15:18 04.03.2010 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Топ-5 функций, от которых стоит освободить милицию

Из всех силовых структур белорусская милиция – самая многочисленная. Однако это не тот случай, когда количество переходит в качество. По мнению экспертов, для повышения эффективности работы МВД ему нужно дать возможность сконцентрироваться на главных обязанностях — охране правопорядка в стране. «Завтра твоей страны» определяет топ-5 функций, от которых стоит освободить милицию.

1. Медицинские вытрезвители

Парадокс очевиден уже в самом названии. Вытрезвители в Беларуси называются медицинскими, а находятся они в ведении милиции. Но если алкоголизм — болезнь, то лечить ее должны медики, а не милиционеры.

Понятное дело, что эффекта от такого отрезвления никакого. Наоборот, случается, в вытрезвитель попадают люди с серьезными травмами или болезнями и, не получив квалифицированной медпомощи, умирают. Крайними оказываются милиционеры.

Стоит отметить, что 8 лет назад тогдашний руководитель МВД Владимир Наумов пытался освободить своих подчиненных от этой неблагодарной и грязной работы. Все медвытрезвители было решено передать в систему здравоохранения.

Однако руководство белорусского Министерства здравоохранения воспротивилось. И поскольку тогдашний министр Людмила Постоялко имела мощный рычаг влияния на главу государства, то шефу МВД пришлось оставить медвытрезвители под своим крылом.

Сейчас в Беларуси функционирует 24 таких учреждения. Ежегодно через них проходят в среднем 70 тысяч человек. Хотя, по сведениям МВД, пьяных на улицах белорусских городов, как минимум, в 4 раза больше. Но зачастую мест в вытрезвителях на всех не хватает. К тому же, милиция не имеет технической возможности подбирать всех пьяниц и доставлять на вытрезвление. Да и особого желания выполнять эту работу у стражей правопорядка нет: хлопотно и невыгодно.

Несмотря на то, что тарифы на оказание услуг медвытрезвителя в зависимости от региона составляют от 1,5 до 3 базовых величин, рентабельность этих учреждений низкая. Расходы на содержание персонала, здания, коммунальные платежи гораздо больше общей суммы взысканных штрафов. Ведь минимальный штат учреждения должен составлять 21 сотрудник (начальник медвытрезвителя, начальник кабинета профилактики, три инспектора-дежурных и столько же милиционеров-дежурных по палатам, девять милиционеров группы по подбору пьяных, три медработника, сестра-хозяйка). Помещения должны быть оборудованы системой видеонаблюдения с круглосуточной записью информации.

Но не только высокие материальные затраты вызывают нежелание МВД содержать медвытрезвители. Сейчас большинство лиц в состоянии опьянения доставляется в органы внутренних дел, а находящиеся в тяжелом состоянии и нуждающиеся в экстренной помощи — в медицинские учреждения. МВД предлагает создать в областных и районных центрах специализированные отделения при наркологических диспансерах или других государственных медицинских организациях, выполняющих аналогичные функции. В эти спецотделения, по мнению милицейского начальства, следует помещать лиц, находящихся в сильном алкогольном опьянении и имеющих проблемы со здоровьем. Кстати, оказание платных услуг по детоксикации могло бы приносить медучрежениям неплохую прибыль. Тем более что лицензию на осуществление подобной деятельности имеют все медицинские организации независимо от формы собственности.

И последнее. Штат сотрудников одного вытрезвителя составляет от 15 до 30% численности личного состава районного отдела милиции. Так что освободившиеся вакансии могли бы существенно укрепить милицейские силы на фронте борьбы с преступностью.

2. Пенитенциарная система

Фактически Беларусь продолжает политику сталинских времен, когда в системе наркомата внутренних дел был создан печально знаменитый ГУЛАГ. По сей день один государственный орган выполняет функции раскрытия, расследования преступлений и исполнения приговоров. В цивилизованных странах исправительно-трудовые учреждения успешно функционирую, находясь в структуре органов юстиции. Такая же реформа необходима и в Беларуси.

Во-первых, в стране давно назрела необходимость начать подготовку кадров для пенитенциарной системы, чтобы реализовать меры по адаптации осужденных к жизни в обществе. Милиции эти функции несвойственны. Как и любой правоохранительный орган, она заряжена на борьбу с противоправными действиями. А для Департамента исполнения наказаний в Беларуси главная задача состоит в выполнении производственных планов, где «зэки» рассматриваются как дешевая рабочая сила.

Во-вторых, передача пенитенциарной системы в ведение Минюста обусловлена еще и необходимостью выполнения рекомендаций Комитета Министров Совета Европы, полноправным членом которого намерена стать Беларусь. Кстати, уголовно-исполнительная система Министерства внутренних дел России была передана Минюсту этой страны еще в октябре 1997 года.

3.Экспертиза

Экспертно-криминалистических учреждения также целесообразно отдать под юрисдикцию Минюста. Ведь большинство экспертиз проводится по постановлениям следователей МВД. Вообще, более 80% следователей страны находятся в системе Министерства внутренних дел. А подчиненность экспертно-криминалистического центра, мягко говоря, противоречит условиям обеспечения независимости деятельности экспертов.

4. Паспортно-визовая служба

В соответствии с действующим законодательством, основными задачами Департамента по гражданству и миграции являются:

- разработка и осуществление мер, направленных на реализацию законодательства о гражданстве Республики Беларусь, выезде за границу и въезде в Беларусь граждан, передвижении и выборе ими места жительства, правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, предоставлении статуса беженца или убежища, внешней трудовой миграции;

-совершенствование правового регулирования вопросов гражданства и миграции;

-организация контроля за миграционными процессами и миграционной ситуацией в стране, противодействие незаконной миграции;

Опять же, не милицейское это дело выдавать населению паспорта, регистрировать граждан по месту их пребывания, оформление документов и разрешений на въезд в страну. Все эти функции, могли бы выполнять гражданские ведомства. К примеру, местные органы власти.

А что касается контроля за миграционными потоками, который также частично возложен на МВД, то для этого необходима специальная миграционная служба вне системы МВД.

5. Вневедомственная охрана

Есть в системе МВД целая служба, которая, благодаря протекционистской политике государства, зарабатывает огромные суммы денег. Речь идет о Департаменте охраны МВД. В нем служат более 30 тысяч сотрудников. Под их охраной — крупнейшие фабрики, заводы, банковские учреждения, предприятия торговли, водные системы и многие другие объекты, в совокупности составляющие 60% экономического потенциала страны. Этот департамент также оказывает услуги по охране квартир граждан, занимается сопровождением грузов, следующих транзитом через Беларусь.

Причем, акцизные и дорогостоящие товары подлежат обязательному милицейскому сопровождению. Естественно, все охранные услуги, оказываются милицией небескорыстно. Доходы от охранной деятельности МВД составляют десятки миллионов долларов.

Хотя в цивилизованном мире правоохранительным органам запрещено заниматься бизнесом, поскольку это чревато негативными для общества последствиями. Этот вид бизнеса отдан, как правило, в частные руки. Западный налогоплательщик вряд ли согласился бы содержать тысячи полицейских, просиживающих штаны на проходных заводов или в офисах редакций. В нашей стране, как известно, подобная картина наблюдается едва ли не повсеместно.

Боле того, в Беларуси государство со своей стороны всячески препятствует частному охранному бизнесу. Ему запрещено заниматься охраной банков и сопровождением таможенных грузов — а это одни из самых прибыльных видов охранной деятельности.

Во-вторых, сотрудникам охранных фирм в Беларуси запрещено ношение и применение не только оружия, но и спецсредств: резиновых дубинок, наручников. Следовательно, собственники, заботящиеся о сохранности своего имущества, отдадут предпочтение сотрудникам милицейской охраны. При поиске надежной охраны у белорусов фактически нет выбора, кроме как обратиться к услугам милиции.

В результате, благодаря протекционистской позиции государства, милиция сегодня вне конкуренции на рынке охранных услуг.

Хотя, совершенно очевидно, что частный охранный бизнес при создании благоприятных условий со стороны государства мог бы не только снизить цены и улучшить качество на рынке охранных услуг, но и оказать существенную помощь правоохранительным органам в борьбе с преступностью, освободив значительные милицейские силы от несения "вахт" на проходных предприятий и учреждений.

Справка «Завтра твоей страны»

Кстати, реформирование системы МВД с учетом всех вышеизложенных предложений намечалось еще 18 лет назад.

24 марта 1992 года Совет Министров Беларуси принял специальное постановление о работе Министерства внутренних дел по организации борьбы с преступностью. В качестве мер повышения эффективности борьбы с преступностью тогдашнему министру внутренних дел Владимиру Егорову было предложено «в течение 1992 года совместно с заинтересованными ведомствами проработать вопросы освобождения МВД от несвойственных ему функций: паспортизация населения, регистрация въезда и выезда граждан, вневедомственная охрана, обеспечение деятельности медицинских вытрезвителей».

Это постановление Совмина так и не было выполнено.

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме