14:00 25.04.2008 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Раненое образование

12:08, 25 Апреля | Валерий Карбалевич,

Этим 18-19-летним девушкам пора рожать, что они делают у нас в школах?

Из выступления А. Лукашенко на совещании о перспективах школьного образования 17 апреля 2008 г.

В 1998 г. в Беларуси было принято решение о проведении школьной реформы, в соответствии с которой в нынешнем году должен был произойти переход на 12-летнее обучение в средней школе. Казалось бы, вполне разумное решение, хоть в чем-то мы идем в ногу с мировыми тенденциями. Ибо такая система существует в подавляющем большинстве государств. Два года назад Национальным собранием был принят закон, который предусматривал 12-летнее обучение. Под эту реформу были разработаны программы, методики, выделены ресурсы, подготовлены кадры, затрачены немалые усилия большого количества людей, работающих в системе образования.

И вдруг на самом интересном месте, накануне выстрела стартового пистолета, следует команда отбой. Именно так можно интерпретировать результаты совещания у президента по вопросу целесообразности 12-летнего обучения в средней общеобразовательной школе. Хотя решение окончательно не принято, но отрицательная позиция главы государства по поводу этой реформы вполне определилась.

Прежде всего, возникает вопрос об элементарном порядке в стране, механизме принятия важных государственных решений. На высшем уровне управления должен неукоснительно действовать принцип «семь раз отмерь, один - отрежь», а никак не наоборот. Тем более такая деликатная и чувствительная сфера, как образование, не может быть местом легковесных экспериментов и непродуманных решений. Хватит того, что правила приема в вузы меняются каждый год. Если уж пришли к выводу, что решение, принятое десять лет назад, было ошибочным, то за него надо отвечать. Кстати, кто у нас был президентом в 1998 году? Между прочим, остановить запущенный процесс реформы, сохранить статус-кво будет не менее трудно, чем осуществить переход к 12-летке, ибо образовательная система обладает большой силой инерции.

То, что у нас принято идти не в ногу со всем миром, давно уже не удивляет. Тем не менее, уровень аргументации противников реформы был достаточно показательным. Например, ряд участников досточтимого совещания сокрушались, что 12-летнее школьное образование увеличит бюджетные расходы. Это чистая правда. Но давно доказано, что вложения в образование самые эффективные, они окупаются сторицей, расходов на обучение никогда не бывает много.

Против перехода на 12-летнее образование был приведен такой убойный аргумент. Дескать, новая система ориентирована на поступление выпускников в вузы, а «стране сейчас нужны не столько обладатели дипломов о высшем образовании, сколько квалифицированные рабочие кадры: строители, слесари, токари, швеи и т. д.». Довод замечательный в том смысле, что лишний раз показывает: трудно изменить политическую природу нынешней власти, ориентированную на консервацию патриархального уклада, предпочитающую «мозолистые руки» «светлой голове». Сколько раз руководители уверяли, что государственная политика ориентирована на качественное образование, инновации, высокие технологии, начали строить «силиконовую долину» и АЭС. Но вот выясняется, что приоритетным для школы является подготовка рабочих кадров. Беларусь, как один большой агрогородок, а не Парк высоких технологий – вот идеал наших правителей.

Заместитель главы Администрации президента академик А. Рубинов выдвинул еще более замечательное обоснование против реформы. Дескать, унификация нашего школьного образования с европейским имеет смысл только при условии, что и система высшего образования присоединится к Болонскому процессу, с принятой там практикой двухступенчатой модели (бакалавриат, магистратура). Однако, по его мнению, делать этого не надо, ибо начнется отток наших специалистов в богатые страны.

Аргумент просто восхитительный по своей непосредственности. Не проводить реформу у себя, чтобы врагу не достались ее результаты – самый нетривиальный способ насолить проклятым буржуинам. Не так важно, выгодно ли нововведение самим, зато таким образом отомстим Западу за все нанесенные нам обиды. Пусть помучаются, попробуют пожить без наших кадров. Как говорится, куплю билет и назло кондуктору пойду пешком.

Приводились данные социологических опросов, из которых вытекало, что большинство родителей и учителей против перехода на 12 лет обучения. Интересно, с каких это пор наши власти стали интересоваться мнением людей? Почему бы при обсуждении избирательного законодательства, строительства АЭС или сооружении химического завода под Пуховичами не узнать, что думает об этом население?

И затем, даже далеким от социологии людям известно, что результаты исследования во многом зависят от того, как задать вопрос. Просто спросить, вы за 11 или 12 лет обучения, без объяснения смысла реформы, мало что проясняет. Ибо если один и тот же результат (аттестат) можно получить за меньшее количество лет, то и без всяких опросов ясно, что только небольшое число родителей проголосует за 12-летку.

В последнее время наши официальные лица, государственные СМИ много усилий тратят на разоблачение коварной политики Запада, якобы направленной на международную изоляцию Беларуси. Но прошедшее на прошлой неделе совещание у президента наглядно демонстрирует, что государственная политика страны ориентирована на самоизоляцию. В данном случае, на самоизоляцию от мирового образовательного пространства, ибо, повторюсь, большинство государств перешли на 12 и даже 13-летнее школьное образование. Вполне закономерно, что наши дипломы о высшем образовании не признаются в мире. Студенты не вправе выезжать за границу без разрешения администрации университетов. Сокращаются поездки белорусских детей на оздоровление в Европу.

Дистанцирование от европейских гуманитарных стандартов, будь то в сфере образования или прав человека, вытекает из сущности белорусской власти.

Кульминацией мозгового штурма почтенных участников совещания стала филологическая дискуссия, инициированная председателем Брестского облисполкома К. Сумаром. Пытливый ум областного руководителя пришел к выводу, что в школах неправильно учат русскому языку. От своей внучки он узнал, что в выражениях «раненый солдат» и «раненный в плечо солдат» первое слово пишется с разным количеством «н». И возмутился: «Какая разница, куда он раненый?». А. Лукашенко поинтересовался: «А надо как?» Почему-то сразу же вспоминается бессмертный персонаж русского писателя Д. Фонвизина Митрофанушка, который был уверен, что слово «дверь» является прилагательным, «потому что она приложена к своему месту». Эта сюрреалистическая картина факультативного урока языкознания на высшем уровне побуждает к тому, чтобы помолчать, сняв головной убор. В знак траура по раненому образованию.



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме