19:30 24.12.2008 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Сказка на ночь советской истории

В мае в Москве, около посольства Латвии, примерно 50 активистов организации «Россия молодая» организовали публичное повешение куклы-чучела латышского режиссера Эрвина Шнёре, создателя документальной ленты “The Soviet Story“. В числе митингующих был и депутат Думы Максим Мищенко. С огненной речью выступил Mихаил Леонтьев. По словам журналиста и известного телеведущего, фильм «Советская история» – это продолжение большой войны против русского народа.


«Независимая газета» считает, что Рига отомстила за прошлогодний телевизионный показ «Балтийского фашизма», повествующего, с каким энтузиазмом коллаборационисты из стран Балтии оказывали пособничество Гитлеру.

Как пишет журнал “The Econimist“, осуждение русскими националистами фильма о преступлениях советов сродни присвоению своего рода «Оскара». Суть бескомпромиссно смелого детища Э. Шнёре – показ философских, политических и организационных связей советского и фашистского режимов.

Одним из радетелей «за справедливость» выступил российский историк A. Дюков, не только всерьез ополчившийся на латышского режиссера, но и указывающий, в каких эпизодах фильма искажены или неверно интерпретированы факты. Историк утверждает: «Информационная война против нашей истории идет все активнее и активнее, нанося … реальный ущерб». Его возмутило то, что съемки “The Soviet Story“ финансировал Европарламент. Кроме того, А. Дюкову не нравится, что в Латвии «несправедливый и жестокий фильм» хотят включить в учебную программу по истории. По мнению российского историка, фильм калечит сознание молодежи.

“Neatkariga Rita Avize“ считает, что «показанные в фильме факты – это ФАКТЫ», поэтому они не могут нравиться или не нравиться. «Сталинский геноцид против своего народа был значительно более широким, чем осуществляли нацисты против евреев. Это ФАКТЫ. И нельзя преуменьшить вину режима … Инстинкт самосохранения России – не повод списать преступное столетие коммунистической истории», – пишет латвийская газета.

Не меньший ажиотаж вызвал в России фильм польского режиссера Анджея Вайды «Катынь».

Трагедию в Катыни даже в России не осмеливаются назвать подделкой истории. В 1940 году в Катынском лесу были уничтожены попавшие в плен в начале войны польские офицеры. Документально доказано, что «тройки» НКВД вынесли смертный приговор 14 542 военнопленным. Военная прокуратура России подтвердила факт смерти 1803 человек, однако уголовное преследование было прекращено за отсутствием живых исполнителей преступления. Не одно поколение выросло, уверовав в то, что польских офицеров в Катыни расстреляли немцы…

«Независимая газета» перед премьерой «Катыни» написала: «Долгие годы тема расстрела тысячи польских офицеров была запретной и в Польше, и в СССР. Сегодня гриф секретности снят, но наш кинопрокат не уверен, готов ли русский зритель обсуждать эту тему». И дальше: «Режиссер ... не ставил цель быть ни судьей, ни прокурором, ни защитником. Для него фильм... не попытка выяснить, кто виноват – это он знает. Обвинения в русофобии тут совсем не к месту».

Газета «Коммерсант» отозвалась о «Катыни» на удивление объективно и без нападок. В статье было отмечено, что во времена Советского Союза фильмы A. Вайды восемь лет были под запретом, в новой России – опять же «неудобны», что только подтверждает верность польского режиссера своей линии. Верными себе остаются и пропагандисты, только коммунистическую риторику они сменили на «государственную».

“The Soviet Story“ в России запрещен, поэтому многие из осуждавших фильм даже не видели. «Катынь» не была запрещена к прокату, но была, мягко говор, не рекомендована. Нескольких сеансов хватило, чтобы накалились страсти и вспыхнула дискуссия в обществе.

Так, В. Беланенко пишет в рунете: «Катынь» … страшное кино. Рассказанная история трагедии 12000 польских офицеров, расстрелянных в Катынском лесу, заставляют почувствовать и понять не столько боль поляков за уничтожение её лучших сынов, сколько мучительный комплекс вины. Это сделали МЫ. Во время просмотра мне иногда хотелось закричать: нет, это не я, это не МЫ!... Те, кто уничтожал, это не "наши" – это и мои враги тоже Совковские мусора, уничтожив военнопленных, пытались изолгать историю… , представив это немецким преступлением. Сейчас немцы покаялись в ошибках прошлого Ничего подобного у нас нет. До сих пор сталинисты ходят на митинги с портретами. До сих пор мы не покаялись в Катыни».

А вот другое мнение: «Хотелось бы плюнуть в лицо тому русскому актеру, который влез в это польское г… Бедный польский народ вместе со своей армией, которая ничего не сделала, чтобы спасти себя. Бедные вы, поляки – ваше государство существует только для русской истории».

Ревизия истории советского периода «со стороны» вызывает у русских резкое неприятие. Впрочем, как и некоторые предложения «своих». Так, в июле нынешнего года из Московского патриархата прозвучал призыв продолжить начатое в 1990-м осуждение преступлений советской власти. Речь шла об увековечении памяти жертв, уничтожении атрибутов преступного режима и т.д. Не ставя коммунизм на одну доску с фашизмом.

Власти ответили сдержанным «спасибо, не надо». Депутаты Думы назвали инициативу неадекватной, аргументировав тем, что постоянное очернение прошлого чревато разрушением истории. Член Совета Федерации О. Пантелеев заявил, что «развенчание прошлого никогда не способствовало укреплению авторитета власти».

Бередить нанесенные историей раны не любят не только русские. Многие литовцы предпочитают уходить в сторону от разговора о позорных фактах холокоста: дескать, евреев истребляли отдельные выродки, а Литва на тот момент вообще была лишена государственности… Однако, несмотря на речи о национальной гордости, были и осуждение, и извинения… До этого надо было созреть.

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме