19:16 29.07.2008 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Команда у них одна
17:28, 29 Июля | Валерий Карбалевич,
«Влиятельным лицом, сударь, в нашей стране является только то лицо, с которым я разговариваю, и до тех пор, пока я с ним разговариваю».
(Павел I, российский император)
Политическая взрывная волна продолжает расходиться от эпицентра празднования 3—4 июля и будоражить умы озабоченных политикой граждан. Взрыв стал предлогом и толчком к существенным кадровым переменам на властном олимпе.
Многие эксперты, оценивая последние назначения, приходят к выводу, что к власти пришла новая команда Виктора Лукашенко, которая победила команду Виктора Шеймана, вытеснила ее из высших государственных органов. Однако, на наш взгляд, такая версия кадровой пертурбации представляется весьма упрощенной. Ибо термин «команда» означает общность интересов входящих в нее людей, определенный уровень корпоративной солидарности, согласованные командные действия, вообще преданность своей группе превышает преданность первому лицу, государству и другим структурам. Если исходить из такого понимания, то никаких серьезных спаянных команд, действующих в автономном режиме, во властных структурах нет. Ибо их существование и деятельность представляет угрозу безраздельному правлению единоличного властителя. И как только появляются признаки превращения некой протокоманды в полноценный номенклатурный клан, претендующий на политическое влияние, А.Лукашенко тут же отправляет в отставку ее лидеров. Отчасти этим объясняется опала М.Мясниковича, В.Ермошина, А.Тозика, В.Коноплева.
Безусловно, за многие годы нахождения на высших государственных постах у В.Шеймана появилась своя группа клиентов, находившихся с ним в неформальных отношениях, которая пыталась вести собственную игру. Ее кульминацией стало избиение председателя Комитета госконтроля З.Ломатя офицерами КГБ и сотрудником Совета безопасности в прошлом году. «Я президент страны, и других центров силы не потерплю», — заявил тогда А.Лукашенко и отправил в отставку председателя КГБ С.Сухаренко. Это стало началом конца всесильного секретаря Совета безопасности. В.Шеймана.
Поэтому можно смело утверждать, что и прежде, и теперь у власти находится одна команда Александра Лукашенко. А все околовластные группы существуют постольку и до тех пор, поскольку это позволяет «батька». И не дольше.
На мой взгляд, методологической ошибкой многих экспертов была попытка найти некую общую логику во всех трёх кадровых назначениях. А она всё время ускользала, потому что уж очень разные люди пришли на руководящие должности. Всё становится на свои места, если исходить из гипотезы, что в каждом конкретном кадровом решении присутствует своя особая логика, решаются различные политические задачи.
Назначение Владимира Макея главой Администрации президента означает, что «серый кардинал», теневой лидер ближнего круга А.Лукашенко приобрел формальный статус, получил должность в соответствии со своим реальным политическим весом.
У назначения Юрия Жадобина на пост секретаря Совета безопасности иная логика. Он так же исполнителен и предан Александру Лукашенко, как и В.Шейман, но отличается от него только одним качеством. У нового секретаря Совбеза нет таких властных амбиций, как у предшественника. Поэтому он не будет мешать Виктору Лукашенко реально контролировать силовые структуры. Исчезнет острая конкуренция в сфере, которая по своей природе не терпит двоевластия. К тому же своему сыну глава государства доверяет больше. Только в этом смысле можно говорить об усилении позиций Виктора Лукашенко. (Назначить сына секретарем Совета безопасности глава государства не решился, видимо, по имиджевым соображениям.)
А приход на должность главы КГБ первого заместителя председателя Государственного пограничного комитета Вадима Зайцева свидетельствует о том, что Лукашенко по-прежнему не доверяет чекистам и поручает руководить этой спецслужбой человеку из другого силового ведомства.
В независимых СМИ появились утверждения, что новые руководители выступают за либерализацию и диалог с Западом. Опять же, на наш взгляд, это определенная иллюзия. Ибо люди, назначенные на такие высокие должности, в принципе не могут ни за что выступать, т.е. иметь какие-то свои собственные политические взгляды. Таких чиновников в правящей команде не держат с 1996 года. Все высшие руководители должны безоговорочно разделять и проводить в жизнь одну, единственно правильную генеральную линию. Это главный принцип подбора кадров, который неукоснительно соблюдается.
Другое дело, что с новыми руководителями А.Лукашенко легче проводить корректировку политического курса. Например, тому же В.Макею проще разговаривать с западными политиками не только по причине владения английским и немецким языками, а и потому, что он жил в Европе и хотя бы понимает, что такое европейские ценности.
А сейчас, совершенно очевидно, А. Лукашенко пытается разыграть западную карту. И главным козырем в этой игре должна стать начавшаяся избирательная кампания. Понятно, что осуществить реальную демократизацию в стране вообще, и проводить свободные выборов в частности, белорусские власти не собираются. Их задача состоит в том, чтобы всучить Западу «куклу» под названием «демократические выборы». Т.е., не изменяя сущности политической системы, создать видимость либерализации, чтобы внешне избирательная кампания выглядела как свободное волеизъявление народа.
Из такой задачи вытекает противоречивость политической линии. С одной стороны, как обычно, с началом избирательной кампании усиливаются репрессии против участвующих в ней представителей оппозиции. Кандидатов в депутаты увольняют с работы, под разными предлогами задерживают милицией, на них насылают налоговую инспекцию.
С другой стороны, в состав окружных избирательных комиссий включено 42 представителя оппозиции. На предыдущих парламентских выборах в эти комиссии попало лишь 30 оппозиционеров. Небольшой прогресс. И это могут отметить европейские наблюдатели. Они ведь проводят мониторинг только избирательной кампании, а не общей политической атмосферы в стране.
Вообще же даже первый этап кампании, т. е. создание окружных избирательных комиссий, с точки зрения европейца выглядит абсурдом. Во всем мире главным, а в большинстве стран и единственным субъектом избирательного процесса являются политические партии. Именно они выдвигают своих представителей в комиссии, кандидатами в депутаты и пр.
У нас же всё наоборот. По количеству членов окружных комиссий партии оказались лишь на четвертом месте (10,6% общего состава), их заявки удовлетворены на 32%. А на первом месте идут выдвиженцы от трудовых коллективов, которые нигде не являются участниками избирательного процесса. В Беларуси же им отдан приоритет, их заявки удовлетворены на 80%. На втором месте оказались представители граждан, на третьем – общественных объединений. Иначе говоря, избирательные комиссии формируются в большинстве из тех структур, которые управляемы, чтобы с их помощью исполнительная вертикаль могла обеспечить нужный итог голосования.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме