление профсоюзам возможности проводить свои мероприятия и т.п.
Режим не идёт на это. Он боится потерять главные рычаги управления трудящимися: контрактную систему и государственные профсоюзы.
С оппозицией, которая выходит на митинги, с радикальной молодёжью власть справляется легко, а вот с выступлениями трудящихся ей не справиться никогда. Поэтому так упорно правительство Беларуси отбивается от выполнения рекомендаций МОТ.
А негативы против власти в настроении людей растут.
Можно ожидать, что после выборов начнутся попытки по переформатированию ОДС, изменению принципов руководства.
Анализ и критическая оценка пройденного пути, проведенной политической кампании необходимы.
Но если после этого распадётся коалиция, это будет начало конца, который предрекал Лукашенко.
Александр БУХВОСТОВ, кандидат в депутаты Палаты представителей
Ссылки по теме:- 22.11.2004 -
- 27.04.2006 -
- 24.12.2003 -
- 28.06.2004 -
- 27.05.2005 -
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме