19:31 30.09.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Путешествие в сказку, - избирательная система Беларуси – бутафория демократии

Выборы, особенно парламентские, для автора – депутата последнего в Беларуси избранного демократического законодательного органа (Верховного Совета 13-го созыва), — представляют особый интерес. Приглашение посмотреть своими глазами выборы по-немецки воспринял с радостью.

В Нинбург (Везер) – город-побратим Витебска — прибыли в пятницу, накануне воскресного дня выборов. Буквально через час делегацию приняли в мэрии. Хозяева рассказали об избирательной системе Германии, ответили на многочисленные вопросы витебчан.

Вопросы задавали более двух часов. Казалось, мы, белорусы, попали в некую чудесную страну со сказочной для нас избирательной системой. Системой, в которой отношения власти и избирателей основано на взаимном доверии.

Белорусская избирательная система построена на принципе "колючей проволоки", которой власти и назначенные ею избирательные комиссии отгорожены от избирателей.

Комиссии назначаются и в Германии. Только в отличие от Беларуси комплектуются из… добровольцев. Любой избиратель может обратиться к городским властям о включении его в состав избирательного органа: письменно, по телефону, устно, с помощью посредника. Власти через средства массовой информации приглашают желающих на работу в комиссии. Предложения о направлении своих представителей в избирательные комиссии рассылаются политическим партиям.

Волевым решением назначают в крайнем случае: лишь при недостатке добровольцев. Потому как в Германии членом комиссии может быть избиратель, проживающий на территории участка. В Беларуси же на территории участка, как правило, проживают менее десяти процентов членов участковой комиссии.

Главное для властей в Германии, чтобы члены избирательного органа не зависели друг от друга. Ведь в такой комиссии фальсификация исключена.

В Беларуси участковые избирательные структуры комплектуются по принципу рабской (контрактной) зависимости членов комиссии от председателя (заместителя). К примеру, 53-я участковая комиссия Первомайского района г.Витебска. Председатель комиссии — заместитель директора по кадрам (она же главный идеолог правящего режима на заводе (ООО "Молоко"). Члены — работники предприятия, желания которых участвовать в работе этого избирательного органа не спрашивают.

Попробуй член этой (а равно любой иной) комиссии рот раскрыть – рабочий контракт с ним в лучшем случае не продолжат. Могут уволить сразу после выборов. Жалобы не помогут. Автор не располагает информацией о судебном восстановлении работника, с которым в Беларуси не продлили контракт.

Возможные возражения власть имущих, что и в Беларуси "каждый" может собрать десять подписей избирателей и приложить их к заявлению о желании работать в участковой комиссии – бутафория. Да, Избирательным кодексом подобное предусмотрено. Только не для добровольцев, а для руководящих работников органов власти, предприятий, организаций. Подписи избирателей собираются ими в приказном порядке. Полагаю, директор школы или управделами райисполкома подписи лично не собирают.

Покажите того добровольца, которого в состав комиссии включили!

Работа в избирательных комиссиях оплачивается в обеих странах. Но, в Германии делается гласно. Член участковой избирательной комиссии получает 21, председатель и заместитель 25 евро в день. Для ФРГ деньги мизерные. Сколько белорусский режим платит членам своих избирательных структур за покорное молчание– покрыто мраком.

Продолжительность голосования в Германии на три часа меньше, чем в Беларуси: с 08.00 до 18.00. причем члены немецких комиссий работают не весь день. Половина в первой половине дня остальные — после обеда. В полном составе собираются лишь к моменту подсчета голосов.

Участки для голосования не охраняются. В том числе и при подсчете голосов. Полиции запрещено даже появляться на них. А собственно зачем? Белорусам пояснили, что за последние 50 лет чрезвычайных происшествий на избирательных участках не происходило.

В отличие от нашего государства закрытых избирательных участков в воинских частях нет. Военнослужащие ФРГ голосуют по месту жительства.

Немецкие комиссии в день голосования – высшая власть. Никто: ни президент, ни канцлер, ни бургомистр, ни полиция — не имеют права вмешиваться в их деятельность.

Белорусские комиссии – "аппендикс" вертикали власти. Фактически главный в избирательном органе — представитель президентской администрации (исполкома).

В Беларуси милиция охраняет участок на уровне сверхсекретного, особой государственной важности, режимного объекта. Именно милиция, с огнестрельным оружием и полным боекомплектом, сопровождает транспортировку бюллетеней на участок и итоговых протоколов в вышестоящую комиссию. Вооруженная милиция грудью защищает урны для голосования от ока наблюдателей.

В Германии услуги полиции не востребованы на всех этапах избирательной кампании. Белорусам любезно показали помещение в мэрии, где хранятся отпечатанные бюллетени. Комната эта лишь закрыта на замок.

Не охраняется и само здание городских властей. Ни днем, ни ночью. Вход в мэрию свободный (естественно, если нужен конкретный сотрудник, желательно время встречи согласовать по телефону). Отсутствует журнал учета посетителей органа власти.

Утром, в день голосования, бюллетени, списки избирателей и прочую избирательную документацию грузят в машину, и водитель развозит по 24-м избирательным участкам Нинбурга.

В подобной избирательной системе потребность в официальных внутренних или международных наблюдателях отсутствует. Зачем, если любой гражданин может придти на участок и посмотреть, как выявляется воля избирателей.

Участки на время подсчета голосов не закрываются. Считают вслух.

Для нас, белорусов, слова немцев звучали как музыка. Рука невольно тянулась дернуть себя за ухо: не снится ли все это.

Автор поинтересовался, как руководство Нинбурга относится к наблюдению ОБСЕ за нынешними выборами. Впервые кстати. Ответом было пожатие плечами: пусть смотрят, прятать нечего.

Действительно нечего. Когда я попросил предоставить возможность посмотреть процедуру получения бюллетеней, списков избирателей и начало голосования, возражений не последовало. Единственно, что одному из должностных лиц пришлось сопроводить меня на избирательный участок, чтобы пояснить комиссии суть дела. Во-первых, мое появление там планировалось почти за час до открытия, а во-вторых, немецким не владею.

Присутствовал на участке №207, расположенном непосредственно в мэрии. Комиссия — семь человек. Готовили участок к голосованию (утром) трое во главе с председателем. Документацию, в том числе и деньги членам комиссии за работу, принесли в открытом ящике. Всего избирателей 772. Досрочно проголосовало 148 (20 процентов). На предыдущих выборах было десять. Увеличение количества досрочно проголосовавших объясняют отмену обязательности указания причины досрочного голосования.

Но все равно, немецкий избиратель извещает о досрочном голосовании письменно, в то время как избиратель Беларуси делает устно при прибытии на участок. Не принципиальное на первый взгляд различие дает нашим властям возможность принуждать к досрочному голосованию. Принуждают, образно говоря, "под дулами автоматов".

Обратили мы внимание и на такой факт. Для регистрации кандидатом в Бундестаг необходимо собрать всего 200 подписей из 250.000 избирателей округа. Белорусскому претенденту на парламентский мандат требуется предоставить 1000 подписей из 70.000 избирателей.

Но это для оппозиции и иных неугодных властям граждан. Кандидаты от власти в подавляющем большинстве подписи не собирают. Их выдвигают трудовые коллективы, среди которых немало лиц, не являющихся гражданами Беларуси, а соответственно, не имеющих права голоса.

Белорусский ЦИК на подобное нарушение Конституции и Избирательного кодекса закрывает глаза.

Разный подход и при выбытии кандидата. В Германии, в отличие от Беларуси, фамилии таких кандидатов не вычеркивают, а лишь дают оповещения в средствах массовой информации. Поданные за них голоса считают недействительными.

Немецкий избиратель имеет два голоса. Один отдает за конкретного кандидата от округа (в Нинбурге на этих выборах таковых семь), второй — за политическую партию (в бюллетене их 12).

Выборы в Германии проводятся в один тур. Для победы необходимо набрать простое большинство. Белорусский Избирательный кодекс требует более половины голосов, что неизбежно порождает голосование в два тура.

В последние годы по указанию главы государства выборы проводят в один тур. Такое (по всем округам) достижимо только при фальсификации результатов.

Интересно и такое обстоятельство. В Германии на избирательных участках не то, что водки, вообще нет буфета. Как нет и агитационных плакатов в помещении для голосования и на подходе к избирательному участку. В кабине для заполнения нет образца с отметкой в строчке, где в выданном бюллетене располагается фамилии кандидата от власти.

 Не обязательно в Германии и предъявления участковой комиссии паспорта. Достаточно полученного избирателем письменного приглашения на выборы. Коль уж по нему можно голосовать досрочно, то какой смысл не считать приглашение официальным документом в день выборов?

Я пробыл на избирательном участке полчаса. За это время проголосовали девять избирателей пожилого возраста. Молодежь на избирательные участки не стремилась, а принуждать, как в Беларуси, угрозами власти не имеют права. Агитируют через средства массовой информации. К избирателям обращались бургомистр и церковь.

На этих выборах велся отельный учет лиц, для которых голосование будет первым в их жизни.

В Европе принудительно, под угрозой штрафных санкций, заставляют голосовать лишь в Бельгии. Но там делается по закону. В Беларуси принуждают противозаконно (угрожая выселением из общежития, проблемами на зачетах, не продлением контракта…).

Посмотрели белорусы и классические для нашей стираны участки в школе (208 и 209). На обоих чуть более тысячи избирателей. Досрочно проголосовало около 20 процентов. На два участка одна комиссия в составе восьми человек, поскольку добровольцы на вторую не объявились. Из числа молодежи ко времени появления витебчан проголосовал лишь один.

Продемонстрировали белорусам и процесс обработки досрочного голосования. Принципиальное отличие — участковые комиссии этим не занимаются. На момент нашего появления распечатывался наружный (красный) конверт и рассматривалось заявление избирателя на досрочное голосование.

Внутренние конверты с заполненными бюллетенями (синие) вскрываются в 18.00.

Досрочно в Нинбурге проголосовали 8.900 из 96.000 избирателей (десять процентов).

Вообще-то голосование это не только досрочное. С помощью конвертов можно проголосовать (чему автор был свидетелем) и непосредственно в день выборов. Но, в таком случае, конверт по почте не отправляется, а доставляется нарочным непосредственно в комиссию по досрочному голосованию.

Аналог нашего голосования по месту нахождения избирателя. Только уже не члены комиссии идут к избирателю, а последний сам заботится, чтобы родственники, друзья, соседи помогли доставить заполненный бюллетень в комиссию.

Резон большой. При таком подходе не требуется создавать избирательные участки в больницах, санаториях, домах отдыха и, даже, в посольствах. Кроме того, высокая гарантия сохранения тайны волеизъявления избирателя и итогов голосования. Ведь голосование в медицинских учреждениях и воинских частях завершается к обеду, итоги подсчитываются и объявляются. Что может существенно отразиться на дальнейшем голосовании.

Подведение итогов голосования наблюдали на участках 106 и 108. Та же картина, что и в школе: из-за отсутствия добровольцев одна комиссия из девяти человек работала сразу на двух участках. Что, в принципе, не страшно: в сумме количество избирателей 1.100 человек. Подсчет завершили за час.

Данные участки располагались в… ресторане. Для Беларуси – экзотика. Непривычно и то, что бюллетени из двух урн перед подсчетом высыпали в общую кучу. Собственно на результат это никоим образом не влияет. Некоторое неудобство будет на следующих выборах партиям: осталось неизвестным партийное предпочтение избирателей по каждому участку.

Как осталось за кадром и партийное предпочтение досрочно проголосовавших. Но там расклад бюллетеней по участкам и не предполагается.

Не знаю, какой вывод сделают наблюдатели ОБСЕ. Витебская делегация отсутствие гласности и прозрачности в немецком городе Нинбурге в день выборов 27 сентября не обнаружила.

Чего не скажешь о нашей недемократической Беларуси, в которой "волеизъявление избирателей" определяется не в кабине для голосования, а в резиденции на Карла Маркса, 38.

И это несмотря на то, что и германском Нинбурге мы и кабин для голосования не наблюдали. На участке 106/108 место для голосования было отгорожено куском картона. И вовсе не по бедности. Просто никто и не собирается волю избирателя контролировать.

г.Нинбург, ФРГ

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме