16:56 05.02.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
С крестом и мечом…Памятник в честь тысячелетия Бреста
Наш город, пожалуй, наиболее явно пострадал от всевозможных исторических несправедливостей из всех областных центров страны. И в смысле историческо- архитектурном, и в смысле исторически-нравственном. Имею в виду нравы тех, кто по своему прямому «душепастырскому» предназначению призван радеть за правду и справедливость в их первоначальных, объективных категориях.
Никогда не думал, что буду писать на подобную тему, но взялся за эту статью потому, что если не скажу об этом сейчас, то впоследствии мне будет стыдно молчать перед собственными детьми и внуками.
А сказать хотелось бы о том, что в нашем городе в последние несколько месяцев стало, что называется, «притчею во языцех». А именно о монументе, символизирующем 1000-летие Бреста. Точнее, о тех «изменениях и дополнениях», которые, с подачи клира Брестской епархии Белорусской православной церкви, были внесены в проект данного монумента.
«В Начале было…»
В самом начале лета прошлого года в брестской прессе начали появляться заметки о возведении на пересечении улиц Советской и Гоголя памятника в честь тысячелетия нашего города. Начинание, согласитесь, достойное всяческого поощрения. И вот, пройдя определенное количество согласований и совещаний, макет скульптора Алексея Павлючука в целом был одобрен целым рядом различных органов и отделов.
В первоначальном варианте предполагалось возвести скульптурную композицию, состоящую из семи наиболее знаковых лиц в истории города над Бугом. Венчать же сей постамент должна была фигура Богородицы, символически благословляющая легендарного купца – «прародителя» древнего Берестья.
Зерна и плевелы
Казалось бы – дело за малым. Но вот только вышеописанный макет почему-то не понравился «святым отцам» доминирующей религиозной конфессии.
Например, не понравилось скульптурное изображение Богоматери, которое якобы не вписывается в каноны православной церкви, несмотря на полностью светскую концепцию проекта. После череды различных «воззваний» и «обращений» длиннорясой братии, направленных ими в соответствующие инстанции, в проекте памятника появились изменения: теперь, вместо Пресвятой Богородицы, вершину памятника будет венчать ангел-хранитель с крестом и… мечом! Каково?! Впечатляет? Как по мне – так полный абсурд, но с точки наших православных служителей получается, что символика наступательного оружия не только соответствует христианской заповеди «Не убий!», но также является куда более «каноническим», нежели благословляющая рука Божьей Матери.
Но на этом фантазия «правильно-славящего» клира местной епархии отнюдь не иссякла. Под самый занавес 2008 года в Брестский облисполком было направлена очередная «малява», подписанная группой сановитых иерархов. На этот раз духовенство не устроила личность Великого князя Ягайло, фигуру коего предполагалось разместить в основной скульптурной композиции.
Думаю, что в данной статье не стоит перечислять или анализировать весь спектр «грехов» и «добродетелей» этого Великого князя Литовского и короля Польского. Не стоит также предпринимать попытки взвесить все «за» и «против» относительно времени его правления, ибо личность сия и впрямь довольно противоречива и неоднозначна. Ограничусь лишь только одним отдельно взятым историческим фактом.
В отличие от невразумительных «деяний» православного Афанасия Брестского (скульптура которого находится в двух шагах от главной улицы города), католик Ягайло внес весьма ощутимый вклад не только в историю города над Бугом, но и всего Великого княжества Литовского, а также Польши. В первую очередь это касается городского самоуправления на основе Магдебургского права, полученного Брестом от Ягайло в 1390 году. Согласно этому документу, наш город, впервые на территории Беларуси, получил возможность независимого экономического развития, его жители освобождались от феодальных повинностей, а торговые гильдии и ремесленные цехи получали новые льготы и права. Кроме того, в Бресте вводились новые виды судопроизводства, по-новому регулировались отношения выборных городских должностей, формировались местные органы налогообложения и т.д. Именно благодаря Магдебургскому праву, действовавшему на территории Бреста, уже в конце XV столетия город официально становится одним из главных городов ВКЛ. Разве одного этого недостаточно для увековечения памяти об этом политическом деятеле (наряду с другими историческими лицами, оставившими не менее яркий след в истории Бреста)?
И, тем не менее, в открытом обращении настоятелей православных храмов декларировалось, что «расположение на постаменте фигуры великого князя Литовского и короля Польского Ягайло-Владислава колеблет совесть православных христиан».
Православный атеизм
Не буду вдаваться во все подробности оного «шедевра» эпистолярного жанра, остановлюсь лишь на некоторых наиболее ярких его примерах.
Во главу угла «смертных грехов» этого государственного деятеля, вменяется и убийство Великого князя Кейстута, и «двоедушие», но основным «обвинительным» аргументом являлся факт притеснения православных в период его правления. Примечательно, что свою непримиримую позицию епархиальный клир мотивировал тем, что изваяние Ягайло… «может начать смуту среди православных» которых в нашей стране якобы «насчитывается более 85%». Интересная логика, не намекают ли таким образом наши церковные иерархи на возможность объявления православного «джихада» в случае неповиновения городских властей воле сиих «наместников бога на земле»? Но еще интересней, мне кажется, указанная процентная цифирь, – особенно если учесть, что в Беларуси, помимо православных, проживают еще и католики, униаты, протестанты, мусульмане, иудеи, а также большое количество атеистов. Может быть, последних служители культа тоже, каким-то сугубо «каноническим» образом, причислили к «своим»? Мол, пускай себе хоть атеисты, лишь бы только числились в «православных»?!
Как основу своего «праведного гнева» в контексте вышеупомянутого обращения, представители православного клира почему-то взяли на щит цитаты из… «Истории СССР» под редакцией Б.М. Грекова, 1947 года издания! Смешно? Мне тоже. Не мешало бы спросить у этих «апологетов праведности», что они чувствовали, когда читали оный источник «доброго и вечного», где православные (равно как и представители других религиозных конфессий) объявлялись не иначе как продавцами «опиума для народа»?! Не поколебало ли это вашу совесть и убеждения, товарищи епархиальные чиновники?
К тому же, в данном «обращении», помимо всего другого, указывается, что «…даже памятного знака, не то что памятника, этому случайному человеку в истории нет ни в Литве, ни даже в Польше.». Здесь же стоит обратить внимание на то, что либо по незнанию, либо по умышлению, но грешит, – ой как грешит против истины наша епархиальная «братия»! Пятиметровая скульптура, изображающая Ягайло, находится прямо у главного входа в Краковский (Ягеллонский) университет; другая – на одноименной улице, едва ли не в самом центре Варшавы; третья – в нескольких шагах от кафедрального собора в городе Лодзь. И это не считая многочисленных больших и малых бюстов и скульптур в различных культурных учреждениях, парках и т.д. А называть родоначальника самой известной королевской династии Польши, «случайным человеком в истории»… извините граждане-православные, – это, по крайней мере, неэтично.
Нерукотворные памятники
В итоге в январе текущего года, на заседании координационного совета по сохранению материального и духовного наследия при Брестском облисполкоме, несмотря на всю свою противоречивость и безосновательность, было учтено мнение представителей БПЦ и принято решение убрать скульптуру Ягайло. Комментарии, как говорится, излишни.
У каждой страны, равно как и у каждого города или человека, существуют свои символы, олицетворяющие собственную историю и биографию. Они отражают, наверное, даже не столько внешнюю тематическую сторону изображенного на нём, сколько являются своеобразными носителями идеологии того времени или эпохи, в которую они были созданы. Это могут быть молчаливые свидетельства как поистине великого, так и бездарного, как нерукотворно-вечного, так и модно-преходящего. Именно по этим символам материальной культуры наши потомки будут судить о нас и нашем времени. Вот только сможем ли мы показать им подлинные произведения искусства, или так и останемся на уровне «православного атеизма», «стихов Быкова», «Скорины из Питера» и т.д. – решать нам… и решать именно сегодня, ибо завтра может быть уже слишком поздно.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме