03:30 09.09.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Проект проведения «праймериз»: мины замедленного действия

Мне уже доводилось писать о всякого рода цензах, которые предусматриваются Положением о порядке выдвижения единого кандидата от демократических сил (http://www.ucpb.org/?lang=rus&open=21363). Некоторые из них – например, владение обоими государственными языками или «публичное осуждение режима Лукашенко» – выглядят, скорее, комично, – но являются более-менее безобидными. Однако есть три «камня преткновения», где организаторы сами закладывают мины замедленного действия. Впрочем, некоторые из этих мин – не такого уж и замедленного. (Ладно, попытаюсь выступить в качестве сапёра.)

Одна из них уже сработала. Новоиспечённый председатель БНФ Алексей Янукевич заявил, что его партия не будет участвовать в «праймериз», поскольку «даже потенциально не может допустить того, чтобы поддержать лиц, которые делают заявления о целесообразности введения российского рубля в Беларуси, признания Южной Осетии и Абхазии, и так далее».

Что ж, мотивировка вполне понятная и даже логичная. Избежать этой коллизии можно, если убрать из Положения пункт, согласно которому каждый претендент «подпишет обязательство… призвать своих сторонников всеми возможными средствами поддержать единого кандидата».

Практический смысл от этого пункта сводится к абсолютному нулю. Любая белорусская партия – отнюдь не военная дивизия, а председатель – не генерал. Его формальное, декларативное обязательство ни к чему не приведёт – вред же от этого очевиден. Посему достаточно подписать обязательство в случае проигрыша «праймериз» не идти на выборы самостоятельно – и этим ограничиться.

В таком варианте от аргументации А.Янукевича не остаётся камня на камне. Вы против пророссийской позиции коммунистов? Так идите к людям на «праймериз», отстаивайте свои взгляды, доказывайте их преимущества, выигрывайте – и флаг вам в руки! А проиграете – никто вас кого-то поддерживать не заставляет; поддерживайте хоть Лукашенко, если он вам ближе.

То же касается и денежного залога. По проекту, каждый претендент должен внести «добровольное пожертвование» в некий «благотворительный фонд кампании», которое составляет 20 000 000 «зайчиков», т.е., по сегодняшнему курсу, 7 тысяч долларов.

Пожалуй, какой-то денежный залог даже желателен – единственно с целью того, чтобы отсечь «городских сумасшедших» (сказано фигурально: деревенских – тем более; хотя от основных президентских выборов это, увы, не удастся – но уже по не зависящим от демократов причинам). Однако этот залог должен быть не более 1000–1500 долларов (естественно, в белорусских рублях в эквиваленте по курсу Нацбанка на момент платежа, – это законно). Причём это не должно быть финансовым обеспечением будущего единого кандидата – эти деньги необходимо потратить на сами предварительные выборы. Есть на что: не худо бы издать бюллетени с разъяснением самой идеи предварительных выборов и с презентацией всех претендентов (такое даже перед Конгрессрм 2005 года делалось); соответствующие листовки; спецвыпуски газет и т.п.

Это совершенно понятно и разумно – и здесь едва ли могут возникать вопросы. В варианте же, предложенном в проекте Положения, вопрос всё тот же: почему партия А.Янукевича должна, в случае успеха, положим, коммуниста С.Калякина, ещё его и профинансировать?!

Тем паче, не нужно быть пророком, чтобы спрогнозировать, что произойдёт в реальности. Ну не будут бээнэфовцы с энтузиазмом – и на энтузиазме – работать на кандидата-коммуниста, стань он трижды единым (равно как и наоборот, если существительные, обозначающие партийность, поменять местами)! А вот когда кандидат изыщет ресурс – тогда возможны варианты. В любом случае, финансирование будет осуществляться именно по такой схеме – а не по обратной, которая предлагается в проекте Положения.

 Самая «замедленная» мина зарыта в пункте «Процедура определения единого кандидата считается состоявшейся, если в ней приняло участие не менее 100 000 граждан Республики Беларусь, имеющих право голоса». Вообще, меня всегда поражало неизбывное старание наших оппозиционеров вырыть самим себе ямы. Ну вот зачем, спросить бы так, эта ерунда? Ясно, что к цифре 100 000 надо стремиться – да, на самом деле, надо стремиться к большей! – но к чему это прописывать в качестве директивы самим себе?!

Допустим, не получилось (по объективным или субъективным причинам). Что тогда, господа? Объя’вите на весь мир: «Мы облажались!»? Зачем это, спрашивается? Что могли, сделали, всех пригласили на «праймериз», насколько хватило сил, проинформировали… И, главное, в чём провинился тот претендент, потенциальный единый кандидат, выигравший предварительные выборы?! Он затратил усилия и средства, добился успеха – и вдруг выясняется, что это всё аннулируется, т.к. явка не достигла ста тысяч. Но ведь это, как минимум, не от одного него зависит…

В наших известных условиях никакой порог явки задавать заранее нельзя в принципе.

Итак, если отбросить всю вышеупомянутую лабуду, то задаются простые, понятные и одинаковые для всех условия. Которые, что самое главное, призваны выявить кандидата, способного завоевать популярность у обычных людей и заручиться их поддержкой.

При этом, как представляется, организаторы «праймериз» сейчас должны быть более чем заинтересованы в репрезентативности кампании. С этой целью нужно убирать все искусственные барьеры, которые, ко всему прочему, могут послужить вполне обоснованными поводами для отказа от участия в предварительных выборах тех политиков, которые поднаторели в кулуарных аппаратных интригах, но боятся выйти к людям.

Пусть на предварительные выборы идут самые разные претенденты. Не только партийные – но и независимые, представители профсоюзов, предпринимателей (как активисты предпринимательского движения, так и сами по себе бизнесмены) и др. Только не надо заранее требовать от них поддержки будущего кандидата, которого пока никто не знает, и «сшибать» десятки миллионов рублей и десятки тысяч явившихся на «праймериз». Давайте обезвредим эти мины.

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме