12:34 29.04.2010 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Выгодно ли Беларуси везти нефть из Венесуэлы?

Поставки нефти из Венесуэлы в Беларусь, возможность которых весьма скептически оценивало большинство экспертов, становятся реальностью. Танкер Sea Star с пробной партией нефти (80 тысяч тонн) отправился в Беларусь 2 апреля и в ночь с 24 на 25 апреля благополучно прибыл в порт Одессы. Украина уже начала принимать венесуэльскую нефть для Беларуси.
 
После завершения выгрузки нефть по железной дороге повезут на Мозырский НПЗ.
 
Без ответа пока остается один, но самый важный вопрос: рентабельность таких поставок. В случае положительной оценки экономического потенциала проекта поставки нефти составят до 4 млн тонн в год.
 
В условиях, когда стоимость "дружественной" венесуэльской нефти и ее перевозки не разглашается, воспользуемся расчетами российского Фонда национальной энергетической безопасности. Расстояние от Венесуэлы до Одессы составляет около 13,6 тысяч км, а тариф фрахта нефтяного танкера - $0,34 за 100 тонн на км. В этом случае доставка 80 тыс. тонн нефти будет стоить около $3,7 млн. К этому эксперт ФНЭБ Игорь Юшков добавил затраты при прохождении турецких проливов, которые в среднем составляют $30 за тонну нефти. Таким образом за транспортировку тонны нефти от Венесуэлы до Одессы надо заплатить около $76,24.
 
Но на этом транспортные затраты не заканчиваются, ведь транспортировка нефти по железной дороге - удовольствие традиционно не дешевое. Предположительно 80 тысяч тонн нефти потребует 1330 цистерн, которые составят примерно 20–25 составов. Стоимость транспортировки 20 железнодорожных составов до Мозырского НПЗ может обойтись в $5,2 млн при стоимости $65 за тонну. Правда, по неофициальной информации, эти тарифы для Беларуси будут снижены примерно до 36 долларов/т.
 
В любом случае доставка нефти до НПЗ по нефтепроводу выглядит привлекательнее. Как уже сообщал TUT.BY, Александр Лукашенко поручил первому вице-премьеру Владимиру Семашко начать переговоры с Украиной по участию Беларуси в проекте нефтепровода "Одесса – Броды", который сейчас используется в реверсном режиме (российская нефть поставляется в Одессу). В среду тема транспортировки нефти получила свое развитие. "Коммерсант" сообщил, что Украина уже имеет опыт поставок азербайджанской нефти на Кременчугский НПЗ через порт Южный, и все, что нужно, - это наладить возможность качать нефть в реверсном режиме до белорусских НПЗ. "В принципе это несложно и займет один-два месяца", - сказал источник "Коммерсанта" в Кабинете министров. По его словам, Украина уведомила об этих планах Россию: "Мы пояснили, что оснований отказываться от этого предложения нет. Ведь у нас объем транспортировки нефти все время падает". При этом в "Транснефти" комментировать эти предложения отказались.
 
Однако, отмечает эксперт ФНЭБ, за использование нефтепровода "Одесса-Броды" белорусам также придется платить. Протяженность маршрута нефтепровода от Одессы до Мозырского НПЗ составляет около 730 км. Тариф перекачки нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды" равен примерно $10,1 (перекачка - $6,6; перевалка - $3,5) за тонну по территории Украины, следовательно, приблизительная стоимость транзита венесуэльской нефти по трубопроводной системе составляет $808 тысяч за партию 80 тысяч тонн нефти.
 
Оценивая экономику поставок, эксперт ФНЭБ цитирует слова первого вице-премьера Беларуси Владимира Семашко о том, что переработка высококачественной легкой нефти сорта "Санта-Барбара" на Мозырском НПЗ позволит получить $61 дополнительной прибыли на одной тонне "по отношению к тому, что покупаем в России". Исходя из плана поставок 4 млн тонн нефти в 2010 году, до конца года Беларусь может заработать до $244 млн прибыли. Однако, добавляет эксперт, Семашко не пояснил, с какой российской нефтью он вел расчеты, с той, которая облагается пошлиной, или с той, которая от нее освобождена.
 
Таким образом, цена венесуэльской нефти для Беларуси, доставленной танкером до Одессы, а оттуда по железной дороге на Мозырский ПНЗ, составит приблизительно $737 за тонну, при условии, что изначальная цена венесуэльской нефти будет равняться $85 за баррель. Если в дальнейшем нефть будет доставляться от Одессы до Мозырского НПЗ по трубопроводу "Одесса-Броды", стоимость тонны нефти сократится до $682.
 
Фонд национальной энергетической безопасности отмечает, что стоимость российской нефти составляет для Беларуси $523 за тонну беспошлинной нефти (из расчета $70 за баррель - цена в марте) и $790,6 за тонну нефти со 100% пошлиной. Тем временем, замминистра экономики Беларуси Анатолий Филонов приводит другие цифры: в этом году одна тонна беспошлинной нефти обошлась Беларуси в $258, а "с уплатой 100% пошлины цена возрастает до $520".
 
В этом уравнении пока слишком много неучтенных, неизвестных или не очень точных данных. Туман над экономикой поставок венесуэльской нефти пока не рассеялся.

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме