15:30 03.11.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Светлана Калинкина: Политика и религия -- страшный замес

Вот и случилось. Клириканство приходит в политику.

В стране появился политический блок, который провозгласил в качестве приоритета новой Беларуси принципы христианской морали. Помолясь, каждый о своем и кто как умеет, лидеры нового демократического блока включились в борьбу за власть.
 
Специалистам известно, что истоки западной демократии - в Древнем Китае. Конфуций, который безуспешно убеждал правителей своего времени, что гармонии в обществе можно добиться,  только если выстроить общественный строй под волю неба, и что управление людьми должно осуществляться ради людей, удивительным образом был услышан на Западе.  Идея ритуала (в Китае это называется "ли") привела не только к выработке правил общения человека с Богом, но и человека с человеком. И все-таки несмотря на то, что на протяжении многих веков учение Конфуция было обязательным для всех китайских госслужащих, в самом Китае к свободе и демократии оно не привело.
 
Демократия родилась в христианском мире. Хотя ради того, чтобы в этот мир пришел Иисус Христос, согласно библейскому преданию, было убито 14 тысяч вифлеемских младенцев. Однако христианская мораль оправдывает Бога, который всемогущ, справедлив, но допустил этот ужас. Оправдывает тем, что есть Царствие Небесное, и там всем деткам воздастся за невинную смерть.
 
Это другой взгляд на волю неба.
 
Есть третий. Иудеи считают Христа обманщиком и до сих пор ждут своего Мессию, о котором говорили пророки Ветхого завета. Есть четвертый: мусульмане признают Иисуса великим человеком, но не считают пророка Ису Богом. В их понимании Бог - милостивый и милосердный — не спускается на землю к людям, но одних он награждает за праведную жизнь, других наказывает за неправедную.
 
Минимум три великие религии, представленные в Беларуси, идеологически очень близки. По крайней мере, по морально-нравственным ценностям они значительно ближе друг к другу, чем христианство в классическом понимании и уродливое христианство фашистской Германии, хотя у солдат армии Гитлера на пряжках ремней была известная надпись "Goot mit uns" ("С нами Бог"). И они, как это ни ужасно осознавать, были уверены, что с ними наш Бог, справедливый и гуманный, христианский.
 
Безусловно, самым правильным было бы оставить богословские споры богословам и религиоведам, которые по любому поводу эффектно находят цитаты из Великих книг, если бы религиозные догматы вдруг не притянули в политику.
 
Новорожденный "Беларускi незалежнiцкi блок" объявил, что это объединение основывается на нескольких базовых приоритетах деятельности. Вот тут-то и появилось утверждение о белорусском обществе, которое будет строиться на принципах христианской морали. На месте мусульман я бы разозлилась, на месте иудеев обиделась, на месте атеистов - задумалась. Их отвергли. Хотя не сегодня началось белорусское возрождение и немало есть людей, которые сделали для него как минимум не меньше, чем те, кто объявил о создании "Незалежнiцкага блока". И иудеи, и атеисты, и мусульмане каким-то образом без христианских ценностей прониклись идеями независимой Беларуси:  как-то додумались они, что если в стране исчезают политики - это преступление;  что если правит нами самодур, действия которого зависят от того, зачесалась ли у него левая пятка, — это ненормально; что если мальчик Коля живет с папой, но не с мамой — это аморально; что если в стране строятся ледовые дворцы в то время, как не хватает мест в больницах, — это безнравственно… Я даже буддиста одного знаю (хотя он неправильный какой-то получается, поскольку суть буддизма - отрицание важности чего бы то ни было в этом мире)... Но вот ему почему-то важно было, чтобы не Лукашенко победил на прошлых президентских выборах, а Милинкевич. "Буддисткий еретик" стоял в мороз на Октябрьской площади и долго возмущался, что герой-кандидат-христианин призвал всех расходиться по домам. Мол, всем спасибо.
 
Но с определенной точки зрения Милинкевич правильно поступил: на все воля Божья.
 
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
 
Это я  Нагорную проповедь процитировала. Мало кто спорит с тем, что именно в ней изложены основы христианской морали. Будем кротко плакать?..
 
Есть общечеловеческая мораль и общечеловеческие ценности. Собственно, они и объединяют порядочных и здравомыслящих людей во всем мире, несмотря на веру или убежденный атеизм. Потому что понятия о добре и зле каким-то образом оказались вне религий. И заповеди "не убий" или "не укради" отнюдь не изобретения христианства. Однако новый политический блок, который появился в Беларуси, посчитал необходимым сузить базу, основу будущего белорусского общества до христианской морали. И уж если зайдет спор, то тут даже я, православная, с протестантом Северинцем вряд ли договорюсь.
Ведь главные принципы этой самой христианской морали, как известно, изложены в заповедях (а они, в свою очередь, озвучены в Нагорной проповеди). Но в какой мере их принимать в качестве руководства к действию христиане понимают по-разному. И тогда неизменно возникает вопрос, у кого же мораль моральнее (простите за тавтологию). Моя вера признает, что не все в Святом писании надо понимать буквально, что есть в нем аллегории. А вот его вера вольных трактовок не позволяет, требует, как раз, буквального понимания и исполнения. Не спорю, может  так оно и надо, может, так правильнее.  Но…
 
Вспомним: "А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну."
 
Кто из протестантов вырвал себе глаз или отсек руку? Или они никогда не желали женщин? Или они желали их как-то не так, как все люди, закрыв глаза?  А, может, они все-таки лукавят? Ну вот и озвученный вопрос: кто из нас моральнее, ведь католики и православные хотя бы богословские оправдания невырыванию глаз придумали?
 
Интересный бы, наверное, получился диспут и на тему, действительно ли сосчитал Бог волосы на голове каждого из нас и зачем ему это знание? И морально ли было убеждать своих учеников: не бойтесь, идите и проповедуйте, вы под защитой, у вас даже волосы на голове все сочтены, когда потом все апостолы были кто убит, кто распят, кто обезглавлен, и только Иоанн умер своей смертью?.. Впрочем, с точки зрения одержимых клириков аморален сам поставленный вопрос, поскольку забота о завтрашем дне это тоже нарушение заповедей. И, строго говоря, по этой логике принципам Писания не соответствует даже само создание политических блоков: они ведь декларируют планы на будущее, а в Евангелие ясно сказано — Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
 
А что будем делать с заповедями "Не противься злу" или "Любите врагов ваших"?.. Да и вообще всякая власть от Бога, если верить апостолу Павлу. Так соответствует ли христианским принципам морали критика власти, а тем более борьба за власть?..
 
Нет ответа на эти вопросы даже в рамках одной конфессии. Сербская православная церковь публично осудила предпоследнего диктатора Европы, а  Русская церковь с последним диктатором целуется и благодарности ему шлет. Про католиков и говорить нечего: Папа Римский можно сказать за руку Лукашенко назад в Европу ввел - оказался первым высокопоставленным европейцем, который принял диктатора после многолетней опалы. А ведь чистейший человек, образец морали для католиков, практически наместник Бога на земле …
 
Политика и религия — страшный замес. В Беларуси такой подход пока расколол только молодежное движение. Но игры "взрослых дядечек" с этой гремучей смесью могут быть гораздо более опасными. Тут только копни!
 
Как мне кажется, не большой мудрости те политики, которые  решились на религиозные лозунги. Ничего не имею против христиан и христианской морали, но в главной для них и действительно умной книге неспроста сказано: "Не молись напоказ… Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись…" На мой взгляд, абсолютно понятно, что речь, как раз, и идет о недопустимости молитвы на политическом митинге.

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме