17:15 02.04.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
«Советская Белоруссия» взялась за цензуру современного искусства
Из-за обличительной статьи в «Советской Белоруссии» под названием «Скандальные и витальные» с выставки «Графема» в государственном литературном музее имени Янки Купалы сняли картины Михаила Гулина, две работы Руслана Вашкевича, одну — Владимира Цеслера.
До сих пор непонятно, почему это произошло. Чем руководствовались те, кто снимал картины с выставки? Неужели только тем, что у журналистки Ирины Завадской, одной из многих посетивших «Графему», эта выставка «оставила на память далеко не литературный, даже возмутительный отпечаток».
В интервью «Белорусскому партизану» Владимир Цеслер рассказал, что с такой ситуацией он столкнулся впервые. Никаких разъяснений по поводу того, почему его картину «Generation Пи» сняли с выставки, нет. «По-моему это какая-то самодеятельность. Был когда-то в России скандал, но тогда были затронуты религиозные чувства. Тут не скандальная картина. Возможно, в этой ситуации что-то другое. Может, они не подходят под формат музея или слишком современны».
Владимир Цеслер, кстати, согласен с тем, что цензура должна существовать. «Она должна выявлять что-то антигуманное, направленное против нравственных основ религиозного мировоззрения, противоречащее морали. Но в этой работе я не могу ничего такого найти, это просто книга в одну страницу».
Цикл «Векторная графика» Владимира Цеслера планируется выставить в этом году в Русском музее в Санкт-Петербурге. Интересно, что там будет представлена и картина, снятая с минской выставки. А ведь экспозиционное пространство «Русского музея» — одно из самых престижных в мире.
По мнению искусствоведов, такие выставки как «Графема», где текст несет графическую и концептуальную нагрузку, чрезвычайно интересны и актуальны. В искусствоведческих кругах статья, повлекшая за собой такие действия, вызывает возмущение.
«Мы все несем ответственность за свои поступки. Журналист — за то, что пишет и за последствия, которые его текст может вызвать. Искусствовед — за концепцию и организацию выставки. Художник — за создание произведений. То есть каждый должен обладать внутренней цензурой и понимать, где, как и когда проходит граница дозволенного. В данной ситуации ответственность несет журналист, столь пренебрежительно и некомпетентно отозвавшийся об уважаемых художниках и известной выставке, — считает искусствовед Ирина Стальная. — Один из принципов менеджмента культурных проектов гласит: любой проект должен быть политически корректным. В данном случае наша выставка была политически абсолютно корректна: никаких двусмысленных намеков».
Художники до сих пор не понимают, с чем может быть связано такое решение. Кто и почему решил снять картины, неизвестно. Неужели в нашей стране появился новый орган цензуры — «Советская Белоруссия», и теперь он будeт решать, кто имеет право выставлять свои картины, а кто нет?
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме