16:31 10.03.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Заседание общественного совета состоится 31 марта

Заседание общественного консультативного совета при администрации Лукашенко состоится 31 марта. Это будет фактически первое заседание, в ходе которого пройдет дискуссия о состоянии дел в белорусской экономике. С докладом выступит профессор Станислав Богданкевич. Данное заседание станет лакмусовой бумажкой и покажет, насколько серьезно власть ориентирована на перемены в стране.

Напомним, что Лукашенко уже успел раскритиковать деятельность совета еще до начала его работы.

Между тем, Антикризисная программа Объединённых демсил согласовывается между «правыми» и «левыми». Предполагается, что она будет принята в пятницу. «Программа ОДС будет плодом компромисса, – говорит заместитель председателя Объединённой гражданской партии Лев Марголин. – Однако Станислав Антонович, как эксперт, входящий в консультативный совет, вероятно, возьмёт за основу своего доклада первоначальный проект».

Ниже приводится текст этого проекта.


Станислав Богданкевич, Леонид Заико, Ярослав Романчук
Программа ОДС (проект):
 «О путях преодоления финансово-экономического кризиса и важнейших направлениях нового экономического курса в условиях мировой рецессии».
Оценка ситуации.
Благодаря российским ценовым субсидиям, доходившим до 8-10 млрд.дол. в год, и исключительно благоприятной конъюнктуре на экспортируемые товары, в последние годы валовые показатели страны показывали высокие темпы роста. Парадокс состоит в том, что, несмотря на это, в ХХ1 век Беларусь вступила с низкоэффективной, архизатратной, энергоемкой, не реформированной и чрезмерно зависимой от внешних факторов экономикой. В последние 15 лет экономическая политика властей была направлена преимущественно на сохранение уже во многом не отвечавшей новым реалиям производственной структуры. Тормозилось развитие малого и среднего бизнеса, сферы услуг, создание новых эффективных рабочих мест. Следствием этого стала разбалансированность, неприемлемый рост импорта до порядка 65-70% к ВВП. Из-за чрезмерных изъятий средств в бюджет (уровень- 50% ВВП) не решались вопросы модернизации, технологического и технического обновления, снижения энергоемкости. Использование административно-командной модели развития, неэффективность которой, казалось бы, окончательно доказал развал СССР, привело нашу страну к значимому отставанию от стран, избравших демократию и либеральную рыночную модель развития. К примеру, наши западные соседи – Литва, Польша - сегодня имеют конкурентоспособную экономику, которая обеспечивает в среднем зарплату и пенсии, превышающие наши в 2,5-3 раза, при примерно одинаковых ценах на потребительском рынке.

Экономический кризис поразил белорусскую экономику задолго до наступления мирового финансового кризиса. Слабость экономики проявлялась в виде убыточности и низкорентабельности, утраты оборотного капитала, закредитованности, роста складских запасов, увеличения дебиторско-кредиторской задолженности, высокой инфляции. Экономика все больше теряла свою конкурентоспособность. Уже в 2006 году до половины предприятий сидело «на кредитной игле» - задолженность банкам только за этот год увеличилась на 157%. В открытую форму кризис вошел с 2007 года, еще при особо льготных ценах на газ. В 2007 г. дефицит счета текущих операций вырос по сравнению с 2006 г. в 2 раза. За этот год отрицательное внешнеторговое сальдо по товарам достигло 4,4 млрд дол. или более 10% к объему ВВП. Отрицательное сальдо с Россией возросло до 8,3 млрд.дол., удвоилось. Размер совокупного внешнего долга возрос за год на 5,7 млрд.дол. или в 1,8 раза, внутреннего (экономика – банкам) – в 1,5 раза. Очевидно, истоки нашего кризиса не мировые, а внутринациональные.
В 2008 году все эти важнейшие качественные показатели еще более ухудшились. Высокими темпами продолжался рост внешней и внутренней задолженности. Остатки на складах непроданной продукции увеличились до 5 трлн. руб., просроченной задолженности – свыше 5 трлн. руб. В итоге происходит девальвация рубля, ведущая к снижению уровня жизни населения.
Возможности ценовой российской поддержки заканчиваются. Проблема усугубляется мировой рецессией, падением цен на экспортируемые товары, усилением конкуренции. Страна стоит на пороге обвального банкротства. Кризис нельзя остановить косметическими улучшениями принятой модели хозяйствования, как и внешними заимствованиями на «латание дыр», в значительной мере на потребление. Посредством изменений циркуляров, инструкций, правил, указов, не подкрепленных переходом к глобальному изменению курса, проблема не решаема. У наших властей нет четкого представления о сложившейся в экономике ситуации и внятной системы приоритетов, вокруг которых должна строиться экономическая политика.
Важно понимать, что финансовые и валютные проблемы страны являются вторичными. Главные вызовы Беларуси – отсталая экономика и ошибочная модель развития.
Экономика Беларуси застыла. Между прошлым и будущим. Между приказами выполнять планы, гнать вал и рыночной реальностью. Между старыми, еще советскими технологиями и растущей мировой конкуренцией. Между необходимостью создания благоприятного делового климата и желанием номенклатуры держать под контролем каждый сегмент рынка.
ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ, НЕОТЛОЖНЫЕ ШАГИ
1. Главным ресурсом, который должен быть задействован для оздоровления экономики, - человеческий капитал, прежде всего руководитель предприятия, бизнесмен, свободный от пут заданий, запретов, инструкций. Необходима коренная дебюрократизацию экономики. Требуется не совершенствование административных и технических процедур вмешательства в экономику (что делает правительство), а их безусловная отмена. Необходимо освободить бизнес от заданий по объемам производства, продаж и инвестиций; от директивного вмешательства в ценообразование и уровень рентабельности, кроме как по монополиям и структурам, спонсируемым из бюджета; от лицензирования, не несущего непосредственной угрозы здоровью человека; от навязывания порядка расчетов, от планирования штрафов и т.д. Упростить бюрократические процедуры при переходе имущества, бизнеса, строительства, сдаче в аренду. Отменить всякие ограничения, тормозящие развитие финансового рынка. Исключить из всех нормативных актов положения, предусматривающие внесудебную конфискацию имущества. Ввести пост омбудсмена по представлению и защите прав предпринимателей, частного бизнеса.
2. Целесообразно сократить размер средств, изымаемых у экономики в государственный бюджет, не менее чем на 20%. За счет, прежде всего, отмены сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки; отмены налога с продаж и налога на услуги; отмены местных целевых сборов и платежей в инновационные фонды; снижения ставки социального налога до 20%., а также снижения размеров основных налогов. Совокупная сумма налогов, изымаемых у реального сектора, не должна превышать 30% к ВВП.
В результате реальный сектор на цели инновации, технологического и технического перевооружения получит дополнительно порядка 6 млрд.дол.
Сокращение налогов на 6 млрд.дол. с лихвой перекрывается правительственными займами плюс поступлением прямых внешних инвестиций в процессе намеченной приватизации. Поэтому на период кризиса совокупный объем бюджетных расходов мог бы оставаться на запланированном уровне или даже быть увеличен. Внешние займы и кредиты правительством могут использоваться лишь в рамках бюджетного расписания, в пределах бюджетного дефицита. Однако структура расходов должна быть принципиально изменена. В неизменном виде могла бы оставаться лишь его социальная часть. Следовало бы также установить лимит на предоставление госгарантий по кредитам предприятий, определить ориентиры для банковской системы по привлечению внешних ресурсов.
3.  В составе бюджета предусмотреть создание Фонда антикризисного реагирования, определить объем поддержки малого бизнеса, дополнительной капитализации госбанков. Предусмотреть средства на возможное финансирование региональных программ занятости (при росте безработицы).
4. Ввести режим жесткой экономии. Сократить размер средств, выделяемых на содержание органов власти всех уровней, не ниже чем на 30% (в том числе за счет: оптимизации структуры управления и контроля и сокращения численности персонала; временного прекращения индексации фонда зарплаты на величину инфляции по аппарату госчиновников, включая парламент, правительство, другие органы «вертикали»); Законодательно установить пределы численности госаппарата и силовых структур.
5.  Установить предельные ограничения по окладам и материальным вознаграждениям для руководителей и других руководящих работников предприятий, получающих бюджетные дотации.
6. Осуществить консервацию затратных проектов –«атомная станция», «агрогородки», спортивно-культурные и иные сооружения; ввести мораторий на закупку автотранспорта и офисной техники; сократить размеры дотаций и субсидий на поддержку неэффективных производств и целых отраслей (сельское хоз-во и др.).
7. Очистить балансы предприятий от «липового» капитала. Обязать госпредприятия реализовать по свободным договорным ценам неликвидные остатки готовой продукции, списать сомнительную дебиторско-кредиторскую задолженность. Повысить ответственность за такое расточительство и бесхозяйственность.
8. Рекомендовать банкам при кредитовании уменьшать размеры кредитов на суммы собственных средств предприятий, замороженных в неликвидах.
9. Установить пособия по безработице на уровне не ниже размера прожиточного минимума, но не более 60% от размера зарплаты. На период кризиса, при увольнении работников в связи с истечением срока контракта обеспечить последнему выплату выходного пособия за счет бюджета.
10. Незамедлительно, еще до разработки нового закона, обеспечить социальную справедливость в пенсионном обеспечении, устранить наблюдаемые вопиющие диспропорции между высшими госчиновниками и другими категориями работников.
11. Правительство в своей повседневной деятельности должно исходить из задач либеральной рыночной модели развития, верховенства закона, социальной справедливости и, безусловно, соблюдения прав человека. Оценку эффективности правительства, других органов «вертикали» производить на основе заранее установленных нормативов (уровень инфляции, безработица, дефицит бюджета, сальдо торгового баланса, рост зарплаты, бизнеса, самозанятость). При их невыполнении – в отставку.

ДРУГИЕ ВАЖНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
НОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КУРСА
1. Обеспечить правовую, административную, налоговую, бюджетную, кредитную поддержки сбалансированного развития экономики (по свидетельству ЕБРР, Беларусь является аутсайдером среди постсоветских государств в плане построения институциональных основ рыночной экономики). Обеспечить ускоренное внедрение в сферу управления информационных технологий, формирование «Электронного правительства».
2. Поставить, наконец, все субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, в равные условия. Установить жесткую систему материальной ответственности при невыполнении договорных и иных обязательств вплоть до банкротства. Внести изменения в порядок проведения процедуры банкротства и санации с целью ускорения ее проведения, защиты прав кредиторов, а также активизации предсказуемых, прозрачных механизмов взыскания по залоговым и обычным требованиям.
3. Очистить экономику от неэффективного балласта. Провести реорганизацию, продажу, приватизацию, санацию, сдачу в аренду, ликвидацию государственных убыточных и низкорентабельных предприятий.
4. Поставить и решить задачу доведения доли внутринационального рынка как минимум до 50% от ВВП.
5. Продолжать реализацию правительственного плана акционирования и приватизации – после принятия детального закона, предусматривающего, в том числе, должную социальную защиту коллективов предприятий. Приватизацию крупных госпредприятий производить, как правило, лишь в целях привлечения ресурсов для модернизации и повышения эффективности.
6. Создать на базе двух белорусских нефтеперерабатывающих заводов международный концерн с привлечением европейского и российского капитала, с сохранением контрольного пакета у Беларуси. Представляется целесообразным предусмотреть продажу белорусским гражданам не менее 10% акций стратегических предприятий страны. Продажу предприятий с числом занятых до 200 человек целесообразно предусмотреть исключительно белорусским юридическим и физическим лицам.
7. Провести земельную реформу. Обеспечить принятие законодательной базы о вовлечении земли в полноценный коммерческий оборот. (включая создание единого земельного кадастра Беларуси, наделение собственников земли правом самостоятельного решения о порядке использования земли). Создать единый реестр земли, всех объектов недвижимости, необходимую инфраструктуру для функционирования полноценного рынка земли.
8. Поддержать реализацию «Национальной платформы бизнеса – 2009», разработанную союзами предпринимателей. Обеспечить доведение доли малого, среднего бизнеса в ВВП до 50%. В условиях роста безработицы отказаться от административного регулирования численности в малом бизнесе. Перейти с директивных на экономически обоснованные ставки арендной платы. Прекратить привязку ставок арендной платы, единого налога, патента, а также услуг предприятий-монополистов к евро. Ввести мораторий на проведение проверок субъектов малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей сроком на три года.
9. Демонополизировать рынок страховых услуг.

10. Посредством всемерного развития предпринимательства и конкуренции, с одной стороны, и ограничения («зажатия») рублевой денежной массы темпами роста ВВП, с другой, обеспечить снижение уровня инфляции до 3-5%, процентной ставки по кредитам до 8-10% и предсказуемость обменного курса валюты.
11. Сбалансировав спрос и предложение на внутреннем рынке, стабилизировав внутренние цены, рыночными методами, в том числе за счет регулирования обменного курса рубля, обеспечить сбалансирование внешней торговли.
12. Прекратить практику использования внешних займов на потребление (включая на оплату потребленного газа, на поддержание завышенного обменного курса и др.). Кредиты должны использоваться на высокоэффективные проекты, создающие новые рабочие места.
13. Бизнес нуждается в упрощенной системе налогообложения. Для малого и среднего бизнеса необходимо снять все ограничения на использования годовых патентов. На протяжении первых трех лет работы освободить малые и средние фирмы и индивидуальных предпринимателей от налогообложения.

14. За счет упрощения бухгалтерского учета и налоговых процедур, их автоматизации, использования интернета, выборочных методов статистики поставить и решить в ограниченные сроки задачу высвобождения из экономики порядка полумиллиона учетных работников и десятков тысяч контролирующих и налоговых чиновников.

15. Централизовать процесс управления государственным имуществом, ресурсами и активами, включая акции в коммерческих организациях, путем безвозмездной передачи их на баланс и управление Комитету по государственным ресурсам.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
16. Обеспечить приоритетное выделение ресурсов на образование и науку. Осуществить переход к бесплатному интернету для всего населения страны. Формировать национальную систему поиска и подготовки уникальных кадров. Стимулировать создание наукоемкого производства посредством создания Национального венчурного фонда.
17. Разработать и реализовать программу «Электронная Беларусь». Ускоренными темпами решать вопрос функционирования «Электронного правительства» на базе имеющихся в мире ИТ.
18. Проводить мультифункциональную энергетическую политику на основе стратегии эффективного производства и использования различных ресурсов.
19.  Кардинально упростить налоговую систему. Отменить НДС и налог на прибыль. Осуществлять фискальные функции с помощью автоматического взыскания «плоских налогов» со стоимости товаров, реализуемых конечному потребителю.
20. Адаптировать на законодательном уровне основные международные нормы и стандарты функционирования финансов, товарных рынков, инвестиций и бухгалтерского учета. Это повысит доверие мира к белорусскому бизнесу.
СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
В целях направления ограниченных ресурсов государства наиболее уязвимым социальным группам предлагается:
• Гарантировать для населения реальные социальные стандарты по зарплате, по пенсиям, пособиям по безработице, расходам на оплату ЖКУ, и др.
• Демократизировать контрактную систему. Отменить эту систему для работников массовых профессий. Отменить все ограничения по найму, связанные с местом жительства. Ввести режим свободного определения уровня оплаты труда в коммерческих предприятиях.
• Решать задачу удвоения, за ближайшие три года, средней заработной платы - за счет повышения производительности труда с помощью внедрения инноваций и технологий.
• Установить стандарт средней пенсии по стране в размере 50% от уровня средней зарплаты. Снять ограничения на занятость пенсионеров. Параллельно с существующей пенсионной системой ввести систему добровольного страхования, а также пенсионных фондов для предпринимателей и иных групп «самостоятельных» занятых.
• Положить начало формированию пенсионных фондов нового типа, работающих как сберегательно-накопительные финансовые институты.
• Установить повышенные нормы ежемесячной помощи инвалидам, детям-сиротам, многодетным семьям, учащимся и студентам.
• Сохранить дотации по жилищно-коммунальным платежам, включая электричество, воду и газ, тем домашним хозяйствам, чьи совокупные расходы на эти цели превышают 25% денежных доходов семьи.
• Создать общенациональную систему переподготовки кадров и специалистов для новых рабочих мест и производств, для переквалификации безработных.
• Обеспечить для нуждающихся в жилье за счет средств бюджетов оплату процентов по ипотечным кредитам сверх 5% годовых. С помощью бюджета обеспечить возможность приобретения социального жилья по ценам одного квадратного метра, равным средней зарплате по стране.
• Принять бюджетные программы по строительству низкобюджетных общежитий в областных городах и г. Минске - для облегчения внутристрановой миграции.
• Демонополизировать рынок лекарств и медицинского оборудования, отменить таможенные пошлины на импортные лекарства с целью сохранения их доступности в период жестких бюджетных ограничений.

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме