20:00 24.08.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Структурный облом - МВФ-у обещали структурные реформы, но не дали
Оценка Международным валютным фондом хода структурных реформ в Беларуси изумляет.
В страновом Докладе № 09/260, опубликованном в августе 2009 г. Фонд говорит о прогрессе в либерализации экономики и рыночных институциональных изменениях. На самом деле, их в реальной жизни нет. Если они и есть, то искусно замаскированы в тысячах актов законодательства. Белорусские власти изо всех сил стараются скрыть от кредиторов правду о проводимой ими экономической политике. Нехорошо получается. Обещали МВФ-у либерализацию, стабилизацию и рынок, а вышла профанация.
Ценовая либерализация, которой нет
Цены являются предметом большого скандала. Фонд указал на отмену ценового потолка ежемесячного роста цен на не более чем 0,5%. На самом деле, жесткое ценовое регулирование остается. Это может подтвердить каждый предприниматель. Нет оснований считать, что МВФ сознательно пошел на приукрашивание ситуации в Беларуси. Информацию об обмене ценового регулирования экспертам МВФ наверняка сообщили в Минэкономики. Вводить в заблуждение кредиторов нехорошо.
Вот пример, подтверждающий факт наличие тотального ценового регулирования. Из доклада же МВФ следует, что такого в нашей стране уже быть не должно. Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома от 21.07.09, ссылаясь на поручение Совета Министров от 14.07.09 № 11/225-1460, рассылает руководителям предприятий всех форм собственности документ «О ценах» (за подписью А. В. Романова, заместителя начальника). Чиновники устанавливают, что «изменение потребительских цен и тарифов должно осуществляться в размере не более 0,4 – 0,5 процентов в месяц. Обращаем внимание на недопустимость приобретения товаров с ростом цен более чем на 0,4-0,5 процентов». ГУПР Мингорисполкома призывает «стучать» на тех, кто будет повышать цены больше установленного потолка. Своеобразная трактовка либерализации. От того, что такими ценовыми безобразиями занимается не Минэкономики, а местные исполкомы, белорусскому бизнесу легче не стало.
Приведем еще один документ от того же ГУПРа Мингорисполкома «О ценах на картофель и плодоовощную продукцию» от 31.07.09 № 25-07-10/117. Чиновники сообщают, что с 5 августа 2009г. «уровень отпускных и розничных цен на картофель, капусту, свеклу и лук репчатый отечественного и иностранного производства в г. Минске не должен превышать…» Далее идет перечислении цен. «Установленный уровень предельных отпускных и розничных цен на картофель и плодоовощную продукцию распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей…». И еще: «При наличии остатков картофеля и овощей по более высоким ценам необходимо привести их в соответствие».
Тот же орган рассылает информацию «об уровне розничных цен на ввозимые продтовары по состоянию на 01.08.2009г… для использования в целях не повышения рекомендованного уровня цен». Чиновники указывают минимальные и максимальные цены на крупы, пшеничную муку (Br2420-5800), макароны (Br2840-20420), кофе в зернах (Br42800-168230), а также на чай, рыбу, яблоки (Br4040-8410), бананы (Br3530-4800) и т.д. Аналогичные документы выпускаются всеми обл- и горисполкомами. Так что свободного ценообразования в Беларуси как не было, так и нет. МВФ-у впору скорректировать свою оптимистическую оценку реформ в данной сфере.
Для выживания требуется ампутация
Белорусские власти, получив щедрые кредиты от Фонда, решили сохранить административные рычаги управления экономикой. Регулирование происходит если не законами и постановлениями Совмина, то инструкциями, письмами, распоряжениями и даже телефонограммами исполкомов, министерств и ведомств. Например, МВФ-у сложно было бы найти документы, подтверждающие принуждение розничной торговли к обязательному ассортименту на полках магазинов. Каждый владелец и менеджер магазина знает, что местные власти требуют, чтобы 70- 80% товаров были местного производства. Работает телефонное право и административно механизмы принуждения.
Сильно зависимые от доброй воли исполкомов и контрольных органов магазины в большинстве случаев следуют не букве закона, а тому самому духу актов законодательства, которые толкуют местные или министерские чиновники. Отсюда появляются вот такие изуверские и откровенно глупые документы, как, например, этот, от ГУПР Мингорисполкома с поэтическим, социально приятным названием «О снижении стоимости блюд» №2510/3225 от 20.07.09. На первый взгляд, речь идет только о рекомендациях и советах. «...Главное управление потребительского рынка предлагает пересмотреть рецептуры фирменных блюд, заменить дорогостоящие компоненты на аналогичное сырье отечественного производства, исключить дорогостоящие приправы и специи. Кроме того, предлагаем привести нормы выхода блюд в соответствие с рациональными и физиологическими нормами потребления. Обращаем внимание на обязательно наличие в реализации пшеничного и ржаного хлеба промышленного производства…» На самом деле невыполнение такого рода документов может стать источником неприятностей.
Если государство разрастается до размеров, когда его работники (чиновники) занимаются такого рода регулированием производства и торговли, ему нужна на таблетка аспирина или даже клизма, а серьезная операция - ампутация большей части его сегодняшних функций и полномочий. Чиновники думают, что без их чуткого руководства кафе, столовые и рестораны отравят и обманут своих клиентов. За свою заботу они берут очень дорого, что и приводит к чрезмерной дороговизне блюд в белорусских кафе и ресторанах.
Без приватизации, но с бюджетной накачкой предприятий
МВФ и власти Беларуси согласились на проведение целого ряда важных структурных реформ. Одна из них – это ликвидация прямого финансирования государством корпоративных проектов. Данное требование выполнено не было. Правительство продолжает поддерживать госпредприятия, невзирая на отсутствие у них адекватных программ по реструктуризации и модернизации, вопреки их финансовому состоянию и наличию бизнес-планов.
Фонд также надеялся на активизацию приватизации, либерализации рынка труда, в частности отказ от навязывания единой тарифной сетки для предприятий всех форм собственности. Однако этого не произошло. До сих пор действует декрет президента №17 от 18.07.2002 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников». Его редакция декретом № 2 от 23.01.09 не дала права частным компаниям самостоятельно определять порядок и уровень оплаты труда. Утвержденная Постановлением Министерства труда и социальной защиты Инструкция о порядке применения единой тарифной сетки работников РБ (пять изменений с 2002 по 2008 год) написана так сложно, что появилась даже коммерческая ниша в трактовке законодательства о труде и возможность издания специализированного журнала.
К началу сентября правительство вместе с Всемирным банком обязалось подготовить проект закона о приватизации и внести его на рассмотрение парламента. К началу осени должен был также быть подготовлен проект указа о создании Агентства по приватизации (до 30 сентября). Оно должно быть важной структурой по активизации процесса продажи госактивов. К ноябрю 2009г. Агентство должно определить пять госпредприятия для продажи через «открытый, международный, прозрачный и конкурентный тендер» к февралю 2010 года. К концу 2009 года Нацбанк тоже должен получить больше независимости через изменения его устава и Банковского кодекса. Эти и другие благие намерения пока остаются на бумаге.
Чтобы начать последовательные структурные реформы, строительство полноценных институтов рынка нужна недюжинная политическая воля и качественная программа. Ни первого, ни другого в Беларуси пока нет. А в это время риски растут.
Правительство – главный источник рисков
МВФ пишет об опасности ухудшения состояния мировой экономики и существенном удешевлении российского рубля. Для белорусской экономики это означало бы еще большее ухудшение платежного баланса и потерю конкурентоспособности. Уменьшаются шансы Беларуси по привлечению внешнего финансирования.
Однако самый большой риск – это само правительство Беларуси. Его так называемые антикризисные меры (забюрократизированность, льготные кредиты на строительство, списание долгов госпредприятиям, дискриминация частного сектора, агрессивная борьба против импорта, вытеснение частных инвестиций) подливают масла в огонь кризиса.
Белорусские власти попросили МВФ не соблюдать утвержденный критерий по накоплению ЗВР и одновременно беспечно потратили миллиарды долларов внешних займов. Вместо либерализации валютного рынка правительство взяло курс на искусственное сокращение спроса на валюту путем создания административных барьеров для покупки валюты. Декларации о поддержке национально бизнеса сопровождаются агрессивными мерами по его удушению.
До конца 2009 г. и, как минимум, весь 2010 год белорусские власти должны держать удар и проводить жесткую денежную политику, не допускать истощения ЗВР, существенно снизить госрасходы и раскрепостить частный бизнес. Для этого власть должна существенно обновиться, омолодиться и перестать раздваиваться. В переговорах с МВФ Совмин и Нацбанк предстают этакими рыночниками и чуть ли не либералами, а для внутреннего потребления они остаются все такими же приверженцами пятилеток.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме