21:31 02.08.2010 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Ставка на "третий мир" обрекает Беларусь на отставание
Состоявшийся на днях визит в Беларусь президента Сирии Башара аль-Асада снова напомнил о проблеме выбора основных партнеров, стоящей перед нашей страной. В последнее время необходимость ее решения является для беларусского руководства особенно насущной, поскольку отношения с главным стратегическим союзником – Россией – существенно ухудшились, притом, что взаимодействие с Западом по большому счету так и не нормализовалось.
Беларусь желает выбраться из изоляции, которую сама же и создала.
Причина известна: как та, так и другая сторона выдвигает ряд условий развития сотрудничества, не вызывающих у официального Минска ни малейшего энтузиазма. Поэтому чуть ли не единственным выходом из складывающейся неблагоприятной ситуации беларусские власти видят максимальное расширение связей с теми государствами, которые могут оказать ту или иную поддержку (в первую очередь, экономическую), не требуя при этом «поступаться принципами».
Вообще-то, такого рода идеи возникли и начали реализовываться уже довольно давно, где-то в конце 1990-х гг., причем поначалу упор делался на политическую составляющую. Это понятно: улучшение экономического положения в стране более или менее успешно осуществлялось за счет российских преференций, тогда как в политическом плане западная изоляция явно приводила к возникновению некоего ощущения ущербности. Именно тогда Беларусь вступила в Движение неприсоединения (ДН), став единственной его европейской участницей.
Лукашенко уже в 2006 г. сформулировал новую идеологию внешней политики
Естественно, под это была подведена соответствующая идеологическая база. В 2006 г., вернувшись с гаванского саммита ДН, Александр Лукашенко заявил, что «в настоящее время… возникают и энергично укрепляются новые центры силы. Их борьба за «место под солнцем» порождает масштабные, я сказал бы, планетарные противоречия, которые чреваты новым переделом сфер влияния и нарушением хрупкого баланса в мире». По его словам, задача заключалась в том, что выстроить «более дальнюю дугу внешней политики: страны Карибского бассейна, Венесуэла, Южно-Африканска�� Республика, зона Персидского залива, КНР, Иран, Малайзия, Вьетнам».
Нельзя не признать, что намеченный план частично был реализован: в настоящий момент из приведенного выше списка самыми важными партнерами Беларуси являются Китай, Венесуэла и Иран, пример которых представляется весьма показательным, а потому заслуживает более детального рассмотрения.
Беларусь «завалена» китайским импортом
Как и следовало ожидать, наиболее динамично развиваются отношения с Китаем, который вырвался на передовые позиции в мировой экономике и находится в активном поиске новых объектов для продолжения своей экономической экспансии.
В результате если в 2001 г. товарооборот Беларуси с Китаем составлял 184,3 млн долларов, то в 2009 г. – 1,3 млрд. Однако в начале века сальдо в объеме примерно 100 млн долларов было в пользу нашей страны, а в прошлом году – 950 млн, но уже в пользу Китая, то есть беларусский экспорт увеличился в 1,3 раза, а импорт – в 27 раз! Так что говорить о некоей грандиозной выгоде можно лишь с очень большой натяжкой.
Конечно, имеются и более позитивные аспекты. Так, Пекин и китайские банки оказывают определенную кредитную поддержку совместным инвестиционным проектам. В 2003–2009 гг. объем таких инвестиций в беларусскую экономику составил около 230 млн долларов, а сейчас обсуждается возможность предоставления уже 15 млрд кредита. В то же время только в прошлом году государственных займов КНР было привлечено на сумму 543 млн долларов.
С одной стороны, в условиях острой нехватки внешних средств это дает некоторую передышку. Однако не следует забывать, что практически все эти кредиты являются связанными, то есть предусматривают приобретение исключительно китайского – не самого современного – оборудования. В итоге либо могут возникнуть затруднения с реализацией выпускаемой с его помощью продукции, и, как следствие, с возвратом кредитов, либо сохраняется технологическое отставание.
Нефть из Венесуэлы должна заменить российскую на белорусском рынке
Иная ситуация складывается во взаимоотношениях с Венесуэлой. Эта латиноамериканская страна очень богата энергетическими ресурсами, но при этом остается не слишком развитой. С ее помощью белорусские власти пытаются найти частичную замену российской нефти, предлагая взамен свои услуги в сфере строительства, создании производственных мощностей, поставок и обслуживания военной техники.
В принципе такой вариант – получение сырья в обмен на промышленную продукцию собственного производства – для Беларуси выгоден. Не случайно взаимный товарооборот вырос с 5 млн долларов в 2006 г. до 600 млн в прошлом, а в нынешнем может превысить 1 млрд.
Главный недостаток такого типа сотрудничества состоит в том, что оно в огромной степени основано на дружеских отношениях лидеров, что не дает гарантий стабильности. Между тем, внутриполитическая ситуация в Венесуэле далека от спокойной, и если там произойдут кардинальные изменения, все достигнутые и не без труда воплощаемые в жизнь договоренности могут пойти прахом.
Сотрудничеству с Ираном мешают внешние факторы
Примерно по такой же схеме – энергоресурсы в обмен на промышленную продукцию – развивается сотрудничество и с Ираном. Правда, эта страна более развита, нежели Венесуэла, поэтому тут предпринимаются попытки установить определенную взаимность. В этом плане можно вспомнить, например, сборку в Беларуси легковых автомобилей «Саманд» или проникновение иранского бизнеса в белорусскую инфраструктуру.
Зато добыча и поставки нефти остаются пока еще в стадии становления, что подтверждает сравнительно незначительный объем взаимного товарооборота. Несмотря на многочисленные громкие обещания, в прошлом году он был равен всего 71,6 млн долларов, в том числе беларусский экспорт составил 63,2 млн, импорт – 8,4 млн.
К тому же и в данном случае нет уверенности в дальнейших перспективах, различие лишь в том, что основной угрозой для правящего в стране режима аятолл является внешний фактор, а не внутренний. Хочется надеяться, что до военных действий дело там не дойдет, но и введение Западом жестких санкций, что вполне вероятно, вряд ли будет способствовать нормальному сотрудничеству с Тегераном.
Беларусь рискует превратиться в страну «третьего мира», налаживая с ним отношения
Как видно, несмотря на отдельные достижения, едва ли можно говорить о том, что самое тесное взаимодействие со странами, условно говоря, «третьего мира», пусть даже обладающими огромными запасами сырьевых ресурсов или колоссальными объемами свободных финансовых резервов, является панацеей. Об этом свидетельствует хотя бы то, что на данный момент их суммарная доля во внешнеторговом обороте Беларуси не превышает 6–7 %.
Не исключено, конечно, что в отдаленном будущем упомянутый показатель может увеличиться. По крайней мере, тот факт, что ежегодный внешнеторговый оборот между теми же Ираном и Китаем превышает 30 млрд долларов, показывает наличие здесь определенного потенциала. Возможно, впрочем, что для Беларуси существуют некие объективные обстоятельства, препятствующие достижению аналогичных результатов.
Как бы там ни было, в сотрудничестве с такими странами всегда будет оставаться принципиальная проблема: оно плохо способствует модернизации экономики – необходимой предпосылке вывода государства на современный уровень развития и обеспечения его благосостояния. Кроме того, большинство этих государств не отличается стабильностью.
Разумеется, было бы весьма неблагоразумно отказываться от любых открывающихся возможностей, но и делать ставку исключительно на эту лошадь по меньшей мере неосмотрительно. Трудно поверить, что беларусское руководство этого не понимает. Тем не менее, судя по его поведению, именно подобный путь кажется белорусскому политическому режиму наиболее привлекательным.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме