18:45 12.06.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Промедление с «лечением болезни» — смерти подобно!

С момента рассмотрения Общественно-консультативным Советом при Администрации президента Беларуси проблем экономического кризиса и путей его преодоления прошло более месяца. По официальной версии Совет создан властью (это записано в его положении) в качестве совещательного органа для обсуждения наиболее злободневных вопросов общественно-политической жизни страны и выработки по ним необходимых предложений.

Обсуждение состоялось, предложения были выработаны. Однако правительство Беларуси до сих пор на строго аргументированную оценку истоков кризиса и предлагаемые пути его преодоления никак не отреагировало. Может быть, в силу того, что недостает мужества признать свою вину за кризисное состояние экономики. Ведь истоки белорусского кризиса — внутренние: отсталая, нереформированная экономика, затратная модель развития, ошибочная экономическая политика.

Об уровне понимания проблем, испытываемых экономикой, говорит тот факт, что его представитель Андрей Тур при обсуждении на Совете заявил, что было бы "преступлением проводить рыночные преобразования в условиях кризиса". Абсурдное заявление! "На плаву" белорусская затратная экономика длительное время поддерживается благодаря ежегодным многомиллиардным российским субсидиям и исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре цен на ряд белорусских товаров. Как только положение на российском и мировом рынках изменилось, наше "процветание" закончилось.

Уровень инфляции (в годовом исчислении), составлявший в последние годы неприемлемую величину в 12—13%, увеличился в текущем году до 15%, а на продовольственные товары — на 25—30%. Дефицит внешнеторгового баланса возрос в 2,5 раза. Остатки непроданной продукции на складах почти удвоились, а отгруженной, но не оплаченной (дебиторы) составили почти 40 триллионов рублей. Да и было ли оно, процветание, кроме статистического гламура? Все познается в сравнении. В докризисный период соседние экономики Литвы и Польши, избравших, в отличие от нас, демократию и рынок, обеспечивали своим гражданам зарплату и пенсии, в 2,5—3 раза превышающие те, которые обеспечивала наша. При примерно одинаковых потребительских ценах.

В последнее время от банкротства экономику спасают многомиллиардные займы и поступления от приватизации: от России получено 3,6 миллиарда долларов (включая 625 миллионов от продажи акций Белтрансгаза), получим в ближайшие недели еще 500 миллионов долларов от Венесуэлы, от МВФ получено 800 миллионов долларов из предоставленного кредита в 2,5 миллиарда долларов. Ожидаются кредиты от Китая на основе СВОПа до 3 миллиарда долларов, от МБРР и ЕБРР, а также займы коммерческих банков.

Все это позволяет экономике отодвинуть кризисные проблемы на будущее, когда наступят сроки их погашения. Однако очевидно, что выход из кризиса возможен лишь посредством коренного реформирования экономики, снижения ее затратности и повышения конкурентоспособности. На это на днях обратил внимание и вице-премьер России Алексей Кудрин. Надежды на то, что с помощью внешних займов переживем кризисное лихолетье и вернемся к процветанию, иллюзорны, в реальности не достижимы.

Что мы конкретно предлагаем и почему?

1. Во имя достижения валовых заданий по ВВП в стране продолжается убыточное, низкорентабельное производство, ведущее к утрате оборотного капитала. Не остановлена практика производства продукции, не находящей сбыта на платежеспособных рынках, в результате чего увеличиваются складские запасы, растут дебиторы, просроченные долги банкам. Такая практика растраты финансовых, материальных и трудовых ресурсов граничит с преступлением.

Мы предлагаем незамедлительно отменить задания по объемам производства, продаж, инвестиций и другое директивное вмешательство в производство, способствующее транжированию ресурсов. То есть отказаться от административно-командной, затратной модели развития. Предлагаем очистить экономику от неэффективного балласта, очистить балансы предприятий от "липового" капитала в виде складских и дебиторско-кредиторских неликвидов и привлечь за такую деятельность к ответственности как правительство, так и руководителей госпредприятий.

Мы предлагаем вместо совершенствования административных и технических процедур вмешательства в экономику (что делает правительство) освободить бизнес от пут заданий, инструкций, запретов, от директивного вмешательства в ценообразование и оплату труда, от лицензирования видов деятельности, не несущих непосредственной угрозы здоровью, от навязывания порядка расчетов, от абсурдных штрафных санкций и др. Раскрепостить, дебюрократизировать бизнес. Запретить вмешательство чиновничества в экономические процессы.

2. Прекратить практику чрезмерного (порядка 50% ВВП) изъятия средств из реальной экономики в бюджет. Это "обескровило" экономику. Изъятия следовало бы постепенно сократить до 30% ВВП. Сегодня изымается больше, чем в этом нуждается правительство. Согласно данным Национального банка (отчет "Денежный обзор" ), в целом по стране суммы неизрасходованных средств, находившихся на счетах в банках органов государственного управления, составляли в текущем году: на начало февраля — 14,4 трлн руб, марта — 16,3 трлн руб., апреля —17,5 трлн руб., мая —16,7 трлн рублей. Это более 10% к объему годового ВВП. В этих условиях правительственные чиновники критикуют предложения оппозиции, обвиняя последних в посягательстве на "святое" — необходимость платить зарплату врачам, учителям, государственным служащим. Как огромное свое достижение они объявили о снижении бюджетных расходов в ВВП аж на 1,3 процентных пункта. Однако только вышеприведенные данные свидетельствуют о возможности их снижения более чем на 10 процентных пунктов. И это без учета того, что нами предлагается ввести режим экономии, уменьшить финансирование разросшегося бюрократического аппарата не менее чем на 30%, законсервировать строительство агрогородков, культурно-спортивных сооружений, использовать более рационально многомиллиардные внешние займы, предусмотрев их в бюджете на производительные цели (сегодня они тратятся до 90% на потребление — покрытие торгового дефицита, поддержание курса рубля).

3. Доля малого бизнеса — локомотива экономики — не превышает и 9%. Доля внутреннего рынка - 30—35% к ВВП. Необходимость их развития требует освобождения вновь создаваемого бизнеса от всякого налогообложения и проверок хотя бы на три года. Тем более что президент страны обещал такую льготу иностранным инвесторам. Почему этого не сделать для своих предпринимателей. Ссылки на потребности бюджета не выдерживают критики, если учесть, что в стране более 15% ВВП (по оценке Министерства по налогам) составляет теневая экономика, которая уходит от налогообложения. И ничего чрезвычайного не наблюдается.

4. В условиях растущей безработицы пособия безработным следует незамедлительно повысить раз в шесть, хотя бы не ниже размера прожиточного минимума, составляющего ныне порядка 47 тысяч рублей. Ссылки на отсутствие возможностей в свете изложенного выше не выдерживают критики. Кроме того, также незамедлительно необходимо устранить вопиющие диспропорции в уровне пенсий "слуг народа", госчиновников и депутатов-"палатников", с одной стороны, и аналогичными работниками сферы производства, науки, инженерами и рабочими. Представляются ошибочными попытки уменьшить различными ухищрениями размеры реальной безработицы. Она — прямой и неизбежный результат экономической политики последних лет. Надо решиться на ликвидацию застарелого флюса на рынке труда, каким является внерыночное сохранение десятков тысяч морально и технически устаревших рабочих мест, на которых невозможно обеспечить достойную зарплату. Оказание административного давления на предприятия с тем, чтобы они не увольняли персонал, лишь загоняет проблему вглубь. Это не выход из ситуации. Выход — в создании эффективных рабочих мест, в развитии малого бизнеса, в массированных программах поддержки предпринимательства и его работников. Крайне важно сформировать программы государственных гарантий, и не только в области финансов, но и здравоохранения и образования.

5. Давно пора правительству озаботиться проблемой растущей инфляции и дефицита платежного баланса, принять к реализации: 1) программу стабилизации цен и выравнивания платежного баланса, 2) программу демонополизации и развития конкуренции, 3) программу развития внутринационального рынка.

Эти и другие соображения как на ближайшую перспективу, так и на будущее изложены в наших совместно с Леонидом Заико, предложениях "О путях преодоления кризиса и важнейших направлениях нового экономического курса в условиях мировой рецессии", которые все еще ждут рассмотрения правительственными чиновниками.

Станислав БОГДАНКЕВИЧ, профессор, член Общественно-консультативного Совета при Администрации президента

Ссылки по теме:
  • 05.09.2008 - Богданкевич: белорусы могли бы получать зарплаты в 1.300 долларов и пенсии в 500
    http://www.ucpb.org/?lang=rus&open=18693
  • 18.09.2008 - Станислав Богданкевич:

    Кандидаты в депутаты должны самостоятельно принять решение об участии в выборах
    http://www.ucpb.org/?lang=rus&open=18802
  • 02.01.2009 - Богданкевич:

    Разовая девальвация рубля — вынужденный шаг
    http://www.ucpb.org/?lang=rus&open=19591
  • 10.03.2009 - Богданкевич пока надеется
    http://www.ucpb.org/?lang=rus&open=20116
  • 03.11.2001 - СТАНИСЛАВ БОГДАНКЕВИЧ: "ВЛАСТИ ДОЛЖНЫ ПРИЗНАТЬ ПЕЧАЛЬНЫЕ РЕАЛИИ ЖИЗНИ БЕЛАРУСИ"
    http://www.ucpb.org/?lang=rus&open=8350

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме