17:31 21.03.2010 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

ЗА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ГОСУДАРСТВА

Послание XIII Съезда ОГП гражданину, бизнесу и власти.

Мы гордимся нашей родной Беларусью. Мы уважаем наш трудолюбивый, толерантный и гостеприимный народ. Мы радуемся достижениям наших производителей и предпринимателей. Объединенная гражданская партия (ОГП) представляет интересы обыкновенных людей и уникальных талантов, предпринимателей и наемных работников, молодежи и пенсионеров. Мы душой и сердцем болеем за нашу Родину. Поэтому мы обращаем внимание на рост серьезных проблем на уровне семьи, экономики и государства. Под угрозой деградации находится культура, образование и система здравоохранения. Не работают новые механизмы создания рабочих мест. Государство серьезно больно коррупцией и бюрократизмом.

 ОГП готова взять ответственность за модернизацию нашей страны. Мы готовы сделать такую власть, которая бы уважала людей. Мы готовы построить такую страну, что белорусские паспорта без виз будут пропуском в любую страну Европы и мира. Мы готовы создать условия для качественной защиты здоровья человека, динамичного бизнеса и ответственной власти.

Беззащитные люди, больное государство

Беларусь все глубже погружается в кризис. Нет уверенности в завтрашнем дне. Люди чувствуют себя все более беззащитными и уязвимыми. Будешь спорить с начальником – не продлят контракт. Будешь отстаивать права рабочих, перечить начальству – уволят. Около 500 тысяч рабочих мест находятся под угрозой ликвидации. Минимальная зарплата в нашей стране в три раза меньше, чем в Польше или Чехии. Размер пособия по безработице ставит белоруса за чертой бедности даже в Африке.
Предприниматели хотят создавать рабочие места, но правительство запрещает им нанимать на работу людей, которые не являются их близкими родственниками. Высокие налоги и бюрократическая нагрузка разрушают рабочие места. Инвесторы не идут в Беларусь – боятся беззакония и телефонного права. Им нужны гарантии прав собственности, а не личные обещания чиновников.
Стареет дух предпринимательства. Большинство молодых людей хотят делать карьеру чиновников, а не бизнесменов. Более 70% молодежи хотело бы вообще уехать из страны. Настоящий патриотизм и гражданская активность подменяются формальным, часто принудительным членством в БРСМ, участием в субботниках или административным сбором «добровольных» пожертвований.

Вместо системы охраны здоровья – модель здравовырождения

Система здравоохранения Беларуси стала системой здравовырождения. Заболеешь – можешь стать калекой. Врачи рады бы помочь, но бюрократы Минздрава мешают. Они унижают медицинских работников низкими зарплатами. Созданная властями монополия не защищает белорусов даже от обыкновенного гриппа. Вопреки записи в Конституции, в нашей стране нет бесплатной медицины. Обыкновенные люди на своем горьком опыте убедились: хочешь быстро вылечиться без потерь для здоровья – плати. Хочешь попасть на прием к врачу – приготовься ждать талона в длинной очереди с 6 утра.
Растет число больных алкоголиков и наркоманов, в том числе среди женщин. Стабильно высоким остается число самоубийств. По этому тревожному показателю наша страна входит в пятерку самых неблагополучных стран мира.
Больницы и поликлиники грешат поборами и взятками. Мы в 2 – 3 раза переплачиваем за лекарства. Талантливые врачи, профессиональные медработники уезжают за рубеж. Уважающая себя страна, ответственное перед народом правительство не может себе позволить такого состояния медицинской системы.

Вместо системы образования – модель промывки мозгов

Старая структура экономики рушится. Людям нужны новые знания, квалификации и умения. Получить их в стране негде. Белорусская система образования продолжает работать по старинке, на валовые показатели, ради формальных отчетов. Она готовит специалистов для вчерашнего рынка труда. Белорусские дипломы не принимаются в странах Европы и Азии. Учителя школ и преподаватели вузов настолько перегружены составлением планов, написанием отчетов и идеологической работой, что им некогда качественно готовиться к занятиям.
Министерство образования действует, как монополия. Старые учебники, архаичная методика преподавания, идеологизация образования, высокомерное отношение к студентам – белорусская система образования осталась в глубоком прошлом. Она готовит покорных исполнителей для системы Госплана, хотя большая часть студентов платит большие деньги за право получить высшее образование. Для большинства студентов получение диплома университета обходится дороже, чем для поляка, литовца или даже англичанина.

Без политических и гражданских свобод

Белорусское государство также серьезно больно. Граждане лишены права выбирать и быть избранными. Их мнение не учитывается при принятии важнейших для страны решений. Несмотря на обещания Европейскому сообществу, власти не изменили избирательное законодательство так, чтобы в стране было возможно провести свободные, демократические выборы. Более того, во время кампании по проведению местных выборов членов политических партий и активистов гражданского общества заставляли выходить из партий и отказываться от участия в выборах.
Наличие в Беларуси политических заключенных – убедительное доказательство серьезной болезни нашего государства. В тюрьме находятся невинно осужденные по сфабрикованным делам или фальшивым показаниям «свидетелей».
Вертикаль боится народа. Даже в праздновании Дня влюбленных режим видит угрозу и дубинками встречает букеты цветов. До сих пор не раскрыты громкие уголовные дела по похищению В.Гончара, А.Красовского, Ю.Захаренко и Д.Завадского. Как месть за политическую активность и честную гражданскую позицию мы рассматриваем уголовные преследования члена нашей партии А.Бондаренко, предпринимателей из Волковыска Н. Автуховича и В.Осипенко.
Беларусь по-прежнему страдает острым дефицитом свободы слова. Независимые общественно-политические и государственные газеты работают в совершенно разных условиях. Частным изданиям резко ограничен доступ к источникам информации. Государственным и частным предприятиям запрещают размещать рекламу в негосударственных СМИ. Спутниковый канал «Белсат» до сих пор не получил аккредитации в Беларуси. Во время публичных мероприятий силовые структуры препятствуют журналистам в выполнении их работы. Угрозы и запугивания независимых журналистов продолжаются. Государственная монополия «Белсоюзпечать» препятствует распространению частных газет и журналов.

Закон на побегушках у Вертикали

Тревожной тенденцией последних лет является разрушение доверия к судебной системе. Все чаще суды не судят, а осуждают – по приказу начальства. Коррупция разъедает органы госуправления. По индексу восприятия коррупции наша страна находится на позорном 150-м месте в мире из 179 стран. Чиновники предпочитают «крышевать» близкий к Вертикали бизнес, а не заботиться о малообеспеченных людях. Конституционный принцип равенства форм собственности повсеместно нарушается.
В Беларуси закон – на побегушках у указов и распоряжений главы государства. Само правительство игнорирует принимаемые законы. Чиновники не несут никакого наказания за принятие актов законодательства задним числом, за противоречия между разными законами, указами и постановлениями. Складывается опасная ситуация, когда для внешних кредиторов (МВФ, Всемирный банк) белорусские власти принимают обязательства выполнять показатели, которые противоречат целому ряду законов (например, закон о бюджете, Основные направления денежно-кредитной политики). Это типичный пример того, что закон в Беларуси – как дышло. Чуть ли не каждый чиновник поворачивает его в удобную для него в данный момент времени сторону.
По качеству государственного управления (индекс Всемирного банка) Беларусь занимает крайне неблагоприятное место в последней тридцатке стран мира. По фактору «эффективность правительства» в 2008г. Беларусь заняла 187-ое место и 212 стран. На таком же низком уровне находится качество государственного регулирования. По этому фактору Всемирный банк поставил нас на 191-ое место в мире. Такие оценки международных организаций являются еще одним подтверждением серьезной болезни белорусского государства. Вертикаль власти не опирается на народ. Она его эксплуатирует. Прямым обманом, манипуляциями и агрессивной пропагандой она парализует волю людей и создает атмосферу страха.

Вместо политики «дружи с соседом» - модель «разори соседа»

Еще одним признаком болезни белорусского государства является его внешняя политика. Вертикаль власти рассорилась со всеми соседями. Нефтяные, молочные, сахарные «войны» с Россией грозят еще больше осложнить отношения между предприятиями наших стран. Проект «союзное государство» не работает. Инициатива «Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России» обречена на провал ввиду неготовности национальных правительств отказаться от протекционистской политики. Государство серьезно больно, когда при наличии договоров о таможенном союзе с Россией белорусское правительство ввело 24 меры против российских товаров, а российское – 15 по отношению к белорусским на своем рынке. Вместо политики «помоги соседу» чиновники обеих стран проводят политику «разори соседа».
Острый конфликт с Польшей создает опасные предпосылки для резкого охлаждения отношений с этой страной. Из-за конфликта с Союзом поляков для Беларуси уже были заблокированы сотни миллионов долларов внешних кредитов. Белорусское правительство нарушает базовые принципы программы ЕС «Восточное партнерство». Огромный потенциал отношений с Европейским Союзом практически заморожен. До сих пор окончательно не урегулирован вопрос о границе с Литвой и Украиной. Из-за неадекватной политики официального Минска белорусы вынуждены платить за визы в страны Шенгенской зоны 60 евро.
Дорого обходятся для обыкновенного человека хронические болезни государства. Если бы в Беларуси была демократическая, подконтрольная народу власть, можно было бы сократить налоги на 10 – 15 процентных пунктов ВВП. С учетом дебюрократизации и упрощения законодательства у предприятий оставалось бы на 15 - 20% больше оборотного капитала. Создание в нашей стране европейских правовых и экономических институтов позволило бы нашей стране войти в топ-30 стран мира по качеству делового климата, уровню экономической свободы и конкурентоспособности. При переходе на мировые цены на энергоресурсы реализация в нашей стране стратегии развития «демократия + рыночная экономика + европейские институты» позволит увеличить среднегодовые темпы экономического роста на 2 – 3 процентных пункта ВВП в долгосрочной перспективе.
Таким образом, демократическая власть, частная либеральная экономика и европейские институты развития – самый надежный и эффективный способ защиты человека и оздоровления белорусского государства.

Больная экономика

Болезни белорусской плановой экономики все опаснее для благополучия граждан и независимости государства. Вертикаль не смогла не только предложить комплексную программу выхода из кризиса, но даже правильно установить его причины. Власти отказались от интеллектуальной и экспертной помощи, которую предлагали демократические силы. Болезнью белорусской власти мы считаем деление экономистов и экспертов на «государственных» и «оппозиционных». Отсутствие открытой общественной дискуссии на предмет выхода из кризиса и модернизации белорусской экономической системы резко увеличили цену ошибок правительства.
В 2009 году правительство полностью провалило принятые прогнозные показатели. По итогам 2009 года правительство рапортовало о росте реального ВВП на 0,2%. Если же сравнивать валовой продукт в долларах США, то в 2009г. он упал почти на 19%. Объем промышленного производства сократился на 2,8%. При расчетах в долларах падение превысило 20%.
Особенно чувствительным оказался коллапс внешней торговли. Резкое сокращение экспорта товаров на 35% при падении объемов импорта привело к росту дефицита торгового баланса товарами до $6,97млрд. (14,2% ВВП). За 2009г. валютная выручка сократилась на $12млрд. (на31,4%). Из них выручка от экспорта товаров сократилась на 33,5%, до $22,3млрд.
За 2009г. государственный долг увеличился на 82% и составил Br30,5трлн. (22,3% ВВП). Из него внешний долг составил $7,9млрд., увеличившись за 2009г. в 2,1 раза. В 2009г. долги населения по жилищным кредитам выросли на 53%, составив Br10,3трлн.
По состоянию на 1.01.2010 проблемные активы белорусских банков превысили Br3трлн., увеличившись за год в 3,5 раза. По оценке Нацбанка РБ, банковские активы, которые подвержены кредитному риску, за 2009г. выросли на 37% и превысили Br71 триллион (всего активы белорусских банков на 01.01.2010 составили 87трлн.).
Запасы готовой продукции промышленных предприятий превышают $2млрд. В автомобильной промышленности запасы готовой продукции превышают среднемесячное производство в 3,6 раза. Грузовых автомобилей находится на складах в 5,5 раз больше, автобусов – в 3,5 раза, прицепов – в 3,6 раза. Огромные проблемы со сбытом испытывают МТЗ, производители дорожной техники и товаров легкой промышленности.

Рыночные «реформы» по лекалам белорусского Госплана

Старые схемы и механизмы инвестирования, производства и распределения ресурсов дают не прибыль и развитие, а долги и стагнацию. Адаптация к кризису требует гибкости институтов и быстроты принятия решений. Правительство вовремя не переоценило сложившиеся в последние десятилетия экономические связи и отношения. Поэтому не смогло защитить производителей и предпринимателей от кризиса. Со старым багажом, на традиционных для плановой экономики экономических решениях окном возможности не воспользуешься, двери в новый процветающий мир не откроешь.
Правительство использовало весь арсенал инструментов для сохранения видимости благополучия плановой экономики. Льготное кредитование бюджетных программ, поддержка ликвидности государственных банков, вмешательство в валютный рынок, денежная эмиссия при получении больших внешних кредитов – все эти меры не были направлены на создание новой экономики, а на ремонт старой, на поддержание на плаву убыточных, бесперспективных предприятий.
Власти не отказались от порочной практики доведения до предприятий всех форм собственности валовых показателей роста. Не отменена вредная для бизнеса практика бюджетного планирования поступлений от штрафов. Вопиющим нарушением прав собственности является сохранение процедуры конфискации товара на мелкие нарушения. Проявлением глубокого недоверия чиновников к людям и непонимания ими сути предпринимательской деятельности является существующая система штрафов и наказаний. Недопустимо, когда сумма штрафов «убивает» бизнес и в отдельных случаях в 1000 раз больше суммы нанесенного ущерба. Несовместима с принципами рыночной экономики практика безакцептного списания со счетов предприятий денег в пользу государственных органов власти.
Технологически отсталые госпредприятия, перегруженные «лишней» рабочей силой, налогами и бюрократией продолжают терять конкурентоспособность. Производительность труда и рентабельность падает. Потенциал малого национального бизнеса блокируется. В замороженном состоянии находится такой ценный актив, как земля. Одновременно власти создали у работников завышенные ожидания. Вне зависимости от финансовых результатов работы предприятий люди требуют повышения зарплаты, низких цен, стабильных доходов от депозитов и полной занятости. Такая комбинация факторов в состоянии подорвать устойчивость любой финансовой и бюджетной системы, особенно в контексте сокращения российского энергетического гранта и ухудшения конъюнктуры на белорусские товары на российском рынке.

Правильные слова при дефиците правильных действий

Белорусское правительство декларирует необходимость проведения рыночных реформ. Мы поддерживаем меры, направленные на достижение макроэкономической стабилизации, в частности снижение инфляции до 3% в год, увеличение золотовалютных резервов, прекращение практики прямого или опосредованного финансирования Нацбанком бюджетных программ и государственных банков, сохранение сбалансированного бюджета, увязки роста доходов с ростом производительности труда.
К сожалению, обещания, данные белорусскими властями внешним кредиторам, сильно отличаются от проводимой экономической политики внутри страны. Наряду с правильными мерами денежно-кредитной политики, в частности по улучшению качества надзорной деятельности, Национальный банк допустил чрезмерный рост кредитования государственного сектора, ухудшение ликвидности и устойчивости целого ряда системообразующих банков.
Министерство финансов декларировало правильный курс на сбалансированный бюджет, но не сумело сократить финансирование многих бесперспективных программ и убыточных предприятий. До сих пор нет комплексного анализа эффективности государственных инвестиций и расходов в целом. В условиях кризиса аграрное лобби, отстаивающее интересы косметически модифицированной колхозно-совхозной системы, даже сумело увеличить бюджетные расходы на свои программы и проекты.

Моральная угроза от внешних кредиторов

Особо следует отметить действия Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ) и других международных экономических организаций в Беларуси. Мы приветствуем их готовность поддержать рыночные реформы в нашей стране. МВФ, ВБ, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международная финансовая корпорация (МФК) могут стать ценным источником знаний и опыта проведения системных трансформаций. Одновременно мы выражаем озабоченность формальным подходом этих структур к оценке ситуации в экономике Беларуси и к действиям правительства в целом.
Мы считаем, что МВФ и ВБ преждевременно огласили конец рецессии в Беларуси. Данные организации используют инструментарий оценки рыночной, а не централизованной плановой экономики. В результате они создают так называемую «моральную угрозу». Это ситуация, когда рекомендации и оценки внешних кредиторов создают у правительства впечатление правильности выбранного курса.
В результате белорусские власти отказываются принимать меры по ликвидации структурного кризиса, думая переждать тяжелые времена за счет внешних кредитов. Мелкие косметические меры не ликвидируют источники кризиса белорусской экономики, а резкое увеличение долгов и проедание кредитов усложняют жизнь будущих поколений.
Белорусские власти не выполнили взятые на себя обязательств по приватизации, ценовой и валютной либерализации, по сокращению кредитной экспансии, обеспечению бездефицитного бюджета и ликвидации протекционизма внутреннего рынка. В ситуации, когда МВФ не выставляет четких условий проведения системных структурных рыночных реформ, дальнейшее кредитование имитационных действий белорусского правительства мы считаем контрпродуктивным и рискованным.

Политика удушения национального предпримательства

Кризис в стране является следствием кризиса доверия власти к своим гражданам в целом и к предпринимателям в частности. Здоровье человека невозможно без полноценной работы, высокого дохода и сбережений на старость. Предпринимательство является самым надежным источником рабочих мест. Без его развития здоровью человека всегда будут угрожать опасности.
Белорусские власти продолжают проводить антипредпринимательскую политику. Если и декларируются правильные меры, то до их реализации на практике не доходит. Правительство лишает нас возможности приобретать акции лучших белорусских предприятий. Чековая приватизация превратилась в общенациональную кампанию по обману населения. Одновременно Вертикаль в закрытом для общества режиме торгуется с избранными иностранными инвесторами.
На наших глазах происходит распродажа национального богатства с вопиющим нарушением правил проведения честной, открытой и общественно приемлемой приватизации. Без открытых конкурсов и тендеров в руках избранных Вертикалью иностранцев оказались такие коммерческие организации, как Минский часовой завод, Белпромстройбанк, Мотовелозавод, мобильные операторы Велком и Бест, Лидский пивзавод, фармацевтический завод Диалек и целый ряд других предприятий. Переговоры по продаже белорусских нефтеперерабатывающих и химических предприятий, Беларусбанка и Белинвестбанка, Белорусского металлургического завода и Беларуськалия, Белтелекома и энергетических компаний также ведутся без участия национального бизнеса. В самом центре Минска оманским нефтебаронам продан большой участок земли по цене, которая в 5 – 10 раз меньше потенциальной рыночной цены. Нашим предпринимателям даже арендуемые ими объекты недвижимости купить не предлагают.
 Мы констатируем, что белорусские власти взяли курс на деиндустриализацию экономики и развитие весьма сомнительного с точки зрения законности сектора услуг: казино, азартные игры и финансовые услуги для «серых» иностранных денег. Как правило, такого рода деятельность сопровождается де-факто легализацией проституции и наркотиков.

Кошмар для предпринимательства сохраняется

Мы приветствуем курс на вхождение Беларуси в Топ-30 стран мира по качеству делового климата, уровню экономической свободы и глобальной конкурентоспособности. К сожалению, правильные слова не подкрепляются адекватными действиями. Мы позитивно отмечаем существенное улучшение процедуры регистрации коммерческих организаций (7-е место в мире), регистрации прав собственности (10-е место) и наличие качественной системы принуждения к исполнению контрактов (12-е место).
К сожалению, существующая правовая система не решает проблемы низкой платежной дисциплины государственных предприятий и органов госуправления. Используя административный ресурс и телефонное право, Вертикаль поддерживает иммунитет государственных организаций от выполнения ими своих финансовых обязательств. В 2009г. платежная дисциплина резко ухудшилась, что во многих случаях стало причиной банкротства частных компаний.
Беларусь сохраняет позорное, последнее место в мире (183-е) по качеству налоговой системы. Когда правительство забирает у предприятий в виде налогов сумму денег, равную его чистой прибыли, оно не хочет, чтобы в стране был крепкий, конкурентоспособный национальный бизнес. Декларируя уменьшение налоговой нагрузки, правительство меняет методику расчета и уплаты отдельных налогов, чтобы продолжить снимать с предпринимателей три шкуры. Например, по налогу на землю, объем обязательных платежей для отдельных видов бизнеса вырастет в десятки раз.
Белорусских предпринимателей «кошмарят» лицензированием, проверками, разрешениями, сертификацией, квотами и ценовым регулированием. Экономика страны, в которой на 120 тысяч юридических лиц и 220 тысяч индивидуальных предпринимателей приходится около 400 тысяч бухгалтеров, не может быть здоровой. В нашей стране работник для оплаты расходов республиканских и местных органов власти работает 164 дня, для покрытия издержек госрегулирования – еще 94 дня. 258 дней в году (71% календарного года). Таким образом, в Беларуси счастливый день освобождения трудового человека от навязываемых государством денежных и бюрократических обязательств в 2009г. пришелся на 16 сентября.
Существующая сегодня система госзаказа и государственных инвестиций вытесняет малый бизнес и создает для предпринимателей неформализованное гетто в виде ларьков, киосков или торговых мест на стадионах и рынках. Предприниматели лишены возможности роста и развития вне зависимости от качества их работы на рынке.
Правительство «душит» предпринимателей, но само активно занимается бизнесом. Особенно усердствует в этом Министерство торговли. Открытие небольшого кафе без номенклатурной крыши занимает от 1,5 – 2 года и требует, как минимум, $150 тысяч. Уничтожая потенциал развития малого бизнеса, Минторг планирует в 2010 году открыть 35 специализированных пивных заведений – пабов. Другие чиновники декларируют открытие 200 объектов сферы услуг.
 Нет сомнений в важности привлечения иностранных инвестиций. Однако мы считаем приоритетным развитие национального бизнеса. Просто ждать прихода иностранного капитала, концентрировать усилия только на привлечении в страну крупных корпораций - значит выражать недоверие белорусскому бизнесу и создавать льготные условия для горстки номенклатурных коммерческих организаций. Беларусь будущего – это страна миллиона предпринимателей, а не десятка отраслевых монополий.
Создавать, а не перераспределять, быть ответственным собственником, а не бюджетным иждивенцем, открыто конкурировать на рынке, а не требовать особых правил игры – в этом нравственная основа белорусской экономики. Что хорошо для предпринимателя, то хорошо для Беларуси. Гармония между бизнесом и обществом обеспечивается за счет активного, ответственного взаимодействия и совместной реализации права на труд, в том числе предпринимательский. Гармония между бизнесом и властью обеспечивается посредством открытого диалога с малым бизнесом и ИП, с крупными производителями и иностранными инвесторами. Такова новая идейная основа белорусской экономики будущего.

Аграрный провал

Советский Госплан не мог накормить большую страну СССР. Советская Беларусь по тем же самым причинам не может производить основные продукты питания качественно и по ценам ниже мировых. В период 2005-2009гг. бюджетные дотации и субсидии на поддержку АПК и возрождение села составили более Br21 трлн. или около $12млрд. Только в 2009г. из бюджетов всех уровней было потрачено Br4,6трлн. или $212 в расчете на один гектар. Это больше, чем во многих странах ЕС. При таких щедрых дотациях только 14 районов страны выполнили свои с/х обязательства. Несмотря на кризис и резкое сокращение доходов бюджета, аграрии в 2009г. сумели «выбить» из карманов налогоплательщиков на 30% больше ресурсов. Правительство, забирая у прибыльно работающего бизнеса налогов в объеме, равном чистой прибыли, уничтожает перспективные рабочие места и поддерживает занятость в убыточных, архаичных, неконкурентных секторах.
На 01.01.2010 долги аграрно-промышленного комплекса (АПК) превысили Br34трлн., из них более Br2трлн. – просроченная задолженность. Для сравнения, за весь 2009г. в хозяйствах всех категорий производство продукции сельского хозяйства составило Br26,5трлн. Объем чистой прибыли с/х организаций (Br1,4трлн.) более чем в 24 раза меньше долгов. При этом за 2009г. данный сектор сократил чистую прибыль на 14%. От реализации продукции чистая прибыль составила только Br416млрд. (около $150млн.), что на 25% меньше, чем в 2008г.
Ситуация, в которой чистая прибыль всего сектора меньше объема даже просроченных долгов – приговор всей аграрной политике Беларуси и существующей системе управления. Государственная собственность не создает стимулы для прибыльной работы на селе. Коммерческая значимость для страны проекта, когда на протяжении последних 15 лет власти ежегодно «закачивают» в сельское хозяйство $2,5 – 3млрд. бюджетных ресурсов, а на выходе зарабатывают от продажи продукции только $150млн., очевидна. Распределители чужого (политики и чиновники) имеют гарантированный доход за счет ценовой обдираловки 9,5 миллионов белорусов.
Белорусская природа считается конкурентным преимуществом нашей страны. Мы богаты озерами, но их коммерческий потенциал лежит мертвым грузом. Правительство с 2006г. реализует госпрограмму по развитию рыбной отрасли. Карп составляет 87% всего производства рыбы в стране. При этом сами власти признают, что экономически выращивать карпа невыгодно, что данный вид деятельности убыточен. Это не останавливает чиновников - инноваторов. Они хотят не только удвоить производство убыточного карпа, но и взвалить на государство функцию выращивания мальков форели. Такие вот идеи приходят в голову чиновникам в ситуации, когда обыкновенные белорусы платят за хорошую рыбу в 2-3 раза больше поляков или литовцев.

Угрожающий рост коррупции и бесхозяйственности

В Беларуси воровство и бесхозяйственность принимают угрожающие масштабы. Особенно этим недугом поражено строительство. По информации КГК, даже при реконструкции знаковых национальных объектов процветает казнокрадство. Так при реконструкции Национального академического Большого театра оперы и балета было похищено около $2млн. По оценке экспертов среднее по стране завышение сметной стоимости объектов составляет 20-30%. Это одна из причин дороговизны жилья в нашей стране.
Растет число уголовных дел против руководителей государственных и частных компаний. Власти создали правовую «мутную воду», в которой связанные с номенклатурой дельцы обогащаются за счет честных предпринимателей и потребителей. Так стоимость работ при строительстве ледового дворца в Барановичах, по оценке КГК, была завышена на Br660 млн. По данным контрольных органов установлены хронические приписки в сельском хозяйстве. Завышение валовых показателей на 8 – 15% в разных областях стало нормой существующей административно-командной системы.
В отношении высоких должностных лиц Национальной академии наук также возбуждены уголовные дела. И в этом заведении допущены хищения на большие суммы денег, а также факты получения взяток. КГБ возбудило уголовное дело в отношении руководителей ОАО «Лидахлебопродукт» за нецелевое использование бюджетных средств.
 Вместо того чтобы реформировать энергетику и обеспечивать энергетическую безопасность, руководители энергетической отрасли также были уличены в коррупционных сделках. Так компания ЗАО «ИПП «ЕвроЭнерго» в течение более 10 лет поставляла оборудование для энергетической отрасли страны. Работать без согласия Минэнерго она не могла. Как установили контрольные органы, из-за деятельности этого предприятия государство ежегодно теряло миллионы долларов. КГБ и КГК вскрыли огромные коррупционные дела в рядах МВД. В свою очередь, милиционеры «накопали» компромата на сотрудников других органов безопасности за их особые услуги для бизнеса.
 Дошло до того, что Генеральная прокуратура публично потребовала прекратить коррупцию в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ). В 2009г. здесь было зарегистрировало 87 коррупционных преступлений. В Управлении дорожно-мостового строительства Мингорисполкома бухгалтерия по поддельным документам украла Br143млн. Директор и бухгалтер Минского ЖЭС № 44 за год украли более $20тыс. бюджетных денег. Аналогичные случаи зафиксированы во всех областных городах.
 На деревоперерабатывающем предприятии Гродненщины перерабатывалась древесина, которую по поддельным документам поставляла целая сеть посреднических структур. Лес незаконно заготавливался на территории Минской, Витебской и Могилевской областей, а потом после переработки поставлялся на экспорт. Работала схема возврата из бюджета НДС. Только на этапе предварительного следствия государству возмещен ущерб на сумму более Br850млн. Данный случай говорит о чрезвычайно низком качестве управления лесным хозяйством и неэффективности существующей системы лицензирования. Отсюда и коррупция.
 Классикой белорусской бесхозяйственности и коррупции стал завод «Электроника» и НПО «Интеграл» в целом. Данные предприятия получили около Br300млрд. бюджетной помощи. В результате у нас нет ни современных производств, ни экспорта высокотехонологических товаров. Зато есть имитация бурной инновационной деятельности.
 Провалены инвестиционные проекты по строительству 118 молочных ферм. Под угрозой срыва находится реализация проекта «Минск Сити». Управление экономикой требует кардинальной реформы, когда концерн «Беллесбумпром» берет деньги на реализацию 14 проектов в программы инновационного развития на 2007-2010гг. и полностью проваливает их. При этом на складах отдельных предприятий этого концерна лежит дорогое импортное оборудование на более чем 6 млн. евро. Это типичный пример бесхозяйственности и безалаберности.
Качество планирования и оценки инвестиционных проектов власти ярко проявляется на примере производства автомобилей «Саманд». На начальной стадии реализации проекта были планы делать 200 тысяч автомобилей. В 2009г. было произведено 241 авто «Саманд». Примерно такой же объем производства был в 2008г. Данный продукт никак не назовешь ни высокотехнологическим, ни прибыльным.
С большими трудностями столкнулся проект по реконструкции минского стадиона «Трактор» и создания вокруг него торговой и офисной инфраструктуры. Широко разрекламированный Парк высоких технологий (ПВТ) пока остается парком высоких утопий. Десятки иностранных компаний вели переговоры по созданию в Беларуси крупных логистических центров. Белорусская бюрократия и эти проекты эффективно блокирует. Нет таких центров ни на западной, ни на восточной границе, а аэропорт «Минск-2» сохраняет свой статус памятника советской архитектуре, а не удобного, динамично развивающегося и прибыльного инфраструктурного объекта.
Экономика больна, когда нефтеперерабатывающие заводы получают из бюджета больше денег, чем платят туда налогов. Такова была ситуация в 2009 году. В январе 2010 года ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ» оценили свой убыток в сумму $110млн. и попросили правительство компенсировать им эти затраты. Власти практически «заморозили» зарплаты и пенсии, а вот на нефтебаронов им денег не жалко.
В пылу борьбы с коррупцией часто страдают невинные предприниматели. В погоне за выполнением плана по сбору штрафов контрольные органы разоряют людей. Государство серьезно больно, когда в нем на гражданина (Владимир Терентьев, деревня Боровики Светлогорского района) накладывают штраф в размере $6000 за ловлю 5 кг. рыбы в собственном пруду.
Вертикаль умело создает шлагбаумы на пути инвестиций малого бизнеса, в том числе иностранного. Сергей Манеев (Россия) вложил в предприятие Любанского района более $400 тысяч. Он планировал увеличить объем инвестиций до $1миллиона. Однако властям Любанского района и Совету Министров, очевидно, такие «малые» инвестиции не нужны. Руками бюрократов инвестиционный проект был «задушен».
Аналогичная ситуация случилась с литовским инвестором компанией «Транзито терминалас». Руками белорусской таможни Бобруйск и Молодечно лишились десятков рабочих мест и нескольких миллионов долларов иностранных инвестиций. Ранее без миллиона долларов своих денег остался еще один иностранный инвестор – польская компания «Терравита». Белорусская бюрократия не выбирает и «душит» в своих тисках частный бизнес вне зависимости от страны происхождения.

Выбор стратегии развития будущего Беларуси

 Объединенная гражданская партия (ОГП) последовательно предлагает конструктивный диалог с властями по выработке общенациональной программы выхода из кризиса. Мы открыты для обсуждения наших предложений по реформированию финансового сектора, бюджетной политики и делового климата. Актуальными остаются наши наработки по проведению приватизации, пенсионной реформы и созданию полноценной системы адресной социальной поддержки. Мы готовы предложить властям комплексный план модернизации системы здравоохранения и образования. Наши эксперты знают, как создать в Беларуси сотни тысяч новых рабочих мест.
 Поскольку кризис в Беларуси носит системный характер, а Вертикаль последние годы своими действиями его только усугубила, легких путей выхода на траекторию устойчивого развития нет. Чем дольше власти будут затягивать начало комплексных рыночных реформ, тем выше будет цена, которую граждане Беларуси заплатят за выход из кризиса. Бесперспективно сводить антикризисные меры только к улучшению делового климата или к продаже отдельным иностранным инвесторам крупных белорусских предприятий.
 Стратегический курс Беларуси в будущее – это политическая свобода, гражданские права и экономическая свобода. Видение развития нашей страны – это демократизация, европеизация и создание современных институтов свободного рынка. Это безусловная защита прав частной собственности и создание малого, эффективного государства. Это открытые границы и безвизовый режим с большинством стран мира. Это полноценное развитие предпринимательства и современная система поддержки нуждающихся при активном участии гражданского общества.
ОГП считает, что стратегия развития нашей страны должна основываться на выполнении следующих приоритетных задач и принятии первостепенных мер:

В политической и правовой сфере

1) безусловное освобождение всех политических заключенных, прекращение преследования граждан за политическую или гражданскую деятельность;
2) создание совместной правительственно-общественной комиссии по расследованию преступлений, связанных с похищением В. Гончара, А. Красовского, Ю. Захаренко, Д. Завадского;
3) приведение законодательства по выборам к стандартам ОБСЕ и Совета Европы;
4) ликвидация ограничений на деятельность политических партий и общественных организаций, полноценная интеграция политических партий и НПО в широкий общественный диалог по выработке стратегии развития страны и планов выхода из кризиса;
5) ликвидация нормы уголовного наказания за деятельность от имени незарегистрированной организации;
6) введение нормы заявительного принципа неправительственной общественной организации, если данная организация не претендует на льготный статус по уплате налогов;
7) ликвидация ограничений на деятельность частных СМИ, приведение законодательства о СМИ в соответствие со стандартами Европейского Союза, переход на уведомительный принцип регистрации СМИ, в том числе аккредитации иностранных СМИ в Беларуси;

В социальной сфере

8) либерализация рынка лекарств, ликвидация процедуры сертификации лекарств, сертифицированных странах ЕС, США, России, Украине, признание их на территории Беларуси, отмена квот и специальных разрешений на ввоз лекарств, отмена НДС и акцизов на ввоз импортных лекарственных препаратов;
9) четкое определение объема бесплатных медицинских услуг, введение прейскуранта цен на медицинские препараты и услуги в государственных медицинских учреждениях;
10) создание равных условий для развития частной и государственной медицины, создание независимого органа, который будет заниматься лицензированием медицинских учреждений;
11) преобразование всех государственных больниц и поликлиник в открытые акционерные общества с передачей акций на баланс местных органов власти, обеспечение их хозяйственной независимости, а также механизмов бюджетной компенсации за оказываемые населению услуги;
12) проведение конкурса по выбору внешнего управляющего государственными медицинскими учреждениями и создания механизмов финансирования малообеспеченных граждан;
13) введение страхового накопительного медицинского счета на каждого ребенка в возрасте до 18 лет;
14) создание правовых условий, подготовка административных механизмов к введению системы индивидуальных накопительных медицинских счетов, предоставление людям права свободного выбора покупки услуг медицинского учреждения в рамках объема стразовых ресурсов (взнос государства + обязательный взнос человека);
15) присоединение Беларуси к Болонскому процессу (стандарты в сфере образования), восстановление бакалавриата и магистратуры;
16) разработка законодательства по введению образовательных ваучеров;
17) предоставление университетам широкой автономии с безвозмездной передачей им всех активов и земли, на которой расположены данные учебные заведения;
18) снижение учебной нагрузки для учителей школ до 700 часов в год, предоставление учителям школ и преподавателям университетов каждого седьмого года работы академического, полностью оплачиваемого отпуска;
19) снижение классовой нагрузки для учеников средней школы, реализация принципа «больше думать, меньше зубрить»;
20) введение стандарта количества учеников в классе: до 20 в начальной школе, до 24 – в средней; максимум в студенческой группе – 30 человек;
21) обеспечение всех школ и вузов доступом к широкополосному бесплатному Интернету;
22) обеспечение полной компьютеризации школ;
23) ликвидация ВАКа, переход на стандарты ЕС в области научной работы;
24) снятие бюрократических барьеров на пути создания и функционирования частных школ;
25) предоставление университетам права свободного выбора вступительных экзаменов;
26) отмена принудительного распределения студентов;
27) ликвидация практики одобрения администрацией вузов поездок студентов и преподавателей за рубеж,

В сфере развития предпринимательства и создания новых рабочих мест

28) снижение налоговой нагрузки на фонд зарплаты до 15%, переход на единый социальный налог (подоходный налог + социальный налог) по ставке 15%;
29) переход на трехналоговую систему: налог с розничного товарооборота (15%), акцизы на табачные изделия, алкоголь и энергоресурсы (по европейским ставкам) и единый социальный налог (ставка 15%), законодательное закрепление максимального объема государственных расходов на уровне 30% ВВП;
30) законодательное закрепление нормы бездефицитного бюджета;
31) развитие системы страхования по временной нетрудоспособности, реализация программ переквалификации и переобучения за счет средств бюджета;
32) либерализация процедуры увольнения и найма работников;
33) снятие всех ограничений на наем работников индивидуальными предпринимателями;
34) создание благоприятных условий для самозанятости, введение правового режима, когда каждое физическое лицо может заниматься торговой деятельностью без получения лицензии с уплатой подоходного налога по единой ставке 15%,
35) отмена Единой тарифной сетки (ЕТС) и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) для всех организационно-правовых форм частного бизнеса;
36) установление размера ежемесячного пособия по безработице на уровне $120. Для его получения необходимо обязательное участие в общественных работах;
37) выделение бюджетных средств на строительство в областных городах и крупных районных центрах общежитий для рабочих и студентов, предоставление им права льготной приватизации комнат в данных общежитиях;
38) отмена любых ограничений по времени и режиму работы. Данные параметры найма устанавливаются самостоятельно нанимателем и наемным работником;
39) отмена лицензирования розничной торговли, туристических и транспортных услуг, а также тех видов деятельности, которые не создают непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан;
40) сокращение в два раза размера арендных ставок в помещениях, принадлежащих органам государственной власти;
41) полная либерализация цен за исключением цен так называемых естественных монополий (транспорт, ЖКХ, энергетика, телекоммуникация, водоснабжение);
42) ликвидация монополии «Белтелекома» на предоставление внешнего канала доступа к интернету, снижение цены услуг Интернета для провайдеров в 5 раз;
43)  ликвидация конфликта интересов на рынке интернет услуг путем выхода «Белтелекома» из состава учредителей провайдеров интернет услуг;
44) либерализация текущего и капитального счетов платежного баланса, снятие административных барьеров на приобретение валюты;
45) ликвидация торговых барьеров (тарифных и нетарифных ограничений), по перемещению товаров внутри Беларуси;
46) принятие закона о приватизации, которая обеспечивает продажу государственного имущества и земли на открытых аукционах с приоритетным участием белорусского бизнеса;
47) продажа по остаточной стоимости объектов недвижимости, которые арендует белорусский бизнес, как минимум, два года;
48) проведение административной реформы, направленной на создание малого, эффективного государства, исключающего конфликт интересов (коммерческое управление и законодательное регулирование в одном органе);
49) исключение из всех нормативных правовых актов норм, предусматривающих конфискацию имущества у субъектов хозяйствования;
50) полная отмена нормирования затрат;
51) ликвидация практики внесудебного применения ареста денежных средств на счетах и бесспорного списания их на основании предписаний государственных органов;
52) введение ограничения на размер штрафных санкций на малый бизнес и ИП. Максимальный объем штрафных санкций не должен превышать 25% среднегодового дохода ИП за последние два года или 25% среднегодовой прибыли за последние два года для субъектов малого предпринимательства;
53) введение упрощенной системы торговли на рынках, торговых центрах по патентам,
54) ликвидация ограничений для ИП по торговле отдельными видами товаров, в том числе пивом, сигаретами и алкогольными напитками;
55) обеспечение полной прозрачности финансовых потоков всех органов государственного управления и предприятий с долей государства более 50%. Введение нормы о ежегодном обязательном проведении их аудита с обязательной публикацией результатов на сайтах этих органов в течение месяца после завершения проверки;

Во внешней политике и торговле

56) принятие программы конкретных мер по адаптации законодательства Беларуси к требованиям ВТО с целью вступления в ВТО к 2012 году;
57) принятие программы и плана мероприятий для подготовки правовых, политических и экономических институтов к подписанию с Европейским Союзом договора о свободной торговле и сотрудничестве;
58) подписание двусторонних договоров о зоне свободной торговли со странами – членами программы «Восточное партнерство»;
59) ратификация договоров о границе с Литвой и Украиной;
60) отмена в одностороннем порядке виз для граждан стран ЕС, США, Шенгенской зоны, активизация переговоров с Польшей и Литвой о безвизовом (бесплатные визы) пересечении границы;
61) обеспечение полноценного участия Беларуси в программе НАТО «Партнерство во имя мира» и иных политических и геополитических инициативах данной организации, не противоречащих статусу Беларуси, как нейтрального государства;
62) определение конкретных мероприятий по участию Беларуси в мероприятиях ОДКБ, не противоречащих статусу Беларуси, как нейтрального государства;
63) введение моратория на смертную казнь, адаптация законодательства Беларуси к требованиям Совета Европы, вступление в данную организацию;
64) реализация совместных проектов со странами - участниками программы «Восточное партнерство» в сфере энергетики, инфраструктуры, образования и развития рыночных институтов;
65) сохранение ввозных ставок на автомобили для физических и юридических лиц на уровне 2009 года;
66) ликвидация торговых барьеров (тарифных и нетарифных ограничений) в торговле с Россией, создание полноценной зоны свободной торговли между Беларусью и Россией без изъятий и ограничений;
67) замораживание членства Беларуси в Таможенном союзе России, Казахстана и Беларуси до урегулирования проблемы торговли энерготоварами между Беларусью и Россией.

Беларусь стоит на пороге серьезных испытаний. Нет времени откладывать рыночные реформы. Нет ресурсов медлить с реструктуризацией предприятий. На исходе терпение людей, живущих в постоянном страхе роста цен, потери работы и сбережений. Беларусь похожа на сбившийся с пути корабль. Он движется без цели, четкого курса и дорожной карты преодоления кризисных явлений в семье, бизнесе и государстве.
Объединенная гражданская партия призывает людей, бизнес и правительство объединиться во имя будущего нашей страны. Мы все в одной лодке. Раскачивать ее, делить людей на «своих» и «чужих» - значит увеличивать угрозы всем нам утонуть в пучине истории. Мы готовы стать частью демократической, ответственной власти. Мы достойны лучших европейских стандартов качества жизни, защиты здоровья, поддержки предпринимательства и демократического государства.

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме