16:15 01.10.2012 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Российский бизнес вытесняет белорусских производителей
01 Октября 2012, 13.34 | Ежедневник
Белорусские производители уже бьют тревогу. Правительством, Министерством экономики и другими органами государственного управления Беларуси российскому бизнесу созданы более благоприятные условия участия в госзакупках, чем белорусским производителям.
Если тенденция последних месяцев продолжится, то очень скоро российский бизнес легко и непринужденно вытеснит белорусского производителя с его же собственного рынка.
Напомним, что в рамках Таможенного союза субъектам хозяйствования Беларуси России и Казахстана должны быть созданы равные условия работы на любом из рынков трех стран. Это предусматривает в том числе и равные условия участия в госзакупках. Белорусская сторона особенно надеялась на равное участие в системе госзакупок России, которая оперирует миллиардами долларов. Но проникновение на российский рынок госзакупок для многих белорусских производителей еще только в мечтах, при этом свой рынок они уже начали терять. И произошло это при странном содействии белорусской власти.
Потеря госзакупок – потеря стабильности
Госзакупки – это гарантированная стабильность любого бизнеса через получение гарантированного госзаказа и гарантированного дохода. А стабильность белорусского бизнеса – это и стабильность всей экономики. Именно поэтому для белорусского бизнеса и особенно для белорусского производителя в системе госзакупок страны созданы специальные преференции.
Так согласно разъяснению Министерства экономики, для участника тендера, предлагающего на конкурс товары белорусского производства (а сейчас и товары производства России) применяется преференциальная поправка в размере 15% к цене предложения участника. Если же вышеназванные товары (работы и услуги) произведены организациями общественных объединений инвалидов, то преференциальная поправка применяется в размере 25%. Это значит, что для белорусского или российского производителя цена предложения будет автоматически считаться на 15 или 25 процентов привлекательнее. Благодаря этой поправке белорусские производители и могли на равных конкурировать с зарубежными корпорациями.
Отметим, что отдавая приоритет белорусскому производителю, власти оставляют деньги у себя в стране, поддерживая отечественный бизнес, позволяя ему сохранять рабочие места, платить зарплату сотрудникам, налоги в бюджет и т.д. и т.п. В случае же если мы покупаем продукцию зарубежного производства, мы из своего бюджета платим заработную плату иностранному рабочему, поддерживаем бюджет другого государства.
При создании Таможенного союза Беларусь сознательно пошла на то, чтобы на тех же льготных условиях допустить к системе госзакупок бизнес из России и Казахстана, рассчитывая компенсировать потери рынками этих стран и участием в их системе госзакупках. Но пока получается «как всегда». И дело опять же в том самом разъяснении Минэкономики, а также в постановлении Совета министров №1987 от 20 декабря 2008 года.
Прекрасное поле для коррупции
Как пояснил «Ежедневнику» директор одного крупного госпредприятия, белорусские субъекты хозяйствования действительно сегодня могут на равных участвовать в российских тендерах, проводимых в рамках госзакупок. Но благодаря тому, что российское производство более гибкое и конкурентоспособное, оно пока не уступает белорусам свой рынок. При этом в Беларуси складывается прямо противоположная ситуация.
Так при осуществлении госзакупок белорусские бюджетные организации руководствуются тем самым постановлением Совмина №1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» и разъяснением Министерства экономики, подписанным заместителем министра Кудасовым и датированным февралем 2012 года.
Постановление ориентирует заказчика на осуществление государственных закупок товаров у производителя или его официального торгового представителя. При этом, как пояснило Минэкономики, белорусское законодательство просто не содержит как определений, что понимать под производителем и официальным торговым представителем производителя, так и перечень документов, подтверждающих такой статус. Именно исходя из этого Минэкономики и дало разъяснение, правда, только одного понятия – производителя, почему-то забыв про официального торгового представителя производителя. Это привело к тому, что белорусские бюджетные организации в рамках проведения госзакупок стали самовольно трактовать, что понимать под официальным торговым представителем и какие документы этот представитель должен предоставить на тендер, чтобы подтвердить страну происхождения товара. Позже, правда, в марте 2012 года вышло постановление в Сомина №229, которое дало разъяснение, что такое "официальный торговый представитель производителя", но все равно до сих пор нет перечня документов, которые он должен предоставить, чтобы подтвердить страну происхождения товара.
Получилось очень занятно. Так согласно практике нескольких крупных тендеров, которые уже прошли в Беларуси в 2012 году, для резидентов Республики Беларусь установлены довольно жесткие требования доказательств того, что товар был произведен в Беларуси или России, а вот нерезидентам дали практически полную волю. Согласно разъяснению некоторых ведомств, нерезиденту для доказательства того, что товар произведен в России, достаточно просто, чтобы это было указано на упаковке, чтобы паспорт товара был на русском языке или чтобы было официальное письмо производителя, что товар, например, произведен в каком-нибудь городе РФ.
По мнению белорусских производителей, которые уже проиграли несколько крупных тендеров у себя в стране, теперь российский бизнес может без всяких трудов реализовывать на территории Беларуси серый импорт, получая при этом преференции, предусмотренные для госзакупок. Благо сделать тару с надписью «Сделано в Калуге (или в Рязани)» и подготовить письмо какого-нибудь ООО, расположенного в той же Калуге или Рязани не составит труда. При этом не нужно даже подтверждать, что у тебя есть хотя бы какие-то производственные мощности. Претенденты уже были. Практика пошла. Благодаря ей, белорусских производителей уже начали оттеснять из госзакупок какие-то совершенно непонятные компании с сомнительным по происхождению товаром. При этом для коррупционеров, жирующих на гостендерах, созданы просто тепличные условия. Поскольку не определено, кто подпадает под понятие официального торгового представителя и какие документы он должен предоставить, чтобы подтвердить страну происхождения товара, допустить к тендеру и дать преференциальную поправку можно кому угодно. А учитывая, что российский бизнес очень щедрый для продажных чиновников, в накладе никто не останется, кроме белорусских производителей и самой Беларуси.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме