22:31 05.06.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Перемены: между возможностями и угрозами
Мы живем во времена новых возможностей и новых рисков и угроз. Ничего подобного в предыдущие 15 лет даже не просматривалось. Эта новизна и радует, и пугает одновременно. С одной стороны, ситуация как никогда благоприятна для перемен, а с другой, как никогда велика вероятность реализации проекта «управляемой демократии» и консервации ситуации.
Итак, каковы же новые возможности?
Справедливости ради скажем, что их появление — не результат деятельности субъектов гражданского общества Беларуси. Они не есть следствие новой стратегии Европы. И уж тем более не являются отражением изменений в политики «Красного дома». Экономический кризис — вот кто творец и создатель новых белорусских возможностей. И непринципиально, что в Беларуси он имеет другую природу и связан в большинстве своем с неэффективностью экономической модели, которая насаждалась с упорством Никиты Хрущева, пробовавшего выращивать кукурузу в условиях вечной мерзлоты.
«Финансовый грипп» существенно ухудшил экономическое самочувствие России — основного донора и спонсора «белорусского экономического чуда». Кремлевский энергетический грант, пройдя стадии усушки и утруски, в текущем году не в состоянии выполнять функцию палочки-выручалочки для официального Минска. К тому же скукожившийся российский рынок испытывает аллергию на белорусские товары и услуги. В кризисной ситуации у «Красного дома» нет «плана Маршалла» для отечественной экономики, есть лишь адреса заграничных учреждений, где можно взять кредит. За деньгами Лукашенко вынужден обращаться на Запад. Нехотя и по принуждению кризиса. Потребности во внешних заимствованиях на текущий год составляют порядка 12 млрд. долларов. Западные деньги помогают Лукашенко удерживать власть, но при этом делают его уязвимым. И это — возможность, инструмент влияния на процесс демократизации страны.
Есть еще один канал, по которому происходит усиление зависимости «Красного дома» от Запада, а точнее от Европы. Сегодня более половины торговли Беларуси припадает на страны Европейского Союза. Это значит, что валюта, падающая в кубышку Лукашенко, имеет европейское происхождение. Этот факт, в связке с острой потребностью во внешних заимствованиях, составляет коалицию серьезных аргументов в диалоге Брюсселя с официальным Минском. Но очевидное не всегда очевидно политикам типа Хавьера Соланы.
То, что белорусские власти демонстрируют неспособность адекватно и эффективно реагировать на ситуацию — это политический факт. Как следствие — рост непопулярности всей вертикали власти и возрастание тревоги среди населения страны. В этих условиях у людей объективно возрастает интерес к альтернативе. Если раньше реакция большинства граждан на предложения и инициативы оппозиции была, чаще всего, нейтральной или безразличной, то теперь людьми управляет интерес вперемешку с любопытством, к тому же приправленный ожиданием худшего. (Сомневающихся приглашаю на раздачу антикризисных материалов на проходную Тракторного завода или МАЗа.)
Таким образом, мы выходим на вторую составляющую новых возможностей — это растущий спрос на позитивную альтернативу, которую предлагает оппозиция. И самое важное, что такие альтернативы у сторонников перемен есть. Это целый пакет, в который входят Антикризисная платформа, платформа национального бизнеса, программы регионального развития. Эти документы содержат ответы на вопросы, которые сегодня волнуют большинство граждан Беларуси.
Очень сильным качеством и достоинством Антикризисной платформы является то, что она выработана в тесной кооперации экспертного сообщества и политиков, и принята консенсусом всеми политическими силами Беларуси. Это экономическое послание для власти озвучено Станиславом Богданкевичем на заседании Общественно-консультативного совета при администрации Лукашенко, что опровергает тезис о деструктивности ОДС и нежелании участвовать во внутриполитическом диалоге с властью. У оппозиции есть уникальный шанс попасть со своими предложениями в точки ожиданий людей и существенно увеличить количество своих сторонников. И если оппозиция не увлечется подковерной борьбой, если ее не втянут в проект «управляемая демократия», то результат будет обязательно.
Третья составляющая новых возможностей — это заметно возросший интерес к Беларуси со стороны международного сообщества. Программа «Восточное партнерство», приезды в Минск посланцев международных организаций, присутствие Беларуси в риторике высокопоставленных европейских политиков — это позитивный фон. Я не анализирую содержание происходящего и сказанного, я констатирую факт, что Беларуси стало больше в международной политике. Опять же не обязательно, что эта возможность сработает на перемены в стране. Не исключено, что через год-полтора мы скажем «Я слышал мельницы журчанье, шум вала и биение реки. Одно обидно: не видать муки».
Теперь о рисках и угрозах. Проект «Управляемая демократия и оппозиция» (УДО) — это уже не дискуссия, это реальность в действиях. Никогда белорусская оппозиция не была так близка к реальному расколу, как сейчас. Оппозиция в Беларуси по целому ряду объективных и субъективных причин не в состоянии была взять власть вчера, не может сделать это и сегодня. Но она никогда не была немощной и беспомощной, как это заявляют сторонники проекта «УДО». Скажите, зачем похищать и убивать «беспомощных»? Ответьте, зачем режиму сажать «немощных» в тюрьму? Тот, кто сам себе честно ответит на эти вопросы, получит правильный ответ. Слабых не замечают, их просто игнорируют. Им дают телевидение, чтобы показать эту самую немощность. Их пускают в избирательные комиссии, чтобы ткнуть носом в их непопулярность в стране.
Оппозиция никогда не была расколотой и разрозненной так, как это пытаются представить в «аналитических записках» реализаторы проекта «УДО». «Расколотые» не в состоянии были бы выдвинуть единого кандидата в президентских кампаниях в 2001 и 2006 годах, согласовать «единый список» кандидатов в депутаты осенью прошлого года. «Разрозненные» в принципе не могут договориться по таким фундаментальным документам, как «Малая Конституция» или Антикризисная платформа. Это не эмоции, это факты, которые нельзя игнорировать.
Просто сейчас выгодно создать ощущениe, что оппозиция никакая. И в этой точке под названием «выгодно» пересекаются интересы и власти, и некоторых европолитиков, и отдельных белорусских оппозиционеров. «Никакая оппозиция» позволяет найти оправдания, почему Европе можно брататься с антиевропейским по своей сути режимом. Этим можно попытаться объяснить, зачем нужны «переформатирования» и «перепиливания» оппозиции, и тем самым заретушировать чрезмерный конформизм и откровенный коллаборационизм, который потихоньку набирает вес.
Проект «управляемая демократия и оппозиция» — это не перемены, это консервация ситуации в Беларуси. Новизна лишь в том, что часть оппозиции имеет перспективу перейти в категорию назначаемых. Таких могут назначить руководителем поселкового исполкома, депутатом «палаты», председателем зарегистрированного НГО или «вменяемой оппозиционной» партии. Но при этом я нисколько не сомневаюсь, что дистанция от жесткого авторитарного режима к демократии значительно короче, нежели путь через «управляемую демократию».
Что делать в ситуации новых рисков и угроз?
ОДС предложили пакет из двух пунктов. Первое — выработать процедуру по согласованию и избранию одного кандидата в президенты от сторонников перемен. В этой работе могут принять участие не только организованные структуры, но и любой желающий. Срок до 1 сентября текущего года. Определение одного кандидата в президенты от сторонников перемен (костяком которых являются демократические силы) и выработка, согласование и принятие процедуры выхода на одного претендента — это не одно и то же. Но первого без второго не бывает.
Во-вторых, вместо двух евроконгрессов провести один Конгресс демократических сил. Ситуация, когда из туловища одной инициативной группы выросли две головы двух евроконгрессов, выглядит комично. Инициатива провести Конгресс демократических сил — это не предложение провести третий или четвертый конгресс. Это попытка упаковать амбиции политиков и предотвратить искусственное разделение демократических сил. К тому же похвально, если политики выполняют собственные решения. И Милинкевич, и Калякин, и Лебедько, и другие голосовали за Конгресс как постоянно действующую институцию. Этого решения никто не отменял. Нет смысла придумывать велосипед, на котором мы все и так катаемся.
У Конгрессов демсил есть высокая легитимность, равно как эффективность принимаемых решений. Это действительно проверенная площадка для объединения и консолидации. К тому же надо признать, что вопрос взаимоотношений с Европой важный, но не единственный. Поэтому президиум ОДС и предложил повестку дня, которая может придать решениям форума общебелорусское, общедемократическое звучание, а не отголосок корпоратива одной политической силы.
Проект повестки дня: 1. Кризис и социально-экономическая ситуация 2. Европейские ценности и перспективы евроинтеграции Беларуси 3. Взаимоотношения власти и оппозиции. Стоит обратить внимание, что за эту повестку дня проголосовали и представители левых партий, хотя отдельные политики и утверждали, что левые против евроинтеграции Беларуси. Если принимается предложение, что кандидата должен избрать Конгресс, то в повестке дня появляется и этот вопрос.
Пакет, состоящий из определения процедуры и конгресса демсил с сильной повесткой дня — это лучшее, что предложено для того, чтобы избежать худшего. Всё остальное, в какую бы обертку мы не заворачивали, — это, в лучшем случае, политическое мелководье, в худшем — проект «УДО».
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме
12 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |