10:45 20.03.2012 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Пенсионный возраст увеличивать придется
Преодоление кризиса пенсионной системы без увеличения пенсионного возраста и снижения ставки социального налога на работодателя нереально.
16 марта на совещании у президента было, наконец, озвучено решение о мерах по реформированию пенсионного законодательства. Скорее о полумерах. Стало понятно, что за цивилизованным миром нас опять не поведут. Основной, как считалось до сих пор, вопрос предполагавшейся реформы – о повышении пенсионного возраста, главой государства с обсуждения был снят. «Мы отбрасываем вариант повышения пенсионного возраста, мы не можем на это сейчас пойти» - заявил Лукашенко.
В результате единственной мерой, призванной усовершенствовать пенсионную систему станет попытка правительства убедить трудящихся граждан, достигших пенсионного возраста, повременить с выходом на заслуженный отдых, поработать еще несколько лет, получая дополнительные проценты к начисленной пенсии за каждый сверхурочный год.
Решение в принципе не вредное, но дело даже не в том, что в Законе «О пенсионном обеспечении» РБ подобная статья уже давно существует, а в том, что оно не сможет сколь-нибудь существенным образом повлиять на ухудшающуюся с каждым годом ситуацию с наполнением пенсионного фонда, и уж те более остановить негативную тенденцию сокращения трудовых ресурсов.
Демографический кризис в Беларуси налицо. Только за последние 10 лет население страны уменьшилось более чем на полмиллиона человек. В этой связи относительно благополучное соотношение граждан трудоспособного и нетрудоспособного возраста (1 000 к 650 соответственно), лучшее за весь послевоенный период, никого не должно вводить в заблуждение. Численность населения старше трудоспособного возраста неуклонно растет. На начало 2011 года она составила 2,2 миллиона человек, увеличившись за 2 года на 55 000 человек.По прогнозам ряда экспертов доля пенсионеров в стране к 2030 году достигнет 30%. Доля трудоспособных сократится примерно на миллион.
Не прибавляет оптимизма и тот факт, что содержанием демографического кризиса в нашей стране является не только постепенное старение населения, но также высокая смертность, снижение рождаемости и растущий уровень эмиграции. Так, например, если в 2000-м году на тысячу населения в трудоспособном возрасте приходилось 356 детей, то 2011 —только 261.
Все это говорит о необходимости немедленно и всерьез заняться разработкой и реализацией мер по предотвращению надвигающегося кризиса пенсионной системы, а не создавать видимость заботы о пенсионерах, привычно загоняя очередную болячку вглубь слабеющего организма.
Беларусь, как известно, не единственная страна, столкнувшаяся с подобными проблемами. В мире существует достаточно большой опыт превентивных действий по прогнозированию и нивелированию кризисных ситуаций, в том числе и в области систем пенсионного обеспечения.
В отчете рабочей группы Всемирного банка, посетившей нашу страну в начале этого года, говорится: «Старение населения будет увеличивать нагрузку на пенсионную систему Беларуси. Вследствие этого, согласно прогнозам, уже в 2014 году профицит бюджета пенсионного фонда сменится структурным дефицитом». В ряду многих рекомендаций, касающихся решения экономических и социальных проблем специалистами ВБ были названы также и следующие:
- повышение пенсионного возраста;
- снижение ставок взносов (для работодателей);
- замена индексации пенсий из-за роста зарплаты на индексацию в связи с ростом цен;
- введение условно-накопительных пенсионных счетов.
Казалось бы, очевидные, основанные на позитивном опыте стран восточной Европы предложения должны были быть положены, по крайней мере, в основу конкретного плана действий. Увы, не случилось. По принципу «Не надо нас учить, сами кого хочешь научим!». Уже, как и обещали, научили мир играть в хоккей, теперь тем же макаром покажем, как должны жить пенсионеры.
А между тем, увеличение пенсионного возраста - необходимая и, как показывает опыт других стран, неизбежная мера по совершенствованию пенсионной системы. Попытки руководства страны не замечать очевидное, на наш взгляд, связаны единственно с опасениями возможных социальных протестов, но в данном случае эти опасения вынуждают консервировать ситуацию и увеличивают вероятность кризиса системы пенсионного обеспечения уже в недалеком будущем.
У специалистов нет сомненийи в необходимостьснижения пенсионного налога на работодателя. Не касаясь насущной проблемы совершенствования (упрощения) всей системы налогообложения, в частности, введения единого социального налога вместо существующих подоходного налога и налога на зарплату, отметим только несомненно негативное влияние существующей ныне высокой ставки отчислений в пенсионный фонд на эффективность работы субъектов хозяйствования. Это один из факторов снижения конкурентоспособности белорусской продукции, в том числе и в рамках недавно созданного Единого экономического пространства. Кроме того, снижение ставки налога приводит к повышению собираемости, о чем свидетельствует опыт развитых стран, поскольку становится дешевле платить налог, чем строить систему ухода от налогов. Таким образом, наполняемость бюджета не упадет, как кажется на первый взгляд, а наоборот – возрастет.
Необходим и ряд других мер в социальной и экономической сферах, направленных прежде всего на сохранение трудовых ресурсов, повышение продолжительности жизни населения, а это и экология, и медицина, и условия труда и быта и многое другое, чего не решить разовым быстротечным совещанием у президента.
Недодуманность и половинчатость принимаемых решений только усиливает тревожное ожидание приближающегося кризиса пенсионной системы.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме