12:30 24.12.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Политолог: Этот год войдет в историю белорусской дипломатии

"Отношения между Беларусью и Европой перешли в прагматическое русло", уверен политолог Владимир Улахович. О самых важных событиях уходящего года, о том, как развивается сотрудничество нашей страны с Евросоюзом и какое влияние на эти отношения может иметь Россия, наш гость рассуждал в студии TUT.BY.

Какими были самые важные события из сферы внешней политики в 2009 году? 

 Конец года - это время подводить итоги. Многие пытаются оценить, что произошло в этом году, какие события были наиболее важными и ценными для нашей страны.

Я думаю, этот год войдет в историю белорусской дипломатии, а, возможно, и в историю белорусской государственности. Произошел целый ряд событий, которые имели долгосрочное, стратегическое значение.

На мой взгляд, самое главное, что произошло в этом году, - это то, что мы вернулись к реализму, к более реалистичной политике. Мы отказались от заштампованных подходов, которые основывались на идеологических лекалах. Весь мир вернулся к более реалистичному взгляду на жизнь, и это значительно сказалось на нашей внешней политике.

В этом году Беларусь присоединилась к программе "Восточное партнерство", и для многих это событие стало самым главным. Кроме того, можно вспомнить целый ряд визитов на высшем уровне и в нашу страну, и поездки высших должностных лиц нашего государства в другие страны. Если учитывать, что долгое время у нас с Европой были не очень простые отношения, то современная динамика для многих является откровением. Произошел ряд событий, связанных с развитием партнерства с нашими наиболее близкими соседями, странами СНГ, Российской Федерацией. Были, безусловно, определенные трудности, но, я думаю, они носили рабочий характер. Ключевым событием стало подписание в Минске документов по Таможенному союзу.

Я думаю, все политические события, произошедшие в этом году, были по-своему важны с точки зрения перспективы нашей международной политики.

Этот год прошел под знаком кризиса для всей планеты. Как он сказался на отношениях Беларуси с Западом? 

Конечно, год был непростым, и главное обстоятельство, которое во многом определяло внешнеполитические события, - это глобальный кризис. Это событие оказывало воздействие не только на белорусско-российские отношения, но и на отношения Беларуси с Европой.

Многие считают, что в силу кризиса европейцы изменили свое отношение со своими соседями. В какой-то степени это справедливо, но, с другой стороны, развитие взаимодействия Беларуси и Европы началось из-за того, что в Европе произошли переоценки стратегического характера - отказ от политики изоляционизма. Мы помним, что долгое время велись разговоры о том, что Беларусь должна сначала исполнить европейский "джентльменский набор", а потом уже будет решаться вопрос о сотрудничестве. Сейчас Европа отказалась от этого, и не только в силу кризиса: Европа пришла к другому пониманию нынешней международной системы, международной ситуации и отношений. Я думаю, для европейцев стала понятна ценность белорусской государственности и ценность Беларуси как стабильного, устойчивого и надежного партнера.

То есть, можно говорить, что инициатива движения навстречу принадлежит Европейскому союзу?

Движение было двусторонним: как говорят дипломаты, для того, чтобы станцевать танго, нужны два партнера.

Но необходимо подчеркнуть, что программа "Восточное партнерство" и в целом сотрудничество с Европой базируются на таком важном принципе, как прагматизм. Есть прагматичная повестка дня, перечень вопросов, по которым нужно сотрудничать всегда, несмотря ни на какие политические особенности. Я думаю, Беларусь этот прагматизм исповедовала всегда. Если посмотреть на инициативы и официальные заявления белорусского МИДа за последние несколько лет, можно заметить, что именно прагматизм был ключевым подходом. Европейцы в последние два года оценили это: они сами перешли на прагматичную линию, поэтому в партнерских отношениях появилось больше взаимопонимания.

Почему в таком случае еще в 2008 году Европа настаивала на исполнении Беларусью набора "джентльменских требований", а в 2009 вдруг решила обратиться к прагматизму, рассмотреть важность белорусской государственности и начать движение навстречу?

Нельзя сказать, что Европа отказалась от своих политических требований, поскольку идеологическая основа Европейского союза - это либерализм и либеральные ценности.

Но в этом вопросе должна быть другая логика. Европейцы предъявляли эти требования ко всем соседям: как к тем, которые хотели бы стать членами ЕС, так и к тем, которые к этому не стремятся, как, например, Беларусь. Тогда возникает вопрос: если бы Беларусь хотела стать членом Европейского союза, мы должны были бы выполнить эти требования. Но наша страна не стремится к тому, чтобы войти в ЕС, и это очень достойная позиция. И, я думаю, для европейцев произошел перелом в понимании того, что есть соседи, с которыми нужно сотрудничать и искать взаимопонимание, а не изолироваться и ждать, пока изменится политическая ситуация. Я думаю, в Европейском союзе победила простая логика.

Движение навстречу должно иметь какой-то итог, хотя бы промежуточный. Тем более, большая политика - это всегда торг и заискивание друг перед другом. Кто и что из сторон этого процесса, направленного на сближение, выторговал для себя в 2009?

На мой взгляд, этот вопрос можно рассматривать с двух точек зрения.

Есть уровень сотрудничества "Беларусь - ЕС", где ЕС - это 27 государств с общей позицией и Беларусь как государство-сосед. В этом плане мы должны говорить о Восточном партнерстве: это те рамки, которые сейчас выглядят наиболее перспективными и ценными. Я думаю, Беларусь и Европа договорились о том, что в рамках Восточного партнерства можно решать целый ряд актуальных и важных проблем в торгово-экономической сфере, в сфере новых технологий, в энергетике, в управлении границами.

Очень ценен, на мой взгляд, двусторонний уровень сотрудничества Беларуси и отдельных европейских государств. Обычно европейские столицы оглядывались на коллективную позицию, поэтому взаимоотношения с нашей страной были минимальными. Теперь мы видим визит нашего президента в Литву, многочисленные визиты министров иностранных дел в Минск, приезд к нам Берлускони.

Например, за итальянским визитом следует целый портфель конкретных проектов: это и "Финмекканика" - огромный концерн, который занимается самыми передовыми технологиями, это и проекты по строительству, машиностроению, финансам. Договорились о том, что в Беларуси откроется первый итальянский банк UniCredit, который занимается инвестированием совместных проектов. Одновременно приходит страховая компания Sacchi Assicurazione, которая страхует внешние инвестиции итальянского бизнеса. Такое сотрудничество дает зеленый свет для партнеров, которые могут сюда прийти с новыми технологиями и ресурсами. Такие вещи могут быть не видны на первый взгляд, но если их трезво оценить, то можно заметить, что здесь есть элементы настоящего прорыва.

С какими из стран-участниц Восточного партнерства у Беларуси могут сложиться наиболее тесные взаимоотношения? Какие проекты могут быть наиболее успешными в рамках этой инициативы?

Совсем недавно прошла первая встреча министров иностранных дел стран-участниц Восточного партнерства. Оказалось, что самой подготовленной страной в программе "Восточное партнерство" была именно Беларусь. В начале года велись громкие дебаты о том, стоит ли приглашать нашу страну в эту программу, сейчас все это забыто. Беларусь предложила перевести политический дискурс в конкретные проекты. Известен проект Украины, Беларуси и Литвы в сфере энергетики, Беларусь предложила целый ряд проектов, связанных с миграцией, инфраструктурой границы, общим управлением границами, визовой политикой.

Насколько уместно в сегодняшних условиях стремление ускорить какие-то интеграционные процессы, выраженное нашим министром иностранных дел?

Речь не идет об интеграционных процессах, речь идет о том, чтобы ускорить сотрудничество в конкретных отраслях. Как сказал один немецкий политолог, Беларусь обречена танцевать на двух свадьбах: нам необходимо сотрудничать с нашим большим восточным соседом - Россией, но и нельзя строить полноценное государство на отчуждении европейского вектора. Европейский союз - это важнейший и ценный для нас партнер.

Еврокомиссар Бенита Ферреро-Вальднер накануне встречи министров иностранных дел стран ЕС и стран-участниц "Восточного партнерства" высказалась об этой программе так: "Младенец чувствует себя хорошо и уже превратился в привлекательного подростка". Можете ли вы согласиться с такой метафорой? 

С этим вполне можно согласиться. Но необходимо подчеркнуть, что если не будет развития сотрудничества в конкретных отраслях, то расти "ребенок" будет медленно. Хотелось бы, чтобы все было именно так, как разумно и рационально предлагает Беларусь. Жизнью, историей и политикой проверено, что если есть хороший уровень экономического сотрудничества, если есть взаимопонимание, всегда появляется возможность развивать и идеологическую сферу, и взаимопонимание в политических вопросах.

В большинстве встреч нашего министра иностранных дел с коллегами за рубежом вопросом номер один звучит визовый режим. Действительно ли он настолько важен для развития отношений Беларуси и Европы?

Когда мы говорим о визовой политике, необходимо иметь в виду два серьезных аспекта. В отношении Беларуси европейцы инерционно и, на мой взгляд, необоснованно применяют самые жесткие требования. С одной стороны, они заявляют, что хотят быть ближе и доступнее, но при этом выстраивают искусственные барьеры. У нас никогда не было жестких процедур, например, с Литвой: белорусско-литовских границ в истории не было, но сейчас с этой страной у нас очень жесткий визовый режим.

Европа испытывает большие нагрузки со стороны нелегальных мигрантов. Но Беларусь - это то единственное государство среди стран СНГ, которое долгое время имело положительный миграционный баланс: в Беларусь приезжало больше мигрантов, чем уезжало. Кроме того, во всем мире есть масса нелегальных сообществ из разных стран, но иммигрантов-белорусов нет. Белорусы в силу своего традиционного уклада жизни никогда не спешили уезжать в никуда: они всегда хотят ехать туда, где есть рабочее место, устойчивое положение и нет проблем с властями.

Кроме того, в рамках провозглашенных европейских ценностей возникает вопрос о том, какое отношение имеет жесткая визовая политика к праву на свободное перемещение. Я думаю, это вопрос не финансовый и не процедурный, это вопрос определенного ущемления достоинств белорусских граждан. Белорусский паспорт должен быть уважаем. Мы не должны стоять на одном уровне со странами, 70% населения которого стремится выехать в более зажиточные страны.

Претензии Беларуси к Европе о применении к нашей стране двойных стандартов в визовом вопросе постоянно звучат из уст высших руководителей, которые участвуют в двухсторонних встречах и переговорах. Это единственное, что может вменить Беларусь Евросоюзу?

Беларусь играет очень важную роль для Европейского союза не только в вопросах миграции. Есть целый ряд вопросов, которые нужно обсуждать совместно: это и экология, и региональное сотрудничество. Кроме визовой политики есть и торговля. Беларусь является важным торгово-экономическим партнером для всей Европы. Но в отношениях с нашей страной европейцы применяют полный набор ограничений, изъятий, антидемпинговых разбирательств. Например, введены квоты по белорусскому текстилю. Наш текстиль и продукция очень хорошего качества с точки зрения европейского рынка, но квоты на них минимальны, и выбираются за несколько недель. Страны, которые традиционно сотрудничали с нами, просят Брюссель пересмотреть их, но все эти вопросы решаются инерционно.

Верите ли вы, что Беларусь сможет не просто балансировать между Западом и Востоком, но и эффективно развивать белорусско-европейские и белорусско-российские отношения?

Это наша судьба. Беларусь в истории часто была заложником разлада Востока и Запада, и эта территория становилась предметом притязаний. Сейчас у нас есть шанс гармонизировать эти отношения, ведь россияне сами говорят о том, что Европа является для нас очень важным стратегическим партнером.

Будущее в том, чтобы и Россия, и Европа имели очень тесный уровень сотрудничества без каких-то замыслов, договоренностей и искусственных барьеров. Тогда и мы будем иметь свой шанс для развития и процветания белорусской государственности. Другого выбора пока у нас нет: мы должны сотрудничать со всеми странами, которые находятся рядом с нами.

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме