22:00 26.01.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Романчук не согласен с идеей создать мегаагентство по инвестициям

Комментируя результаты заседания межведомственной рабочей группы для выработки плана действий по развитию странового маркетинга Беларуси, руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук заявил: "В проекте плана мероприятий по развитию странового маркетинга есть целый ряд концептуальных и стратегических положений, с которыми я согласиться не могу". Заседание состоялось 26 января в Минске, сообщает БелаПАН.

Как сообщалось ранее, некоторые независимые эксперты, в том числе Я.Романчук, включены в состав этой межведомственной рабочей группы. Ее руководителем назначен заместитель министра иностранных дел Андрей Евдоченко. В состав группы также вошли представители Минфина, концернов и маркетинговых структур Беларуси. Группа должна до 1 февраля представить в правительство план мероприятий.

По словам Я.Романчука, председатель рабочей группы представил на заседании проект плана мероприятий по развитию странового маркетинга, который "был сформирован из предложений независимых экспертов и представителей госорганов". "Но этот план нас глубоко разочаровал", — сказал эксперт. Он, в частности, не согласен с предложением "создания мегаструктуры управления государственным имуществом, мегаагентства по инвестициям, которое возьмет на себя функции многих министерств, многих агентств и госструктур".

"Все мероприятия, представленные в проекте, сильно формализованы, в них нет новизны, — считает Я.Романчук. — Есть, правда, указания на международные индексы, на мониторинг ситуации, но и есть такие мероприятия, которые вряд ли вызовут одобрение правительства, Минфина. Это создание сети представительств Национального инвестиционного агентства за рубежом, назначение специального представителя по инвестициям в посольствах Беларуси за границей".

"В документе четко прослеживаются ведомственные интересы, а интересы страны — нет", — считает экономист. По его мнению, "парадокс заключается в том, что премьер-министр Сергей Сидорский поручил создать этот план, предполагая, что есть стратегия странового маркетинга, а ее нет. В план не вошло даже определение странового маркетинга".

Я.Романчук сообщил, что до 28 января предложит свою версию плана в правительство и Администрацию президента. "Если мои предложения приняты не будут, я не вижу смысла своего дальнейшего пребывания в этой группе", — заявил он.

Как ранее эксперт отмечал в интервью БелаПАН, он выступает "за создание такого делового климата, частью которого являются не только экономические показатели, но и показатели прав человека, свободы прессы, гражданских свобод". "Позитивный имидж страны в нашем понимании — это продвижение реформ, новых идей, новых людей, а также адекватная реакция Беларуси на нынешний финансовый кризис", — отметил Я.Романчук.

                                           ************

Заместителю министра иностранных дел
Республики Беларусь Евдоченко А.А.

Заместителю министра экономики
Республики Беларусь Жабко П.К.

Вниманию членов межведомственной рабочей группы
по разработке плана странового маркетинга
Республики Беларусь


                                                    Проектное предложение

                                                               ПЛАН
                действий по страновому маркетингу Республики Беларусь

Концептуальные аспекты

I. Страновой маркетинг Республики Беларусь. Определение

Страновой маркетинг (маркетинг страны) – это комплекс аналитических и практических мероприятий по продвижению экономического и инвестиционного потенциала страны, ее административно-правовых, инфраструктурных и природных преимуществ для привлечения инвестиций и интеграции коммерческих и общественных организаций в международные процессы выработки, обсуждения, принятия и продвижения современных стандартов в области научных исследований, производства и потребления, полноценного участия в работе международных рынков, организаций и институтов.

В нашем понимании страновой маркетинг — это не лоббизм конкретных предприятий и товаров, не подмена маркетинговых действий государственных или частных компаний. Это системное явление, не сводящееся к отдельным имиджевым мероприятиям, пиару действий органов государственного управления, логистическому, техническому или информационному обеспечению конкретных иностранных инвесторов.

С учетом углубления кризисных явлений в мировой экономике и их влияния на экономику Беларуси, а также вышеперечисленных особенностей страновой маркетинг Беларуси в настоящий момент должен быть маркетингом коррекции вышеназванных негативных моментов внешнего имиджа страны.

Он будет наиболее эффективным, если будет маркетингом новых решений (законов, правовых и институциональных изменений — т.е. реформ), новых людей (профессионализация, адекватность должностных лиц поставленным задачам, наличие кредита доверия к ним со стороны международных организаций, омоложение управленческих кадров, в т.ч. и в органах госуправления), новых подходов и идей как по созданию благоприятного делового климата, так и по проведению системных социально-экономических реформ в целом.

II.Инвестиционный климат

Страновой маркетинг Беларуси строится, в первую очередь, на информировании потенциальных инвесторов об инвестиционном климате, о решениях органов государственной власти по его улучшению, о сравнительных преимуществах размещения ресурсов и производств в Беларуси.

Мероприятия по страновому маркетингу должны включать в себя выработку рекомендаций по созданию в Беларуси конкурентного инвестиционного климата, чтобы иностранный инвестор предпочел Беларусь в качестве места для размещения своего капитала.

Опорными индикаторами для определения качества инвестиционного климата целесообразно выбрать пользующиеся популярностью среди инвесторов, аналитиков, политиков и СМИ индексы авторитетных международных организаций, таких как

 ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию),

• Всемирный банк (оценка делового климата и качества государственного управления),

• Всемирного экономического форума (Швейцария) (оценка конкурентоспособности),

• оценка экономической свободы (фонд Heritage (CША) и институтФрейзера (Канада),

• оценка странового и инвестиционных рисков (от Economist IntelligenceUnit (Великобритания);

• оценка качества механизмов по защите прав собственности (от Альянса по защита прав собственности (США),

• оценка восприятия коррупции (от Transparency International(Германия)),

• оценка глубины рыночных трансформаций (от Европейского банкареконструкции и развития);

• оценка политической свободы и свободы прессы (от Freedom House, США).

Конкурентному инвестиционному климату Беларуси должны быть присущи следующие характеристики:

• наличие соответствующей международным стандартам системы оценки рисков;

• надежная защита прав физической и интеллектуальной собственности, существенное расширение частного сектора;

• наличие динамичного рынка земли, недвижимости, ценных бумаг, и финансовых услуг;

• легкость открытия и закрытия бизнеса (дешевая, быстрая процедура);

• легкость получения разрешений и лицензий;

• гибкий, динамичный рынок труда (свобода найма и увольнения, определения режима работы и размера зарплаты);

• быстрый и дешевый режим регистрации прав собственности;

• доступ к развитой системе финансовых операторов;

• свободное ценообразование, определение параметров рентабельности, структуры затрат частными коммерческими организациями;

• наличие адекватных механизмов по защите прав акционеров, в том числе миноритарных;

• низкие налоги, простая и дешевая система их администрирования и уплаты;

• быстрая, дешевая система оформления операций экспорта и импорта товаров;

• реализация принципа свободной торговли как внутри страны, так и полноценная интеграция страны в международную систему разделения труда;

• быстрая, дешевая, эффективная процедура банкротства и возврата долга кредиторам;

• ликвидация конфликта интересов в органах государственного управления (совмещение нормотворческой и контрольной функций в одном органе);

• доступность всей экономической и правовой информации, которая определяет параметры коммерческой деятельности, а также информации, связанной с деятельностью органов государственного управления.

Важнейшими институциональными основами конкурентного инвестиционного климата являются:

• демократия, т. е. открытая политическая конкуренция, реализация принципа разделения властей, полноценный диалог гражданского общества и государства, свобода слова и СМИ;

• эффективные структуры обеспечения правового порядка, защиты жизни и собственности экономических субъектов;

• наличие совместных диалоговых площадок для гражданского общества и государства с целью выработки и обсуждения социально-экономической политики страны;

• макроэкономическая стабильность, т. е. низкая инфляция, свободный счет операций платежного баланса, бездефицитный бюджет, низкий государственный долг, свободное перемещение капитала, товаров, услуг и рабочей силы;

• унификация белорусского правового поля с международными нормами и стандартами в области бухгалтерского учета, аудита, банкротства и санации, распространения информации, прозрачности монетарной и фискальной политики;

• стандартизация белорусской системы образования с ЕС с целью повышения рыночной стоимости белорусских дипломов и кадров;

• вступление и полноценное участие Беларуси в работе таких международных организаций, как Совет Европы, ВТО, ОЭСР, стратегическое партнерство с Европейским Союзом и Россией на основе реализации принципа четырех свобод: перемещения товаров, денег, услуг и рабочей силы.

В настоящее время на инвестиционный климат Беларуси существенно влияет ряд факторов, среди которых:

• негативная составляющая имиджаБеларуси как страны, неблагоприятной для бизнеса и инвестиций;

• дефицит доверия у стратегических иностранных инвесторов к органам государственного управления Беларуси;

• забюрократизированная, сложная система принятия решений;

• слабость институтов рыночной экономики;

• несоответствие белорусского законодательства международным нормам и стандартам в области бухгалтерского учета, аудита, банкротства и санации, распространения информации, прозрачности монетарной и фискальной политики;

• Беларусь не является членом ВТО, ОЭСР, не имеет долгосрочных стратегических партнерских отношений с ЕС и США;

• среди 29 переходных стран Европы и Азии Беларусь является аутсайдером по глубине рыночных трансформаций по всем основным направлениям;

• наличие открытой международной мониторинговой информации о Беларуси, которая далеко не всегда благоприятна для имиджа страны.

III. Исследовательская деятельность

Исследования социологического характера и анализ полученных данных являются первым этапом формирования концепции и программы эффективного странового маркетинга. Имеющаяся в наличии социологическая информация по Беларуси является недостаточной и несистематичной. С целью получения информации, необходимой для осуществления эффективного странового маркетинга, предлагается проведение комплекса социологических исследований по внешнему имиджу страны. Они включают маркетинговые и медийные социологические исследования как внутри страны, так и за рубежом.

Для проведения исследований вне Беларуси предполагается выделить группу стран, являющихся для нас наиболее значимыми в экономическом смысле. Это могут быть три — четыре страны, отобранных, например, по принципу объема товарооборота с Беларусью. Целевыми группами опросов являются 1) все трудоспособное население страны, 2) страновые элиты (бизнесмены, политики, аналитики, представители СМИ).

Республику Беларусь необходимо также включить в систему глобальных социологических исследований брендов стран. Наиболее инвестиционно эффективными и престижными из них являются следующие:

• Евробарометр (осуществляет ЕС, опрос по европейским странам),

 Евразийский монитор (постсоветские страны),

• Индекс бренда страны (50 стран),

• Глобал 100 (100 стран).

IV. Коммуникационная сфера странового маркетинга

Основной потребностью потенциального иностранного инвестора является информация. В настоящее время систематически работающего комплекса каналов информирования инвесторов об инвестиционных возможностях страны в Беларуси нет.

Для развития процесса привлечения иностранных инвестиций в экономику страны необходимо создание постоянного активного информационного поля бизнес-тематики.

Не следует делать различия между государственным и негосударственным бизнесом. Речь идет о едином подходе к бизнесу как таковому. Следовательно, и информационная среда в государстве должна быть единой.

В настоящее время в Беларуси практически свободной является ниша независимых СМИ деловой и бизнес тематики. В стране всего две деловых газеты. Необходимо создать упрощенный режим регистрации таких СМИ (в т.ч. Интернет-СМИ), упростить механизмы аккредитации их журналистов, установить режим максимальной информационной открытости.

Предлагается поддержать специальные коммуникационные бизнес-площадки в Интернете, которые служили бы местом циркуляции бизнес-новостей, финансовой и деловой информации.

Важно сформировать режим информационной открытости органов государственного управления в отношении СМИ и таких площадок.
С целью оптимизации информационного обеспечения инвесторов предлагается разработать технологию подготовки информации об инвестпроектах, определить специализированные компании, которые могли бы профессионально готовить информационные пакеты об инвестиционных проектах и информировать о таких компаниях и их возможностях предприятия.

МИДу РБ необходимо разработать и утвердить единую технологическую карту распространения информации об инвестпроектах через загранучреждения и мероприятия, контролировать непрерывность и технологичность выполнения данной работы.

Необходимо разработать программу спецмероприятий на 2009 — 2010 гг. (конференций, форумов, бизнес-встреч и др.) на основе единой коммуникационной концепции с обязательным включением в программу комплекса предварительной и постпозитивной PR-поддержки данных мероприятий.

Продуктивным представляется на постоянной основе использовать международные возможности мировых коммуникационных сетей для взаимодействия с зарубежными СМИ.

В целях улучшения имиджа Беларуси за рубежом необходимо определить совокупность уникальных позитивных страновых параметров, провести по ним анализ восприятия Беларуси на ключевых внешних рынках, определить некорректно воспринимаемые позиции и зафиксировать их. Важно по каждой позиции разработать комплекс мероприятий с целью выхода на правильное восприятие этих параметров, спланировать коммуникационную кампанию и задать ее контрольные точки. В качестве базовых параметров могут быть взяты указанные в п. II характеристики, которые должны быть присущи конкурентному инвестиционному климату Беларуси. Объектом целенаправленного PR-воздействия также должны стать позиции в рейтингах вышеуказанных международных организаций.

Необходимо регулярно проводить исследования эффективности коммуникационной кампании и на этой основе определять ее приоритетные точки. Конечным итогом данной кампании будет позитивное представление у потенциальных зарубежных партнеров о Беларуси.
 
V. Мероприятия органов государственного управления по страновому маркетингу

С целью повышения эффективности странового маркетинга органам государственного управления предлагается следующее:

1. создать концепцию маркетинговой стратегии Республики Беларусь;

2. создать маркетинговую программу инвестиционной политики Республики Беларусь;

3. четко определить режим и условия привлечения инвестиций, которые должны быть лучше относительно аналогичных режимов стран-конкурентов;

4. четко определить статус собственности и прозрачную процедуру принятия решения по ее управлению, особенно по наиболее крупным экономическим объектам страны;

5. проводить ежегодный мониторинг места Беларуси в основных рейтингах международных организаций, которые характеризуют динамику качества инвестиционного климата и привлекательности Беларуси для иностранных инвестиций;

6. разработать критерии оценки качества и эффективности работы органов государственного управления по привлечению иностранных инвестиций;

7. осуществить аналитическую работу по определению ключевых внешних рынков для Республики Беларусь;

8. создать программу развития внутристранового маркетинга регионов Беларуси;

9. создать маркетинговую программу притягательности страны (туризм) и инфраструктуры  привлекательности (бизнес, кадры);

10. сформулировать комплексную программу обучения и тренингов специалистов по работе с инвесторами в рамках реализации программы странового маркетинга;

11. в рамках плана спецмероприятий провести международную практическую конференцию в Минске с приглашением авторитетных реформаторов мира, знаковых фигур мировой экономической мысли;

12. создать постоянно действующую Группу странового маркетинга под руководством высших должностных лиц страны;

13. определить вопросы финансирования разработки концепции, исследовательской деятельности и осуществления практических мероприятий по страновому маркетингу Республики Беларусь;

14. сформулировать прозрачную процедуру принятия Концепции странового маркетинга Беларуси;

15. обеспечить оперативный переход от согласования плана действий по страновому маркетингу к его поэтапному исполнению;

16. систематически информировать СМИ и широкую общественность о работе и результатах Группы странового маркетинга под руководством высших должностных лиц страны.

 

16.01.2009

Акантинов Анатолий Дмитриевич

Генеральный директор частного консалтингового унитарного предприятия «Центр стратегического развития «Маркетинговые системы», председатель правления общественного объединения «Гильдия маркетологов»

Вардомацкий Андрей Петрович

Директор исследовательского частного унитарного предприятия «Новак»

Костицын Роман Николаевич

Заместитель директора по развитию коммуникационного агентства ООО «АРС Коммюникейшнз»

Попелушко Петр Геннадьевич

Директор рекламного агентства ООО «Эс Эм Джи»

Романчук Ярослав Чеславович

Исполнительный директор Республиканской общественной организации «Аналитический центр «Стратегия»

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме