22:30 20.06.2008 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Штрафная рота

20:36, 20 Июня | Александр Бречек,

«Я ляжу ў акопе на разасланым шынялі і доўга гляджу ўгору, у сінюю бездань летняга неба. На паверхні ціха - ні стрэлу, ні выбуху, наўкола ўсе спяць; трохі далей, ля снараднай нішы, нехта моцна сапе, здаецца, вось-вось пяройдзе на храп. Дзень стаіць ветраны, спёка не дужа вялікая, сонца схавалася за бруствер і кіруе ўжо на захад. На беражку акопа матляецца-ляскоча аб высахлы ком чарназёму нейкая былінка, а над усім гэтым высока ў небе лётаюць буслы. Дзве вялізныя птахі, распластаўшы крылы, узнімаюцца ў самую высь і кружацца там, бы купаюцца ў сонечнай раздольнай прасторы. Ветраныя патокі, відаць, патроху адносяць іх убок, за камкаваты акопны бруствер, але яны, лена і важна перабраўшы крыламі, зноў вяртаюць сабе ранейшую вышыню і кружаць, кружаць там доўга…»
 
Так начинается повесть «Третья ракета». Здорово, правда? Вот за что я люблю Василя Быкова – за подробности. Они до такой степени скурпулезно выписаны, правдоподобны и точны, что, уже начиная с первой страницы, после прочтения всего нескольких вступительных фраз практически любого его произведения, сам текст - буквы, слова, знаки препинания, а вместе с ними и окружающая действительность из твоего сознания на какое-то время как бы исчезают совсем. А вместо них возникает совершенно другая реальность, причем настолько очевидная, что создается иллюзия собственного присутствия и соучастия в тех событиях, которые созданы силой воображения великого Мастера. Кажется, протяни руку, и дотронешься до той былинки, что «беспокойно бьется о высохший ком чернозема», а стоит только поднять глаза «в синюю бездну летнего неба», как непременно увидишь парящих в поднебесье аистов, «лениво и важно перебирающих крыльями»…

В последней своей автобиографической повести «Долгая дорога домой» В.Быков написал: «Я не лидер и не «совесть нации», я простой, измотанный жизнью белорус, который хочет одного - остаться честным». Наш гениальный соотечественник ошибался – еще при жизни он стал признанным духовным лидером белорусов и настоящей совестью белорусского народа, причем без всяких кавычек. Эталоном честности, патриотизма и просто человеческой порядочности В.Быков продолжает оставаться для всех нас и после своего ухода. Так уж случилось, что две главные даты в биографии В.Быкова – день рождения и день смерти, судьба расставила совсем рядом. 19 июня 2003 года ему исполнилось 79 лет, а ровно пять лет назад - 22 июня того же года Василя Быкова не стало. Относительно долгая жизнь писателя была действительно очень непростой. Особенно много ему, тогда еще совсем молодому человеку, пришлось испытать во время Великой Отечественной войны - мобилизацию, запасной полк, Саратовское пехотное училище, бои под Камышином и Сталинградом, бои на передовой от Днепра до западных границ, а затем поход через Молдавию, Румынию, Венгрию… Все эти военные впечатления и стали основой для его произведений. Не случайно проза В.Быкова, начиная с самых ранних повестей – «Журавлиный крик» (1960), «Измена» (1961), «Третья ракета» (1962), всегда отличалась особой бескомпромиссностью, жесткостью и даже жестокостью сюжетов, предельной психологической правдой и скурпулезной точностью в деталях.

За что его и не любила советская официальная дитературная критика. В каких только грехах не обвиняли писателя - в очернительстве советского строя, «дегероизации» войны, приверженности «окопной правде» и еще неизвестно в чем… Лишь недолгое время при Горбачеве В.Быкову, по его собственным словам, «давали вздохнуть свободно». Именно в этот период появляется повесть «Знак беды», ставшая одним из символов перестройки – о том, как жизнь простого белорусского крестьянина превратилась в бесконечную, безразмерную беду, возникшую задолго до войны, еще в годы сталинской коллективизации. В то время ее даже удостоили Ленинской премии… А потом для Василя Быкова опять наступило время борьбы… Теперь уже с новой властью в лице президента А.Лукашенко. Ситуация чем-то напоминала эпизод, описанный в повести «Знак беды», цитирую: «Именно в этот момент из сеней показался офицер в черном клеенчатом плаще, он остановился на ступеньках, по-хозяйски оглядывая двор, и Гуж моментально подбежал к нему, неуклюже вытянулся, как по команде «смирно»». Точно так же неуклюже вытянулись по стойке «смирно» и большинство белорусов, когда у них «во дворе» появился новый «хозяин»… Но только не В.Быков. Наблюдая за происходящим, он сразу понял, что это проблема не только белорусская, но и всего постсоветского пространства, о чем он позднее сказал: «Возвращается нечто большее, чем коммунистические знаки и символы. В Беларусь уже вернулась настоящая советская власть. А в Россию возвращается имперская идея. Вот это и есть настоящий знак беды, который не хочет оставить бедную Россию в покое. В питательном бульоне этой идеи варятся мечты о Сталинграде, о красном знамени, о памятнике Дзержинскому, об интеграции с Беларусью, а дальше – о присоединении Украины и о восстановлении Советского Союза…»

В.Быков не скрывает своих политических взглядов, входит в оргкомитет БНФ и возглавляет «Мартиролог Беларуси» - общество, занимавшееся реабилитацией жертв сталинских репрессий. Последствия чего не заставили себя долго ждать. Идеологическая команда старых советских маразматиков, сплотившаяся вокруг президента Лукашенко, начинает новую кампанию травли белорусского писателя. Начиная с 1994 года произведения В.Быкова прекращают печатать, его называют «политическим полицаем», на телевидении и в официальной прессе поднимается целая пропагандистская волна, дискредитирующая писателя в глазах народа. «По воле этой пропаганды, - скажет В.Быков, - я сделался не только плохим писателем, но и сумасшедшим националистом, который мечтает отобрать у Польши Белосточчину, а у России - Смоленск. В результате этой кампании я потерял некоторых своих друзей из кругов российской демократии, хотя раньше был с ними достаточно близок». Дошло до того, что целая группа его «друзей-однополчан» однажды опубликовала разгромную статью против своего бывшего товарища по оружию под провокационным заголовком: «С Быковым в разведку не пойдем»… Естественно, бесконечно долго в такой обстановке В.Быков жить не мог, потому в 1998 году он принимает приглашение ПЕН-центра Финляндии и уезжает в Хельсинки. Спустя полтора года, когда срок финской полуторагодовой «творческой командировки» у Быкова истек, он возвращается в Минск. Тогда же в «Известиях» появляется статья, в которой содержится призыв в мэру Москвы Ю.Лужкову и президенту РФ В.Путину «пригласить в Москву писателя, опального и гонимого у себя на родине».

На этот призыв откликается …Германия – та страна, против которой писатель воевал с оружием в руках. Уже находясь в Германии, в конце 2002 года В.Быков получает вид на жительство в Чехии. Президент Чехии Вацлав Гавел, приглашая белорусского писателя в свою страну, заявил: «Для Чехии большая честь, что у нас будет жить Василь Быков». К сожалению, к тому времени жить В.Быкову осталось совсем недолго. Уже очень скоро в Чехии ему была сделана операция по поводу рака желудка. Однако многочисленные метастазы в печень и другие органы шансов не оставили никаких. Предчувствуя скорую кончину, В.Быков пожелал вернуться на родину. Его перевозят в Институт онкологии и медицинской радиологии в Боровлянах, где 22 июня 2003 года В.Быков и скончался. Известный поэт Беларуси Р.Бородулин на смерть великого писателя сказал: «Смерть Василя Быкова - это утрата столетия. Это утрата духовных ориентиров. День смерти Быкова должен стать для нас, белорусов, днем, когда мы должны опомниться, опомниться и покаяться. Должны покаяться те, кто не давал жить писателю. Писательская жизнь Быкова, бывшего фронтовика, прошла в штрафной роте. Потому что он говорил правду, а правда неприятна для всех режимов авторитарного розлива». …Проститься с Василем Быковом пришли десятки тысяч белорусов и не только — очередь к минскому Дому литератора, где была устроена панихида, тянулась от станции метро «Площадь Победы». Затем многотысячная процессия несколько часов шла за гробом писателя, укрытом бело-красно-белым флагом, на Восточное кладбище Минска, где он и был похоронен. В этой процессии не было только одного человека – А.Лукашенко…

Спустя некоторое время президент все-таки был вынужден как-то объясниться, почему он не пришел на похороны самого выдающегося литератора Беларуси. В интервью каналу НТВ А.Лукашенко, в частности, сказал: «Я не хочу устраивать какую-то пиаровскую кампанию и пиар на смерти этого человека. Я достаточно сделал для Василия Владимировича Быкова до смерти, об этом нигде не говорил. …Если бы он тогда обратился к нашим врачам, Василий Быков долго бы еще жил. Но, к сожалению, его уже привезли из Чехии, Германии, Финляндии, где он лечился, уже безнадежным человеком. В этой ситуации я все делал. … Василий Быков был рупором, идеологом Пазьняка и Шушкевича на президентских выборах. Они проиграли мне президентские выборы, первые президентские выборы, когда я шел из оппозиции, а Шушкевич был, как вы помните, у власти. Это первая причина, за что он меня невзлюбил. Вторая причина, когда в Беларуси по моей инициативе русскому языку придали статус, равный с белорусским государственным языком. В единственной стране стал русский язык. Третье, когда я внес вопрос на референдуме о союзе Беларуси и России. Быков Василий, который вообще не приемлет тенденций на сближение с Россией, это была последняя капля, которая переполнила его, видимо, чашу терпения в отношениях с белорусским руководством и президентом Беларуси. Вот откуда все началось…Но я нигде, никогда плохо о Василии Владимировиче не говорил. Меня как Бог хранил. Сколько меня ни провоцировали на это, я говорил, что он талантливый, великий человек, но, к сожалению, это человек, который не приемлет ту политику, которую сегодня Лукашенко проводит в Беларуси».

Глава государства в данном случае был предельно откровенным. Действительно, в современной Беларуси мерилом ценности любого писателя (да и вообще кого бы то ни было) является не его талант, но степень лояльности к существующей власти. Причем это правило распространяется не только на ныне здравствующих авторов, но и на тех, кого уже давно с нами нет. Не случайно из новой белорусской школьной программы по литературе исключены многие произведения «националистического, политизированного характера», в том числе и значительная часть творческого наследия Василя Быкова. Но больше всего меня лично поражает другое. Когда умер создатель и руководитель известного белорусского ВИА «Песняры» В.Мулявин, по вопросам увековечивания памяти музыканта А.Лукашенко провел целое совещание. Его результатом стал большой комплекс мероприятий, часть из которых я сейчас назову: мемориальная доска на доме в Минске, где проживал В.Мулявин; памятник, центр музыкального искусства имени В.Мулявина (в состав которого войдут музей, студия звукозаписи, нотная библиотека, молодежная студия); стипендии и премии имени Мулявина…Мало того, именем Мулявина назван бульвар, рядом с которым расположена Белорусская государственная филармония (ранее бульвар им.Луначарского). А теперь давайте сравним, как увековечена в Беларуси память и творческое наследие Василя Быкова… Да практически никак.

Уж поверьте мне на слово, в современной музыке я более-менее разбираюсь, и персонально к В.Мулявину никаких претензий не имею. Правда, при этом не считаю его творчество в музыкальном отношении хоть сколько-нибудь выдающимся. Но в любом случае фигура Василя Быкова в сравнении с этим пусть по-своему и замечательным музыкантом, настолько несоизмерима, что их даже близко поставить нельзя. Утешает только одно – творчество «Песняров», ну, может быть, кроме вконец испорченной народной песни «Касiў Ясь канюшыну» с этими «ла-ла-ла», вряд ли кто когда-нибудь вспомнит, а повестями Быкова наши потомки и через сто лет будут зачитываться. Если, конечно, к тому времени они вообще будут уметь читать… Вспоминая Василя Быкова, в заключении этой статьи мне бы хотелось привести слова известного политобозревателя В.Портникова, написанные им еще в 2003 году: «Если бы даже не было книг — поступки Василя Быкова, его умение жить сделали бы его первостепенной фигурой в истории белорусской культуры и в истории нашей цивилизации вообще. Ибо таких уроков порядочности мы почти и не наблюдали. Быкову удалось быть самим собой во все эпохи, даже в последний период своей жизни, который позволял ему спокойно почивать на лаврах репутации классика. Что, казалось, заставляло его, уже тяжело больного и усталого, переезжать из страны в страну, как не нежелание хотя бы своим присутствием принимать участие в очередном надувательстве Отчизны? И вместе с тем как он не мог без нее, так и она без него - вот они и встретились…»

Ссылки по теме:

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме