12:16 07.07.2010 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Таможенный союз сотрясает белорусско-российские отношения
С 6 июля 2010 года Беларусь, Россия и Казахстан живут по единому Таможенному кодексу. Вымученным получился Союз на троих. Со скандалами и обидами руководителей Беларуси и России. Под бряцание нефтяных задвижек и газовых клапанов. При полном неведении бизнеса, до чего, в конце концов, договорились политики.
Мы уже привыкли к интеграционным будням Беларуси, России и Казахстана.Далеко не первый раз наши страны пытаются реализовать совместные проекты. 8 декабря 1991г. мы вместе создали Содружество независимых государств. Идеологи СНГ видели в нем то ли зону свободной торговли, то ли единое экономическим пространство.
На деле Содружество превратилось в Клуб редких встреч президентов.Свое первое соглашение о Таможенном союзе Беларусь и Россия подписали 6 января 1995 г., более 15 лет назад. 2 апреля 1996 г. мы с Россией создали Сообщество на двоих, а 8 декабря 1999 г. – Союзное государство.
Затем Беларусь, Россия и Казахстан решили в очередной раз встряхнуть интеграционную рутину и 10 октября 2000 г. подписали договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). На рубеже веков мы слышали хвалебные оды свободной торговли и справедливой, открытой конкуренции между нашими странами.
Прошло почти три года ничегонеделания.Россия, Казахстан и Беларусь в компании с другими странами – партнерами по СНГ 19 сентября 2003 г. подписали соглашение о намерении создать Единое экономическое пространство (ЕЭП). Опять много правильных слов о дружбе, бравада интеграционными достижениями – и смысловая пустота. Интеграционные проекты между нашими странами давно стали приторной внешнеполитической жвачкой.
Не похож созданный Таможенный союз на настоящий. Сохраняется таможенная граница между Беларусью и Россией. Бизнесмены продолжают заполнять декларации при перемещении товаров через границы друг друга. Товарам из третьих стран требуется растаможка. Нет признания сертификатов качества друг друга. Сохраняются квоты и другие виды количественных ограничений. Не исчезли требования белоруски властей обеспечивать 90% продовольственных и 80% промышленных товаров в розничной торговле исключительно белорусского происхождения.
Не изменился порядок уплаты и получения компенсации по НДС. Товары, вывозимые белорусскими компаниями товара в Россию, равно как и российские товары, продаваемые в Беларусь, считаются иностранными. Нет быстрого, эффективного порядка возврата НДС. Нет уверенности, что правительства одинаково понимают правила определения страны происхождения товара. По-прежнему сохраняются ограничения на участие в российских тендерах белорусских или казахских товаров.
Сохраняется бюджетная помощь своим, национальным производителям в ущерб компаниям из стран-партнеров по Таможенному союзу. Наконец, цены энергетических, транспортных, телекоммуникационных монополистов во всех странах продолжают дискриминировать покупателей по стране их происхождения. Какой-то дырявый, неубедительный получается Таможенный союз. Как интеграционная трасянка: смесь правильных слов о свободной торговле, справедливой конкуренции и равенства бизнеса всех трех стран вперемешку с грубым протекционизмом, непредсказуемыми нетарифными барьерами и дискриминационными практиками национальных монополистов.
Есть серьезные основания считать, что нынешний Таможенный союз обречен на провал. Каждое успешное интеграционное объединение или договор базируется на доверии. Президенты, правительства и парламенты должны доверять друг другу. Доверие строится на одном ценностном фундаменте, одних правилах игры, на взаимном уважении культур и национальных традиций. В Европе таким фундаментом является демократия, свобода, права человека и верховенство закона. В Беларуси, России и Казахстане демократия управляется, свобода ограничивается, права человека защищаются избирательно, а верховенство закона подменяется беспрекословным подчинением воли руководителей страны.
Горький интеграционный опыт Беларуси, России и Казахстана, накопленный с 1991 года, показывает, что такой фундамент оказывается зыбким и конфликтогенным. Чрезмерная персонификация отношений между странами не только не привела к созданию конкурентного ЕС и других региональным организациям, но усилила самоизоляцию Беларуси, протекционизм России и Казахстана.
Лидеры стран могут временно договориться по схемам поставки энергоресурсов и дележа ренты. Не возникает проблем с координацией реализации совместных проектов в сфере вооружения и транспорта. Как правило, без сучка и задоринки проходят схемы по совместному «распилу» бюджетных ресурсов обеих стран. Бывают недовольные долями и процентами, но, поскольку интересы верхов, в основном, соблюдаются, острых конфликтов не возникает.
Одновременно каждый руководитель страны сохраняет полный контроль над всеми внутренними политическими и экономическими институтами, денежными и товарными потоками. При олигархических, олигополистических договоренностях верхов руководители стран настаивают на сохранении монополии внутри страны. Они не готовы делиться властью с внутренними силами, тем более с иностранными правительствами. Номенклатура сохраняет лояльность, когда Центр делиться с ней определенными полномочиями и контролем над активами. Ей тоже не нужна конкуренция. Их интересы блюдут де-факто подчиненные Вертикали исполнительной власти суды. Поэтому реальный трансферт полномочий наднациональным органам маловероятен. Поэтому созданные сторонами таможенного союза органы с высокой вероятностью останутся органами в себе и для себя.
Есть еще один неотъемлемый институт любого успешного интеграционного образования – независимый суд, чьи полномочия и решения признают все стороны проекта. Его не было ни в одном из предыдущих интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Нет его и в нынешнем Таможенном союзе. Без суда и суда нет. Участники проекта обречены на хроническое выяснение отношений через номенклатурные, политические разборки. При нынешнем качестве человеческих отношений между А.Лукашенко и руководителями России склоки, ссоры и конфликты нам гарантированы. Казахстан будет балансировать, склоняясь скорее к поддержке большого и богатого ресурсами соседа. Поскольку руководители всех сторон Союза сделали ставку на интеграцию, то едва ли кто-либо осмелится первым выйти из Таможенного союза.
Наконец, такой проект, как «таможенный союз» может успешно работать, если правительства четко контролируют границы, эффективно борются с серой экономикой и коррупцией, не имеют «дырок» на границе и особых таможенных территорий и зон внутри страны. Ни Беларусь, ни Россия, ни Казахстан не могут похвастаться достижениями в этих сферах.
Официальный Минск вошел в Таможенный союз, но реализовывать принцип четырех свобод (свободное перемещение товаров, услуг, денег и рабочей силы) он явно не собирается.Пустить российские товары на белорусский рынок, т. е. снять требования обеспечить 90% продовольственных и 80% непродовольственных белорусских товаров в рознице – это «похоронить» тысячи дышащих на ладан государственных предприятий. Белорусские власти готовы идти на серьезные уступки, только получив энергоресурсы по внутрироссийским ценам. Однако связка Сечин/Путин отсекли даже возможность вести переговоры на этот счет.
Не решены проблемы поставок с/х техники, продовольствия, участия в тендерах и многое другое, что может испортить образ успешной интеграции. А.Лукашенко никогда ни с кем не делился властью. Таможенный союз его к этому принуждает. В таком положении человек склонен не к рациональной, прагматической оценке ситуации, а к эмоциональным всплескам и личным обидам. Будет таможенный союз или не будет, ясно одно. Старые схемы и механизмы взаимоотношений Беларуси и Россией сломаны. Новые пока не созданы. Преждевременно пить шампанское за успех интеграции. Слишком много осколков под ногами от торжественно разбитых бокалов по поводу предыдущих интеграционных побед.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме