14:46 22.10.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Станислав Богданкевич: "К вопросу о совершенствовании избирательного законодательства"

Действующее в Беларуси избирательное законодательство   недостаточно демократично и прозрачно, не обеспечивает избирателям возможность свободного и осознанного формирования органов власти, не защищает от фальсификаций… В силу этого правомочность, легитимность наших представительных органов  цивилизованным миром не признана. Приближаются очередные сроки проведения выборов в местные Советы, президентских выборов. Политические партии, экспертное сообщество  неоднократно вносили предложения по совершенствованию Избирательного кодекса. Внесло свои предложения и Бюро по Демократическим Институтам и Правам Человека ОБСЕ. Однако ничего не меняется. Обсуждение этого вопроса было намечено  на Общественно-консультативном совете при администрации президента на сентябрь, однако его заседание все откладывается. Между тем появилась информация, что власти готовы пойти лишь на    отдельные косметические правки Избирательного Кодекса, вроде формального упрощения регистрации кандидатов и разрешения на использование на избирательную кампанию собственных средств. Очевидно, это проблему не решит. Требуется внесение в Избирательный Кодекс ряда основополагающих изменений и добавлений, предусматривающих:

1. Реализацию положений статьи пятой Конституции Республики Беларусь,  в соответствии с которой политические партии, другие объединения   содействуют выявлению и выражению политической воли граждан и участвуют в выборах. В соответствии с этим должен быть законодательно определен  приоритет политических партий, их коалиций как основных субъектов политического права.

2. Переход на формирование парламента по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе.

3. Обеспечение максимальной прозрачности, открытости, публичности избирательной системы (а именно - формирование избирательных комиссий всех уровней на плюралистической основе,   публичный подсчет голосов участковыми избирательными комиссиями, строгая  регламентация процедуры досрочного голосования).
 

Это главные требования.    Все другие изменения избирательного законодательства, при непринятии этих, основополагающих, не решат проблемы справедливости и легитимности формирования парламента.
 

Часть нашей правящей  элиты, видимо, убеждена в том, что одни народы доросли до демократии, других же надо осторожно, медленно к ней подводить. Что в одних странах допустима широкая демократия, у других – управляемая. Что у белорусов из-за неготовности к широкой демократии должна быть особенная система формирования парламента, отличная от той партийно-территориальной, к которой пришел  цивилизованный мир. Это неприемлемая позиция. Скажем, доросли  европейские страны, включая всех наших соседей – Россию, Польшу, Украину, Литву, Латвию, в которых народовластие осуществляется на основе развития разнообразных политических институтов, идеологий и взглядов, посредством развития политических партий и других общественных объединений. Дм. Медведев в статье «Россия, вперед», говоря о дальнейшей демократизации политической системы, пишет: «Как и в большинстве демократических государств, лидерами в  в политической борьбе будут парламентские партии, периодически сменяющие друг друга у власти. Партии и их коалиции будут формировать …   органы исполнительной власти (а не наоборот) …». Доросли монголы, у которых оказались развитыми политические институты и которые не путем каких-то цветных революций, а посредством  свободных выборов реализовали свое право на смену  власти.  В Беларуси же политические институты, прежде всего партии,  находятся в загоне,  на задворках политической жизни. Почему? Ведь согласно Конституции политические партии призваны структурировать общество по идеологическим предпочтениям, по гражданским, материальным и иным интересам. Цель их функционирования – выражение политической воли граждан посредством участия  в выборах. В парламенте любые решения принимаются не отдельными депутатами, реализующими свои    индивидуальные предвыборные программы, а структурированным большинством, объединенным  реализацией общей программы. Ограничены полномочия партий в выставлении кандидатов в депутаты в зависимости от наличия (отсутствия) в округах зарегистрированных структур.  И это в условиях, когда  по закону политические партии имеют общенациональный статус. Представители политических партий, как правило, не включаются в состав избирательных комиссий. В комиссиях отсутствуют  представители  конкретных кандидатов в депутаты. На президентских выборах в избирательных комиссиях отсутствуют представители включенных в бюллетени кандидатов, кроме кандидата от «партии власти». Справедливо ли, нормально ли это?
Очевидно, что для исправления такого  положения требуется, чтобы был установлен приоритет политических партий как основного субъекта избирательного права и были сняты всякие ограничения на их участие в выборах. Косвенным результатом такого решения было бы появление мощного стимула для партийного строительства.  Все европейские постсоциалистические страны, кроме нас, ввели систему пропорциональных выборов. Полагаю, мы могли бы идти в ногу с миром.  При этом, разумеется, нельзя допустить того, чтобы высоким проходным барьером были ограничены возможности вхождения в парламент для наших еще неокрепших партий.  На первом этапе такой проходной барьер не должен превышать 2-3%.

Итак, предлагается:

1. Законодательно установить приоритет политических партий  (партийных коалиций) как основного субъекта избирательного права и  снять всякие ограничения на их участие в выборах.

2.Предоставить право политическим партиям  (коалициям) регистрировать своих кандидатов во всех избирательных округах, независимо от наличия структур, зарегистрированных на территории данных округов.

 3.Законодательно установить, что  избирательные комиссии всех уровней формируются из представителей политических партий, заявивших об участии в выборах (не обязательно только члены этих партий), с расширением, при необходимости, их общего количества.  В недостающей части доукомплектование комиссий осуществляется из представителей общественных объединений, путем сбора подписей. При этом обеспечивается приоритет для тех, кто участвует в избирательной кампании. Во все избирательные комиссии по выборам президента  включаются не менее чем по одному представителю соответствующего кандидата. Председатели, заместители председателей и секретари избирательных комиссий всех уровней не могут быть должностные лица органов исполнительной власти, как и не должны быть членами одной партии, одного предприятия, организации.

4.Выборы депутатов Палаты Представителей и местных  Советов депутатов проводить  по смешанной  мажоритарно-пропорциональной системе: 50% - по территориальным многомандатным округам,  50% - по одномандатным округам. 

 В стране  ограничены возможности предвыборной агитации. Ее проведение поставлено в зависимость от доброй (злой) воли  исполнительной власти, подпадает под действие общего законодательства о порядке проведения собраний, митингов, пикетирования и т. д. Избиратели плохо знают своих кандидатов, голосуют «вслепую». Впоследствии не знают своих депутатов, которых будто бы выбрали.  СМИ слабо освещают ход избирательной кампании.

Предлагается:

1.Законодательно установить право кандидатов (вне зависимости от исполнительной власти) на беспрепятственное проведение  агитационных мероприятий, а таких массовых, как митинги, шествия  - по уведомительному принципу.

2.Разрешить формирование избирательных фондов политических партий (коалиций) и отдельных кандидатов.

3.Предоставить право кандидатам, партиям, объединениям, коалициям  публиковать в рамках объединенного разрешенного объема вместо индивидуальных – общие предвыборные  программы, предвыборные  послания партий,  коалиций, объединений. Расширить возможности СМИ. Создавать реальные возможности в электронных СМИ для дебатов между претендентами.
    

  Права и полномочия наблюдателей имеют ряд необоснованных ограничений.  Главное из них  - необходимость предварительного уведомления об участии в наблюдении.

Предлагается: 

1.Законодательно установить, что наблюдатель вправе без предварительного уведомления  участвовать в наблюдении за деятельностью любого органа и получать любую информацию, связанную с выборами, кроме действий, специально перечисленных в законе (не вправе заниматься агитацией, оказывать кандидатам какую-либо информационную, методическую, финансовую или иную помощь).

2.Законодательно установить принцип, что любые действия по наблюдению, которые  избирательным  законом не запрещены, разрешаются.
 

Регистрация кандидатов в депутаты не должна зависеть от формальных  неточностей,  несущественных нарушений, субъективизма  (например, дата при сборе подписей проставлена не тем почерком, не указан в декларации о доходах давно пришедший в негодность автомобиль, однако не снятый с учета в ГАИ, или   гонорар за статью, тем более не полученный и т.д.).  Проверки подписей избирателей проводятся в условиях секретности, втайне от кандидата. В принципе представляется неприемлемым фактический приоритет комиссий над избирателями. В этом плане их полномочия следовало бы сузить. Окончательное решение – за избирателями.

Предлагается:

Упростить систему сбора подписей избирателей за кандидатов в депутаты и регистрации кандидатов. Проверки производить максимально открыто, транспорентно, с привлечением представителей кандидата.

  Наблюдаются многочисленные случаи принудительного досрочного голосования. Не регламентирована должным образом процедура изготовления, хранения и передачи избирательных бюллетеней. Не прописана процедура подсчета голосов.  

Предлагается: 

1.Обеспечить  детальную регламентацию процедуры досрочного голосования. По каждому округу установить один участок для досрочного голосования. Досрочное голосование осуществлять по письменной просьбе избирателя с приложением документа, подтверждающего невозможность проголосовать в день выборов.

2. Законодательно прописать процедуру открытого, гласного процесса изготовления, хранения и передачи избирательных бюллетеней.

 3.Законодательно прописать процедуру открытого подсчета голосов.  Подсчет голосов должен вести один из членов участковой комиссии, который гласно озвучивает волю каждого избирателя, демонстрируя бюллетень всем членам комиссии и наблюдателям.

4.В итоговом протоколе каждый из видов голосования (досрочное голосование, голосование «на дому», голосование в день голосования) отображается отдельно.
   Имеют место ограничения на судебные обжалования.

Предлагается:

1.Предоставить кандидатам в депутаты, кандидатам в президенты, политическим партиям и общественным объединениям право судебного  обжалования любых решений на всех этапах избирательной кампании.

2. Законодательно прописать основания для пересчета голосов и для признания выборов недействительными.
 Предложения политически нейтральны.  Их принятие   было бы вкладом в укрепление народовластия в стране и привело бы к повышению легитимности  президентской, парламентской и местной власти. Они исходят из того, что     избирательная система  должна обеспечивать гражданам возможность осуществлять  осознанный выбор, а  возможности для фальсификации их воли   сведены  до минимума.    Что против этого можно возразить?!

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме