12:30 09.03.2012 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Затягивание структурных реформ — дорога в долговую яму
Совокупный внешний долг Беларуси, по данным Нацбанка, достиг 34 млрд. 28,4 млн. долларов, или 62,3% ВВП. За 2011 год он вырос на 19,8%. Внешний долг правительства на 1 февраля составил 11 млрд. 822 млн. долларов. Эксперты оценивают ситуацию как достаточно тревожную. Опасность, по их словам, представляет не столько размер внешнего долга, сколько отсутствие структурных реформ в экономике. Без них грозит скатывание в долговую яму.
По закону о бюджете, на обслуживание одного лишь внешнего госдолга в 2012 году предусмотрено направить 1,631 млрд. долларов.
При этом самые крупные платежи — 562,91 млн. долларов — должны пойти на погашение кредита Международного валютного фонда в 3,46 млрд. долларов, который Беларусь получила в 2009-2010 годах.
Правительство рассчитывало рефинансировать задолженность перед МВФ за счет нового кредита фонда, однако планам этим, судя по всему, сбыться не суждено.
На брифинге 5 марта представитель МВФ Крис Джарвис заявил: «Мы не рефинансируем тот долг, который страна имеем перед нами».
Джарвис возглавлял миссию экспертов, которая работала в Минске с 22 февраля по 6 марта. На итоговом брифинге он огласил условия, на которых Беларуси может быть выделен новый кредит.
Представитель МВФ отметил успехи правительства в плане снижения инфляции и сокращения внешних дисбалансов, а также приветствовал определенную правительством и Нацбанком «взвешенную экономическую политику на 2012 год: сбалансированный бюджет, жесткие ограничения кредитования в рамках государственных программ и надежный контроль за кредитом».
Однако, подчеркнул Джарвис, МВФ должен быть уверен в том, что «люди и структуры, которые отвечают за принятие решений на самом высоком уровне, поддерживают предлагаемые меры экономической политики».
Глава миссии подверг критике ряд запланированных показателей.
Так, по его словам, «целевой показатель экономического роста на уровне 5% на 2012 год не согласуется с сохраняющейся необходимостью дальнейшего снижения инфляции».
«Мы также полагаем, что было бы ошибочным значительно повышать зарплату, пока не установится более прочная стабильность», — сказал Джарвис.
Преждевременным считает МВФ и снижение ставки рефинансирования Нацбанка до 38%.
«Правительству следует определить политику структурных реформ, ориентированных на повышение производительности и экономического роста», — подчеркнул Джарвис.
МВФ рекомендует Беларуси провести либерализацию цен; усилить самостоятельность руководства госпредприятий; упростить переток рабочей силы из отраслей, в которых наблюдается спад, в растущие отрасли; укрепить роль частного сектора путем реформирования банков, приватизации предприятий и мер, которые позволяют привлечь инвестиции как иностранных, так и белорусских предпринимателей.
Крис Джарвис также подчеркнул: необходимо убедиться в том, что новая программа кредитного сотрудничества с Беларусью будет поддержана всеми странами-членами МВФ.
На вопрос, может ли повлиять на решение МВФ обострение отношений между Минском и Брюсселем, представитель фонда ответил крайне дипломатично: «Мы не можем как-то предугадать, что будет влиять на решение и поведение стран-членов МВФ».
В свою очередь, белорусские власти педалируют именно политический аспект проблемы сотрудничества с МВФ.
Как заявила 7 марта в интервью агентству БелТА председатель правления Нацбанка Надежда Ермакова, «представители МВФ, которые были здесь, не скрывают, что в большей степени имеют влияние политическая ситуация и политические вопросы, согласие стран-участниц МВФ работать с Беларусью по новой программе».
«Это, наверное, самый главный вопрос», — подчеркнула она.
По словам Ермаковой, Беларусь обойдется без кредита МВФ.
«Выводы, которые они сделали по поводу того, что надо затормозить рост реальной заработной платы и, возможно, даже ее снизить, наверное, не укладываются в нормальное понимание, — заявила глава Нацбанка. — Как можно рекомендовать ухудшить жизнь населения? Заработная плата у нас для бюджетников запланирована в расходной части бюджета. Не выплатить — ее значит сделать искусственный профицит бюджета. Зачем это делать?».
Ермакова утверждает, что «структурные преобразования в экономике идут». «Может быть, медленными темпами, но идут, — добавила она. — Дорожная карта у нас есть, но она не та, которую Международному валютному фонду хотелось бы видеть».
Комментируя отношения властей с МВФ, аналитики отмечают: правительство пытается уличить МВФ в политизированности, чтобы отвлечь внимание общественности от главного — отсутствия реальных реформ в экономике.
Конечно, МВФ как финансовый институт в первую очередь интересуют экономические вопросы, говорит бывший руководитель Нацбанка Станислав Богданкевич.
«Они хотят убедиться в том, что кредит, в случае выделения, пойдет не на проедание и поддержку политического режима, а на решение конкретных проблем выхода из кризиса», — отмечает эксперт.
Хотя, по мнению Богданкевича, вполне логична и заинтересованность фонда в политической либерализации.
Во-первых, напоминает он, члены МВФ, владеющие контрольным пакетом акций, — это как раз те страны, которые критикуют Беларусь за ситуацию с правами человека и политическими свободами.
Во-вторых, политическая либерализация важна не только для МВФ, но и для любого серьезного инвестора, подчеркивает экс-глава Нацбанка.
По мнению экспертов, Беларусь действительно может обойтись без кредита МВФ. Удержаться на плаву какое-то время помогут несколько возросший объем золотовалютных резервов (более 8 млрд. 35 млн. долларов на 1 марта) и кредитная помощь с Востока.
Впрочем, если учесть, какие выплаты по внешнему долгу предстоят Беларуси в ближайшие годы, запас финансовой прочности не так уж и велик.
МВФ, кстати, считает, что золотовалютные резервы страны находятся на низком уровне. «Даже при условии продолжения проведения надлежащей политики, возможно, было бы полезно получить дополнительное финансирование с целью наращивания резервов и обеспечения большей надежности внешней позиции страны», — заявил Крис Джарвис на брифинге в Минске.
Согласно Концепции национальной безопасности Беларуси, совокупный внешний долг не должен превышать 55% ВВП. Как видим, страна уже перешагнула этот рубеж.
По словам профессора Богданкевича, внешний долг некоторых стран, в том числе экономически развитых, например Японии, даже превышает ВВП. Но когда экономика конкурентоспособна и высокорентабельна, значительный размер внешнего долга может быть не критичным.
Размер внешнего долга следует увязывать с целым рядом экономических факторов, отмечают аналитики.
При отсутствии эффективной программы структурных реформ увеличение белорусского внешнего долга действительно выглядит угрожающим. В этой ситуации весьма некстати осложнение отношений Беларуси как с ЕС, так и с МВФ, который с 1 апреля понижает статус своего представительства в Минске.
По прогнозам аналитиков, со временем Беларуси вновь придется обращаться за помощью к МВФ, который выдает самые дешевые и выгодные кредиты.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме
26 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |