12:30 17.08.2012 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Почему в Беларуси не ценится труд?
17 Августа 2012, 10.40 | Ярослав Романчук, NAVINY.BY
Государство разрушило грань между «хорошо» и «плохо»…
Беда той стране, где труд не в почете. В колокола нужно бить там, где граждане не верят в труд, как главный источник успеха в жизни. Честные, трудолюбивые, творческие люди бегут из страны, где нервами, потом и кровью заработанные деньги, почет и славу присваивают другие. Они бегут в те страны, где можно своей головой и руками создать себе и своей семье надежную, защищаемую законом и независимыми судами подушку материальной безопасности. Речь идет не только о странах Запада. Все большее число стран, в том числе развивающихся, активно культивируют культуру труда, создают в обществе такую систему стимулов, в которой трудолюбие, творчество и предприимчивость были бы реальным гарантом материального успеха.
Культура трудолюбия, как основа будущей цивилизации
В июле 2012 года Pew Research Center опубликовал данные опроса жителей 21 развитых и развивающихся стран. Ученые спрашивали об оценке перспектив экономики, отношению к свободному рынку и к труду, как источнику материального благополучия. В 13 из 21 стран преобладает мнение, что упорный труд является источником успеха. Такой точке зрения придерживаются 81% пакистанцев, 77% американцев, 69% бразильцев, 67% индийцев, 57% британцев и 56% испанцев. Германия, по сути дела, разделена на две половины по данному вопросу. 48% немцев считают, что упорный труд не является гарантией успеха, а 51% поддерживают тезис о том, что упорная работа приводит к материальному успеху. В труд, как источник материального успеха, верят только 46% французов (развращение государственными программами), 48% поляков (укоренившаяся культура распределения), 40% японцев, 43% итальянцев (огромная система перераспределения национального богатсвта) и только 35% россиян. При этом 53% россиян считают, что упорная работа не является гарантией успеха. Беларусь и Украина не попали в опрос, но близость общественных и государственных институтов позволяет предположить, что в Беларуси с ее архаичной, еще советской структурной собственности едва ли более трети граждан укажут на труд, как на основной источник материального успеха. Большинство будет указывать на состоятельных родителей и родственников, связи и знакомства, удачу и даже божественное благословение.
Эксперты Pew Research Center утверждают, что люди с высокими доходами склонны чаще считать труд источником материального успеха. Это относится к жителям России, Британии и Египта. А вот в Бразилии, Турции и Тунисе люди ценят труд вне зависимости от уровня дохода. Отметим, что жители многих стран Европы и японцы потеряли веру в этику труда. Более половины тех, кто утверждает, что их экономическое положение плохое, также думают, что упорный труд не является гарантией материального успеха. В Японии таких 65%, Франции 63%, Германии 62%, Британии и Польше 53%. Заметим, что в развивающихся странах с низким уровнем развития промышленности вера в труд не утеряна, даже если они находятся в неблагоприятном экономическом положении.
Труд не может быть в почете без частной собственности
В Беларуси распорядители чужого (политики и чиновники), как заезженную пластинку, цинично повторяют избитую фразу о том, что труд у нас в почете. Привычное для пропагандистов дело, когда они не приводят доказательств своему тезису. Им не хочется вдаваться в подробности процесса создания и перераспределения богатства в нашей стране.
В Беларуси не труд является главным источником жизненного успеха. Совсем другие факторы влияют на уровень благополучия и материального достатка. Трудовая теория ценности, как фиговый листок прикрывает жадность и желание политиков и чиновников распределять и присваивать чужие деньги. Люди видят, кто у нас ездит на шикарных автомобилях, кто живет в роскошных виллах с прислугой, кто владеет фабриками, заводами, офисными зданиями или банками. Это далеко не те, кто стоит у станка, пашет в поле, учит или лечит людей. Это совсем не индивидуальные предприниматели, которые челночат, как проклятые, надрываясь с баулами товаров.
Материальный успех в Беларуси прочно связан с работой на высокой чиновничьей должности. Пирамида материального успеха в нашей стране непременно должна включать в себя Большого начальника, который имеет право распределять бюджетные деньги, казенные активы и национальные ресурсы. В Беларуси не труд всему голова, а связи, знакомства или подвязки. В свое время еще использовали слово «блат». Это понятие как-то умерло, а само явление до сих пор живет и процветает.
В стране, где власть пренебрегает частной собственностью, процветает не производство, а распределение. Кумовство, фаворитивизм, непотизм – все это является основой материального успеха в Беларуси. Все это, а не диплом лучшего университета мира, культура сбережения, работа по 10 – 14 часов в сутки на протяжении десятилетий и честное выполнение договорных обязательств. В рамках белорусской модели за редким исключением совсем неважно, как человек учится, какой у него IQ и EQ, какова у него кредитная история и послужной список, чего он достиг в профессиональной сфере и как его оценивают коллеги. На вершину материального благополучия с высокой степенью вероятности человека может вынести знакомство с кем-нибудь из больших властных начальников или их родственниками, дружба с ними по школе/университете/армии/работе, цинизм, тщеславие и умение играть роль покорного слуги.
Люди реагируют на стимулы. Когда они видят, что быть близким к вертикали власти важнее, чем быть умным и трудолюбивым, происходит опасная трансформация сознания и поведения. Группа активных карьеристов – циников, как в свое время в комсомоле и КПСС, начинают рвать жилы, чтобы только попасть в круг внимания больших начальников. Они клянутся в своей лояльности, правдами и неправдами уничтожают своих конкурентов и красноречиво говорят то, что власти хотят услышать. Профессионализм подминается болтологией, компетентность – лояльностью, честность – приспособленчеством.
Результат плачевен и даже трагичен. Из Беларуси по разным причинам уже уехало более одного миллиона человек. Среди них великолепные «мозги», которые нашли себе применение на серьезных позициях в ТНК, университетах, в своем частном бизнесе. Белорусские умелые руки, которые не смирились с деградацией культуры трудолюбия, добавляют стоимость к сырью и инвестиционным товарам по всему миру, в основном, в России и Европе. Внутри страны же творческие работники превращаются в рабочую силу, которая требует только регулярного, умеренного кормления. Она спивается, деградирует, имитирует качество, а творческую энергию направляет на то, чтобы обмануть начальство и схалтурить.
Культура уважения к труду разрушается десятилетиями. Люди сопротивляются тем стимулам, которые создают распорядители чужого. Они пытаются изолировать себя от государства, снизить до минимума контакты с политиками и чиновниками. Они предпочитают работать в серой экономике, самостоятельно решать возникающие споры через неформальные институты принуждения, чем обращаться в милицию и рассчитывать на справедливость судов. Можно сказать, что серая экономика – это результат протеста трудолюбивых людей против жадности, некомпетентности и стремления к халяве политиков и чиновников. Если государство забирает у человека два из трех заработанных рублей, когда человек 240 из 365 дней в году пашет, чтобы заплатить налоги и выполнить другие обязательства, которые накладывают на него распорядители чужого, у него включается внутренний инстинкт защиты своей личной культуры труда. Ведь без нее не выживешь. Возникает конфликт между тем, чему учат в семье, школе и храмах, и тем, к чему принуждает государство. Молодежь, сталкиваясь с жесткой реальностью, редко бунтует и добивается справедливости. Тот факт, что более 70% молодых белорусов хотели бы навсегда уехать из страны, является более чем убедительным доказательством отторжения искаженной, изуродованной этики труда в нашей стране.
Искаженное представление о добре и зле
Комитет госконтроля (КГК) возбудил уголовное дело в отношении минчанина, который регистрировал частные предприятия. Контролеры утверждают, что это были структуры для оптимизации налоговой нагрузки. Конечно, нарушать закон плохо, но спрос на такого рода услуги создало само государство, требуя от людей отдать большую половину заработанного. Едва ли мы можем назвать поведение этого человека аморальным.
Житель Витебска помогал людям продавать/покупать недвижимость, без государственной регистрации. По оценке контролеров, он получил доход Br1,3 млрд. Жалоб от людей нет. Да, налоги надо заплатить, но что толкнуло этого белоруса в серую экономику? Бюрократия и страх государственной системы. Житель Пинского района без документов вез промышленные товары на Br283 млн. Его поймали, товар изъяли, и теперь бедного парня ждет, тюрьма, нищета и духовное банкротство. Попробуй отработай такую сумму денег…
Житель Гродно помогал белорусам приобретать автомобили. Возил их через границу и находил покупателей в стране. КГК подсчитал, что он не уплатил таможенных платежей на сумму Br325 млн. То, что людям было хорошо, для жадного государства оказалось преступлением. Претензий к себе, почему бы не создать условия для полноценного развития этого сегмента рынка, оно не предъявляет.
Еще один минчанин в сложном 2011 году помогал людям спасать свои деньги от безумной инфляционной спирали. КГК подсчитал, что его валютно-обменные операции принесли ему доход в Br11,4 млрд. Он выполнял функцию санитара белорусского «денежного леса», который Нацбанк захламил пустыми денежными фантиками. И вот государство, которое отняло у граждан миллиарды долларов, собирается судить одного из тех, кто оказывал продавцам и покупателям разных видов денег посреднические услуги. Спасал деньги людей от пожара, которое устроили политики и чиновники. И теперь они его за это наказывают.
Все эти белорусы живут по принципу «крутись, чтобы выжить». Они в отличие от государства не «кидают» своих партнеров и клиентов, а если и случается обман, то система правосудия действует жестко и неумолимо. Их экономическая деятельность во многом является следствием плохой налоговой и регуляторной политики самого государства. Они идут на нарушение закона во многом потому, что в стране не во что вкладывать деньги, нельзя купить землю, построить большой стабильный бизнес и наслаждаться верховенством закона. Распорядители чужого создали такие барьеры для реализации человеком его естественного права на труд, что нарушение законов является условием выживания. Две законные альтернативы – эмиграция или встраивание в цепочки бюджетного и государственного грабежа – для многих энергичных, деятельных людей не подходит.
Трудовую этику вопиющим образом нарушает само государство, когда врачу или учителю за его труд платит Br2,5 – 3 млн., а потом жалуется на острую нехватку специалистов. Разбалансировав рынок труда, исказив структуру цен и стимулы, распорядители чужого вопрошают, почему барановичские дорожные работники, брестские водители отказываются работать за Br2 млн. в месяц, почему на государственных швейных предприятиях работники получают те же Br1,5 – 2 млн., а на полоцком «Стекловолокне» рабочие вынуждены отрабатывать свои Br3 – 4 млн. в 50-градусном пекле.
Не удивительно, что на заводах, в с/х предприятиях пьют и крадут. Пьют от безнадеги честным трудом заработать себе на благополучную жизнь. Крадут, потому что неуважение к собственности заложено в культуру самой власти.
Кризис Беларуси – это не столько кризис макроэкономических систем и структурных дисбалансов. Это кризис отношения к труду. Он является следствием институционализированной халявы. До тех пор, пока в нашей стране упорно трудиться не будет материально выгодно, социально престижно и безальтернативно с точки зрения морали, богатеть будут не те, кто словом и делом, верой и правдой служит потребителям.
Усердная работа и успех, июль 2012
Источник: Pervasive Gloom About the World Economy. Faith in Hard Work, Capitalism Falter But Emerging Markets Upbeat. Pew Research Center. July 2012
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме