17:45 25.08.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Пора прекратить навешивание ярлыков

Последнее время белорусские власти снова дают международному сообществу повод задуматься о том, не является ли мифом пресловутая белорусская толерантность. Это выражается в новой попытке властей отобрать помещение церкви «Новая жизнь», предлагая взамен смешную сумму компенсации. Сегодня на сайте мы обсуждаем проблемы взаимоотношений групп людей, имеющих разные идентичности, с Сергеем Корчицким – председателем Республиканского общественного объединения «Мир для всех», выступающего за укрепление толерантности в белорусском обществе.


Какие цели ставит перед собой общественное объединение «Мир для всех»?
Наша главная цель – способствовать укреплению толерантного отношения между гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь независимо от их национальной, расовой, религиозной и гендерной принадлежности. Под этим подразумевается и культурно-просветительская, и правозащитная деятельность, и участие в экуменическом движении, ориентированном на диалог между всеми христианскими конфессиями. Как видите, наша деятельность заключается в преодолении любого разделения между людьми и в стремлении достичь единого мира. Ведь до сих пор между нами, жителями планеты Земля, существуют государственные границы, догматические разногласия, социальные и культурные барьеры. Мы считаем это противоестественным по отношению к первоначальному замыслу Творца. Если бы было необходимо сформулировать краткий девиз нашей организации, я бы сказал словами Иисуса Христа «да будет все едино» (Ин.17,21). Мы разделяем это упование и, можно сказать, что мы «не признаем границ».

Кто они – члены РОО «Мир для всех»?
Члены нашей организации – самые разнообразные люди. Это представители самых разных христианских конфессий и социальных слоев. Есть и знаковые фигуры, представляющие научную и творческую элиты. Так что, даже если рассматривать только состав нашей организации, можно убедиться, что мы на практике реализуем принципы преодоления разобщенности.

На Ваш взгляд, какие проявления нетолерантного отношения встречаются в белорусском обществе?
Таких проявлений, увы, пока много. Особенно в религиозной сфере. Возьмите, например, затянувшийся конфликт вокруг протестантской церкви «Новая жизнь». Я был в оспариваемом государством помещении церкви несколько раз. Люди там счастливы, обстановка одухотворенная, богослужение вдохновляющее. Чего еще надо государству? Да оставьте вы их в покое, и делу конец! Нет же…
Или это укоренившееся отношение к баптистам и пятидесятникам как к неким мрачным сектантам. Откуда я взял? Да это же видно на каждом шагу. Например, полуфинал детского Евровидения – песня «Волшебный кролик». Популярность бешеная, а интернет-ресурсы пестрят: «сын сектантов», «мальчик-наркоман». Это же чушь! Он из семьи пятидесятников. И песня, кстати, хорошая. Баптисты и пятидесятники – это представители совершенно традиционных конфессий для современного мира. Там сотни миллионов верующих! Пора это твердо усвоить и раз-навсегда прекратить навешивание ярлыков. И я лично призываю к этому всех православных христиан. Эпоха фундаментализма канула в Лету безвозвратно, поймите.

Я знаю, что вам близка христианская тематика, в частности – тема христианской демократии. Расскажите о своей деятельности в этой сфере.
Да, я долгое время возглавлял крупное экуменическое издание «Теократия», тесно общался со многими христианами – православными, католиками и протестантами. С ностальгией вспоминаю о наших беседах на латинском языке с папским нунцием в Беларуси Домиником Грушевским, который уже давно ушел в отставку. Также я переводил с латыни на русский язык Фому Аквинского, пожалуй, самого влиятельного на сегодняшний день католического богослова. Мне довелось посетить много богослужений самых разных христианских конфессий, и я нашел богатство и красоту в многообразии учений и ритуалов. Поэтому у меня за все эти годы сложилось твердое убеждение в том, что христиане должны объединяться вокруг учения Христа независимо от разделяющих их препон. Вот только к христианской политике я отношусь очень осторожно. Здесь есть опасность впасть в соблазн фундаментализма и интегрализма, то есть, с одной стороны, подменить христианский дух буквой, с другой же стороны – перенести религиозный тип сознания на все остальные, включая политическое и правововое. Для меня очевидно, что все те, кто пытается использовать христианскую идею в политических целях, как правило попадают в одну из этих ловушек.

Как Вы оцениваете, с точки зрения Вашей организации, процессы, происходящие в белорусской оппозиции?
Как я уже отмечал, мы выступаем за единство. Стратегическая цель – это единство всего человечества. Поэтому я настороженно отношусь ко всяким разделениям. Вот сейчас вместо того, чтобы сообща бороться за достижение общих целей оппозицию поделили на «новую» и «старую». И посмотрите на так называемую «новую» оппозицию. Это же выходцы из той же старой оппозиции, только для чего-то устроившие идеологический маскарад, о чем я уже говорил в своем недавнем интервью порталу ОДС. Жаль, что политическая деятельность превращается у нас в карнавал…
Или еще одно разделение: кому выгодно противопоставлять белорусско- и русскоязычную общины страны? А ведь это происходит постоянно! И лично мое мнение: пользоваться в политической практике исключительно белорусским языком в стране, где 95% населения общается по-русски – это заниматься политикой для грантодателей, а не для собственного  народа. Цель политика – приход к власти, а не создание себе «паблисити». Ну, я все понимаю: в той же России есть вакантные должности «светских львов» или «королей гламура», а у нас нет. Поэтому тут чуть засветился, сказал пару умных слов и ты уже политик… Настоящий белорусский политик должен быть хорошо образован и к тому же в достаточной степени владеть несколькими языками (русским и белорусским – самый необходимый минимум). Так уж сложилось, что Беларусь, как и Швейцария, исторически мультилингвальная и поликультурная страна. Так что, будьте добры, как говорится… Пора отходить от теорий «Крови и почвы» и бороться за демократию в контексте глобализации и с позиций планетарного космополитизма или, по крайней мере, подготавливать появление такой силы.

А какими языками владеете Вы?
Белорусским, русским, как родными. Латынью очень хорошо и английским неплохо, говорю на обоих. Говорил на бытовом уровне и по-венгерски, сложный такой угро-финский язык, но уже лет десять не имею языковой практики.

Вы говорили о культурно-просветительской деятельности Вашего объединения. В чем она будет заключаться?
Во-первых, мы яростно протестуем после засилия дешевой попсы во всех сферах нашей жизни. Определенная «культурная мафия» делает на этом деньги. Но ведь и народ не надо считать только потребительским стадом. Вот посмотрите на того же «Волшебного кролика» – 250 тысяч просмотров в Интернете за неделю! А ведь это неформат. А сколько у нас таких талантливых и в то же время безвестных художников, музыкантов, поэтов, которым просто не дают возможности показать себя. И я подозреваю, что в каждой сфере есть группа товарищей, которая упорно не дает народу законное право выбирать, сама все решает за миллионы людей! А то вот случай из жизни. Я и мои друзья, собратья по перу, предлагали на телевидении и радио авторские проекты передач о литературе, поэзии, поэтах. И нам всегда и везде говорят – «кто это будет смотреть, кому это интересно»? А их масскультовую порнографию смотреть интересно? Их дешевые песенки, бульварные романчики и детективчики? Народ устал от примитива. В информационную эру люди стали взыскательнее. Очевидно, что вкусы общества на сегодняшний день превосходят вкусы тех, кто формирует общественное сознание, делая на этом деньги и карьеру. А это уже повод для властей предержащих задуматься о кадровых решениях, если мы не хотим пожизненно терпеть тотальное оплебеивание.

И напоследок, еще один личный вопрос. Я знаю, что Вы вице-чемпион мира среди любителей по японским шахматам сёги и не раз бывали в стране Восходящего солнца. Как Ваш японский язык, какие впечатления от культуры, чему можно поучиться у японцев нам, белорусам?
По-японски я знаю некоторые выражения плюс терминологию, которая нужна мне по работе, не более. Язык не сложный, разве что необходимо выучить пару тысяч иероглифов. По сравнению с китайским – это мелочи. Японскую цивилизацию я мысленно окрестил «цивилизацией послевкусия». Их менталитет под стать японской кухне: вначале может быть непривычно и неприятно, но национальные блюда имеют удивительное послевкусие. Сравните с нашими тортиками: сначала сладко и приятно, а через пару минут во рту стоит навязчивый приторный вкус. Так и в жизни (учебе, работе, отношениях). Сначала надо потерпеть, чтобы потом было хорошо. По-моему нам, в отличие от японцев, не хватает осознанности, ответственности и понимания причинно-следственных связей в формировании реальных событий. Иначе сейчас мы жили бы в несколько другом обществе…


Сергей Корчицкий – председатель Республиканского общественного объединения «Мир для всех», работает главным редактором научного экономического издания и преподает латинский язык в лингвистическом университете, известный поэт, член нескольких писательских союзов, единственный белорус, номинировавшийся на самую массовую международную литературную премию «Дебют» (2000 г.), вице-чемпион мира по японским шахматам сёги среди любителей (2008 г.).

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме