17:46 23.10.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Торг вокруг Коллективных сил оперативного реагирования далек от завершения

Оформленное на днях присоединение Минска к созданной по инициативе Москвы ударной группировке ОДКБ существенно укрепит эту структуру. Соответственно, усилится и без того пристальное внимание к Коллективным силам оперативного реагирования (КСОР) со стороны Запада, в том числе стран НАТО. Такое мнение высказал в ряде интервью генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа. Независимые эксперты полагают, однако, что противоречия между союзниками по ОДКБ отнюдь не сняты.

Тем временем на Западе, если судить по статье корреспондентки The Financial Times Изабель Горст, этом образование считают "непрочной военно-политической группой".

В качестве доказательства автор приводит тот факт, что в первых учениях КСОР ОДКБ "Взаимодействие-2009" не участвовали воинские контингенты двух ключевых стран организации — Узбекистана и Беларуси. (Помимо них рамочный документ о создании КСОР в феврале 2009 года подписали Россия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан.)

Узбекистан, обладающий второй по численности после российской армией в блоке, как полагают эксперты, отказался принять участие в учениях из-за несогласия с размещением военной базы России у себя под боком — в Киргизии. Беларусь же, располагающая одним из самых значимых на постсоветском пространстве оборонным потенциалом, не спешит втягиваться в проект КСОР из-за торговых войн с Москвой и проявившегося в этом году тяготения к Западу.

Бойкот Ташкентом и Минском учений в Казахстане — не случайность, считают аналитики. Ранее Каримов и Лукашенко не поставили подписи на соглашении о Коллективных силах оперативного реагирования, принятом в Москве 14 июня 2009 года.

Однако, насколько можно понять из свежих заявлений Николая Бордюжи, акции ОДКБ как серьезного игрока на евразийском геополитическом пространстве могут существенно возрасти вследствие недавнего присоединения Беларуси к июньскому соглашению о КСОР.

Информацию об этом решении Минска обнародовал 20 октября руководитель пресс-службы ОДКБ Виталий Струговец. Из его сообщения следует, что подписанный президентом Беларуси Александром Лукашенко пакет документов, касающихся создания КСОР, поступил в Секретариат ОДКБ.

Среди них, помимо соглашения о КСОР:

• решение Совета коллективной безопасности ОДКБ "О составе Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности";

• соглашение об основных принципах создания системы скрытого управления силами и средствами системы коллективной безопасности ОДКБ;

• решение "Об Основных направлениях действий государств — членов ОДКБ по формированию системы коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации на период до 2012 года";

• решение "О Плане действий государств — членов ОДКБ по формированию коллективной системы противодействия незаконной миграции граждан третьих стран на период до 2012 года".

По мнению неназванных источников в российском оборонном ведомстве, на которое ссылается газета "КоммерсантЪ", присоединение Минска к ударной группировке ОДКБ существенно усилит ее военную мощь. Согласно данным, приводимым тем же "Коммерсантом", Беларусь обязалась выделить в распоряжение КСОР около 5 тысяч человек.

В это число входят:

• бригада из состава сил специальных операций вооруженных сил (в агентстве БелаПАН полагают, что это будет 5-я бригада спецназа из Марьиной Горки, Минская область),

• антитеррористическое подразделение КГБ (таковым в Беларуси является "Альфа"),

• спецподразделение МВД ("Алмаз"),

• подразделение МЧС.

В этом случае Беларусь, наряду с Россией и Казахстаном, становится одним из главных участников КСОР. Такой расклад в основном соответствует положениям рамочного документа о КСОР, подписанного в феврале текущего года. В соответствии с ним, Россия, в частности, планирует выделить воздушно-десантную дивизию (предположительно 98-ю гвардейскую) и десантно-штурмовую бригаду (вероятно, 31-ю ДШБ), а также отряд милиции особого назначения "Зубр", отряд милиции специального назначения "Рысь" и отряд МЧС "Лидер". Всего — около 8 тысяч человек.

Казахстан будет представлен в КСОР десантно-штурмовой бригадой (до 4 тысяч человек) и тремя отрядами, сформированными из сотрудников МВД, МЧС и органов госбезопасности. Армения, Киргизия и Таджикистан выставят по одному батальону.

Общая численность контингента КСОР определена примерно в 15-20 тысяч человек. Причем военная компонента сил оперативного реагирования должна состоять из соединений и частей постоянной боевой готовности. Для мобильной переброски в любую точку зоны ответственности ОДКБ они должны быть оснащены соответствующими средствами доставки.

Как полагают некоторые аналитики, еще одним показателем согласия руководства Беларуси на более тесную военную интеграцию с Россией является и состоявшееся на днях в Москве очередное заседание совместной коллегии министерств обороны двух стран.

В его повестке дня значилось:

• подведение итогов выполнения Плана совместных мероприятий по обеспечению военной безопасности Союзного государства на 2007—2009 годы;
• утверждение плана работы совместной коллегии военных ведомств Беларуси и России на 2010 год;

• рассмотрение вопросов дальнейшего совершенствования деятельности Региональной группировки войск (сил) Беларуси и России, в том числе развитие обеспечивающих систем (информационной, тыловой и связи);

• обсуждение вопросов взаимодействия оборонных ведомств Беларуси и России в области радиоэлектронной борьбы.

По мнению ряда наблюдателей, столь значительные шаги руководства Беларуси навстречу России в военной области, сделанные вскоре после бойкота учений КСОР в Казахстане, скорее всего, объясняются обещаниями Москвы учесть экономические интересы Минска в наиболее чувствительных для него областях. Речь может идти о предоставлении кредита, облегчении доступа на внутренний рынок и льготировании газовых цен.

Однако большинство аналитиков не сомневаются, что торг вокруг Коллективных сил оперативного реагирования далек от завершения. Ведь соглашение от 14 июля носит сугубо рамочный характер. Между тем Россия вряд ли оставит свои попытки склонить белорусские власти к посылке своих солдат в составе КСОР в горячие точки СНГ.

Белорусское руководство, однако, в этом не заинтересовано, прежде всего по внутриполитическим причинам (на подходе — две избирательные кампании). В Минске будут всячески упирать на то, что нормы законодательства нашей страны запрещают участие белорусских военнослужащих в боевых действиях за пределами национальной территории. И в любом случае — настаивать, чтобы решения о применении КСОР принимались только главами государств ОДКБ и только на основе консенсуса.

Более того, как заявлял глава МИДа Сергей Мартынов, белорусские военнослужащие могут быть задействованы только в зоне ответственности региональной группировки сил Беларуси и России.

Для того чтобы силы и средства системы коллективной безопасности ОДКБ смогли реально функционировать и выполнять возложенные на них задачи, порядок формирования и применения КСОР должен быть подробно прописан в документах так называемого второго уровня. Они же на сегодняшний еще не готовы.

Консультации экспертов государств — членов ОДКБ относительно этих нормативно-правовых актов состоялись 22—23 октября в Москве, в Объединенном штабе ОДКБ. (Отдельно рассматривался вопрос об оснащении КСОР современным и совместимым вооружением, военной и специальной техникой.)

Как подчеркнули в Секретариате организации, необходимость уточнения содержания данных документов обусловлена прежде всего спецификой комплектования, применения, управления и всестороннего обеспечения деятельности КСОР. Все это позволяет сделать вывод, что процесс согласования механизма функционирования КСОР будет нелегким и долгим.


Александр Алесин, военный эксперт — для БелаПАН.

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме