17:00 31.08.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Заключительная записка может стать черной меткой
МВФ ждет добровольного отказа от Госплана
26 августа 2009 г. Международный валютный фонд опубликовал «Заключительную записку» своей миссии. С 18 по 25 августа она изнутри изучала ситуацию в нашей стране. Семинар с Национальным банком, правительством и независимыми экспертами стал важной попыткой втянуть в публичный диалог как можно больше полисимейкеров. Визит директора Европейского департамента МВФ Марека Бельки добавил веса в миссию крупнейшего кредитора Беларуси. Не исключено, что в ближайшие два года Фонд может стать кредитором последней надежды нашей страны. Однако чтобы получать миллиарды долларов, белорусские власти должны выполнить довольно объемное домашнее задание. Его выполнение может стать началом системных рыночных реформ в Беларуси.
Старое уходит, новое рождается в муках
В отличие от Совета Министров,Международный валютный фонд (МВФ) констатирует наличие в Беларуси экономического кризиса. Сам по себе он не рассосется. Нужна политическая воля для проведения по-настоящему жесткой макроэкономической политики. Дефицит счета текущих операций был явно недооценен как самим Фондом, так и белорусскими властями. Едва ли МВФ, выдавая кредит, предполагал, что Нацбанк все получаемые ресурсы потратит на поддержание курса белорусского рубля при сохранении жестких ограничений на валютном рынке. Международные эксперты думали, что внешний шок такой глубокий и серьезный, что власти Беларуси сами быстро примут адекватные меры. Не приняли.
Совмин на пару с Нацбанком щедрыми кредитными вливаниями под низкие проценты стимулировали внутренний спрос. «Помимо вытеснения стандартного коммерческого кредита и создания издержек для бюджета, эти программы кредитования стимулировали внутренний спрос, что привело к увеличению дефицита внешней торговли и потере резервов в течение последних недель», — указывает МВФ.
Жестким протекционизмом и запретами ограничивался импорт и сдерживался спрос на валюту. Вопреки данным Фонду обещаниями власти продолжают жестко регулировать цены, не допуская ни их свободного роста, ни падения. Министры продолжали дружно навязывать производителям целевые показатели роста, что в условиях резкого падения спроса, удорожания кредитных ресурсов и ограниченной самостоятельности управления на микроуровне привело к накоплению инвестиционных ошибок. Рост складских запасов, неиспользуемые станки и оборудование (в некоторых секторах до 70%) подтверждает это.
За первые восемь месяцев 2009 г. никаких значимых изменений в законодательство о приватизации внесено не было. Власти продолжают настаивать на том, что продавать активы нужно по «старым ценам», т. е. докризисным. Вот только найти инвестора, который захотел бы войти на белорусский рынок на таких условиях, не удалось. Много слов было сказано по поводу налоговой реформы, но ее так и не начали. Более того, введение электронного способа отчетности об уплате налогов даже увеличило административное бремя на бизнес.
Обещания снизить ставки одних налогов сопровождаются предложением увеличить ставку вредного НДС-а. Сегодня против намерения Совмина и МВФ повысить ставку этого налога до 22% выступает помощник А. Лукашенко по экономическим вопросам С. Ткачев. Поскольку его мнение для главы государства важнее, чем в очередной раз пакующего чемоданы С. Сидорского, едва ли системной налоговой реформе зажгут зеленый свет.
Нет ясности по зарплате, рынку труда и оплате жилищно-коммунальных услуг. МВФ предлагает «заморозить» зарплату, либерализовать рынок труда и повысить тарифы на ЖКУ. Такие меры вполне разумны и логичны с макроэкономической, рыночной точки зрения. Доходов стало заметно меньше. Госпредприятия не то что новые рабочие места создавать, даже старые сохранить не могут. Однако реализация этих мер натыкается на жесткое сопротивление Минтруда, Минторга и Минэкономики.
Ценовая чехарда, бюджетные дотации и перекрестное субсидирование в ЖКХ не могут поддерживать прежнюю стабильность в этом секторе. Однако этот триумвират вкупе с четвертым фактором, пенсиями, составляет фундамент относительной социальной стабильности белорусской модели. Однако МВФ утверждает, что «тарифы на жилищно-коммунальные услуги следует приближать к уровню возмещения затрат, а реформу системы социальной защиты следует завершить».
Решение об изменении политики в этой сфере будет принимать только один человек. Он лично переговоры с МВФ не вел. А. Лукашенко пока не определился, но явное нежелание Кремля/Газпрома продолжать финансовую поддержку белорусской неоплановой модели, безусловно, катализирует процесс принятия решения по этому важнейшему вопросу. Первым признаком движения по направлению выполнения рыночных рекомендаций будет появление в правительстве и администрации президента новых лиц.
В преддверии макроэкономической грозы
В рамках текущей макроэкономической политики белорусские власти не могут добиться стабильности ни финансовой системы, ни бюджета. По мнению МВФ,«стимулирование внутреннего спроса в то время, когда платежный баланс страны по-прежнему остается слабым, ставит под угрозу достижение цели сокращения внешней уязвимости за счет накопления международных резервов».Фонд скептически смотрит на планы властей повысить зарплату в госсекторе. Тревогу вызывает растущий дефицит местных бюджетов. Несмотря на то, что в письме С. Сидорского и П. Прокоповича на имя управляющего директора МВФДоминика Страусс-Кана говорится об ужесточении политики доходов (обещается не повышать зарплату до конца сентября 2009), сбалансированном бюджете, повышении транспортных тарифов, формулировки обещаний белорусских властей не отличаются однозначностью.
Международные эксперты указывают также на низкое качество управления выдаваемых в рамках госпрограмм целевых кредитов. Для решения этой проблемы и очистки балансов банков предлагается создать Финансовое агентство развития. Идея заключается в том, чтобы эта структура, в конечном итоге, стала исключительным «источником финансирования государственных программ, причем кредитование финансировалось бы из бюджета, а банки отошли бы от такого кредитования». Это еще одна революционная, по мерках текущей бюджетной и промышленной политики, мера. Чтобы пойти на нее, правительство должно переформатировать свои отношения с заводами и фабриками, с концернами и внебюджетными фондами. Если не заставлять банки финансировать заведомо некоммерческие проекты госпредприятий, то надо готовиться к тому, что они будут банкротиться. К такому повороту событий белорусские министры и их советники явно не готовы. Есть основания считать, что «глубокая рецессия в России и Европейском Союзе», о которой напоминает Фонд, активизирует адаптационные процессы в коридорах белорусской власти.
Предсказываемый МВФ рост белорусской и региональной экономики в 2010 году основан скорее на благих пожеланиях, чем на глубоком анализе состояния банковского сектора, промышленности и сектора услуг. Тем более что Фонд указывает на риски потери двух главных локомотивов докризисного экономического роста Беларуси, свободного доступа на российский рынок и энергетического гранта Кремля/Газпрома. Инертность и пассивность белорусских властей будут находиться под воздействием целого ряда внутренних негативных факторов. Сбережений будет меньше, инвестиций и внешних кредитов тоже. Усугубится дефицит квалифицированных, молодых работников, способных конкурировать идеями и качеством управления с региональными конкурентами.
Главный мессидж заключительной записки МВФ для белорусского правительства очевиден: больше рынка, предпринимательства и свободы. «Для того чтобы рыночные силы могли сыграть свою определяющую роль в распределении ресурсов, следует значительно сократить государственное вмешательство в экономику». Это значит, в первую очередь, «сократить до минимума ценовой контроль», «отменить большинство ограничений по розничным торговым надбавкам», «произвести либерализацию заработной платы», «отказаться от установления обязательных для исполнения количественных целевых показателей на макроэкономическом уровне и уровне предприятий».
Банкам надо дать право «принимать решения о кредитовании, исходя из рентабельности и рисков проектов, а не следуя указаниям или рекомендациям правительства». Все это в комплексе означает твердый совет прекратить эксперимент с централизованной плановой экономикой. Раскрепощение бизнеса, приватизация на основе «амбициозной и прозрачной программы приватизации, которая открыта для иностранных инвесторов», дебюрократизация, расширение участия иностранного бизнеса — все это должно стать основной новой экономической политики правительства РБ. К сожалению, для внутреннего потребления НЭП в Беларуси еще никто не объявлял, а большая часть рекомендаций Фонда входит в противоречие с текущей экономической политикой.
Конец Госплана или продолжение спектакля по выманиванию кредитов?
Власти Беларуси не первый раз обещают внешним кредиторам и партнерам реализовывать правильные, рыночные программы. Напомним, что в далеком 1994 году первое правительство А. Лукашенко тоже обращалось в МВФ с письмом, в котором писало о своей решимости начать рыночные реформы. Все мы знаем, чем та история закончилась. Потом началась длинная интеграционная эпопея с Россией. Она на долгие 15 лет стала безотказным кредитором белорусской неоплановой модели. Были обещания сделать режим свободной торговли, таможенный союз, унифицировать монетарную и фискальную политику. Большая часть ресурса и этих политических обещаний исчерпана.
Сейчас пришла очередь очередного раунда обмена обещаний с МВФ. Писать правильные слова, которые ласкают ухо международных экспертов и чиновников МВФ, в Нацбанке и Совмине научились. Если провести параллели с микроуровнем, то наши власти представили для ценного кредитора бизнес-план. В нем много красивых слов и схем. Обоснование того, почему нужно дать $3,5млрд. есть. Технический слэнг подкреплен правильным цифрами о балансе. Присутствует описание нужных действий: ужесточить, ускорить, урезать, упрочить, упорядочить и т.д. Есть магические слова — отмычки сейфов МВФ: либерализация, институты рынка, приватизация, доступ иностранных инвесторов и т.д.
Правдами и неправдами Нацбанк и Совмин сумели «выбить» у Фонда кредиты. Сейчас осталось уговорить А. Лукашенко выполнить свою часть договора. До сих пор это не получалось. Однако на этот раз водить кредиторов за нос будет гораздо сложнее. Внешнее торговое благополучие закончилось. Инвесторы на предприятиях и в коридорах власти не толпятся. Долги растут. Бюджеты предприятий и страны сужаются. Населению не до всебелорусского одобрям-с. На горизонте маячит президентская кампания. Контекст для начала системных рыночных реформ, прямо скажем, неблагоприятный.
Заключительная записка МВФ содержит много хороших рекомендаций. Она написана с позиции благосклонного к намерениям белорусских властей кредитора. Выданные $1,5млрд. кредитов и еще около $2млрд. обещанных — доказательство этой доброй воли и авансирование намерений отдельных белорусских чиновников. В оставшиеся четыремесяца2009 г.Совмину и Нацбанку в плане системных трансформаций нужно сделать больше, чем за предыдущие 15 лет. Если министры продолжат реализовывать тактику выдачи рыночных фьючерсов в надежде усыпить бдительность и осторожность МВФ,Заключительная записка Фонда может стать для белорусских властей последней черной меткой. Если вслед за РоссиейМеждународный валютный фонд откажет нам в кредитах, риски серьезных сбоев в макроэкономической и социальной системах Беларуси резко увеличатся. В этом случае найти еще одного щедрого и доверчивого кредитора для белорусской вертикали будет невозможно.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме