03:45 16.09.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

«Папи» римский

Непотопляемый папи. Национальная федерация печати Италии призвала журналистов выйти 19 сентября на митинг против удушения свободной прессы. Ситуация критическая: Берлускони после серии скандалов с его участием развязал войну против изданий и журналистов, выступавших с разоблачительными статьями.

Между Россией и Италией, несмотря на разницу культур, традиций, в том числе и политических, много общего. Не случайно так похожи друг на друга политические лидеры обеих стран. Оба — эдакие мачо: моложавы, подтянуты, уверены в себе, да и методы у обоих, как отметил главный редактор Libeїration Лорен Жоффри, примерно одинаковы: «Методы
Берлускони напоминают путинские… Он открыто демонстрирует, что ему абсолютно наплевать на ценности демократического общества, его раздражает любое выступление оппозиции». На это же в английской Financial Times обращает внимание и доцент факультета журналистики Колумбийского университета Александр Стил: «Власть Берлускони сегодня превосходит власть любого западноевропейского лидера. Чтобы найти параллели, стоит всмотреться в Россию Путина или в Венесуэлу Чавеса...» Однако, если Берлускони продолжает править, очевидно, он нравится. В чем же секрет популярности Сильвио?

Всесильный ящик

Ноу-хау Берлускони состоит в том, что он превратил политику в шоу-бизнес и стал первым итальянским общественным деятелем эпохи постмодерна, который в качестве главного инструмента для завоевания популярности стал использовать свой визуальный образ: тренированное тело, театральные позы, идеально гладкое, отполированное пластическими операциями лицо с неизменной белозубой улыбкой. Недавно в Италии вышла книга Марко Белполити «Тело вождя», в которой феномен Берлускони автор исследует именно под углом зрения эксплуатации визуального образа и проводит аналогии с эпохой Муссолини, когда образ дуче внедрялся в массы теми же методами. С другой стороны, Сильвио подчеркнуто прост в обращении, он словно говорит итальянцам: «Я не небожитель, а вполне земной человек, эдакий среднестатистический итальянец, в котором каждый из вас найдет что-то от самого себя». А как известно, отождествление — залог народной любви.

Берлускони успешно эксплуатирует и другой образ — утопического мира бесконечного потребления, населенного прекрасными женщинами и сказочно богатыми футболистами: именно такую вселенную создали и внедрили в массовое сознание телеканалы, принадлежащие семейству Берлускони, еще до прихода его в политику в 1994 году. Именно этот образ пришел на смену идеологиям после их исторического краха.

Сегодня в Италии шесть наиболее популярных телеканалов: три частных, принадлежащих империи Берлускони Mediaset, и три государственных, принадлежащих RAI (Radiotelevisione Italiana) и контролируемых правительством, то есть все тем же Берлускони. (Кроме того, он контролирует газету Il Giornale, еженедельники Panorama, Chi, TV Sorrisi e Canzoni, список можно продолжить.) «Массовая культура в Италии – это телевидение», — замечает Майкл Вольф из американского журнала Vanity Fair. Телевидение служит и главным источником информации для большинства итальянцев, которые из нации «святых, поэтов и мореплавателей» все больше превращаются в безликую массу телепотребителей и телеизбирателей. «Итальянцы делятся на две категории: те, кто уже работает на Берлускони, и те, кто еще нет», — саркастически замечает The New York Times.

О том, что случилось с Италией за эти годы, написаны книги, сняты фильмы, которые, заметим, государственные телеканалы упорно игнорируют. Например, отказались показать даже трейлер к итало-шведскому фильму «Видеократия» Эрика Гандини, представленному на фестивале в Венеции в этом году. «Я снял этот фильм, — говорит режиссер, — чтобы осмыслить ужасающую мощь, заключенную в идее, которая лежит в основе коммерческого телевидения made in Italy. Сюрреалистическая, циничная логика — вот эта основа. Снял еще и потому, что в Швеции над Италией и Берлускони смеются. Я же хотел показать, что смешного тут мало. И правда, когда фильм посмотрели, его назвали ужастиком».

Метка для прессы

Единственные, кто еще как-то противостоит Берлускони, — те самые СМИ, с помощью которых он выстроил свою бизнес-империю и которые сделал проводником своей политической стратегии. В ответ Берлускони беспощадно расправляется со смутьянами. Начало было положено еще в 2002 году, когда премьер-министр Италии обвинил журналистов Энцо Бьяджи, Микеле Санторо и писателя-сатирика Даниеле Луттацци в «преступном использовании» общественного телевидения. В результате все трое были отлучены от государственного телевидения RAI, и только через суд журналистам удалось отстоять свои права.

После недавних громких разоблачений, связанных с его сексуальными похождениями, Берлускони пошел войной на печатные издания. 1 июня, выступая на заседании молодежного крыла Итальянской конфедерации промышленных предприятий, премьер призвал собравшихся не размещать рекламу во враждебных правительству изданиях: он назвал группу Espresso (ей принадлежит газета La Repubblica), которую обвинил в некоем «подрывном плане», направленном лично против него. А 24 августа Берлускони подал судебный иск, в котором потребовал возмещения ущерба на сумму ?1 млн от Espresso — за вопросы, которые задал ему журналист Джузеппе Д’Аванцо в номере La Repubblica от 26 июня и которые премьер счел клеветническими. Впервые в истории итальянских СМИ газету будут судить за поставленные ею вопросы.

Подсудными, с точки зрения премьера, оказались не только 10 вопросов, но и статья от 6 августа под заголовком «Берлускони наконец-то испугался. Иностранные СМИ снова атакуют: Le Nouvel Observateur * Le Nouvel Observateur выдвинула версию о внедрении российской мафии в высшие политические круги Италии — в связи с обвинениями в коррупции предпринимателя Джанпаоло Тарантини, связанного с «девушкой по вызову» Патрицией Д’Аддарио, интервью с которой The New Times опубликовал в № 29 от 24 августа 2009 года .
опасается проникновения русской мафии».* * Le Nouvel Observateur выдвинула версию о внедрении российской мафии в высшие политические круги Италии — в связи с обвинениями в коррупции предпринимателя Джанпаоло Тарантини, связанного с «девушкой по вызову» Патрицией Д’Аддарио, интервью с которой The New Times опубликовал в № 29 от 24 августа 2009 года .

Особенно прогневал премьера упомянутый французский еженедельник, в котором был такой пассаж: «Бедная Италия, земля Данте и Микеланджело, ставшая «Берлусконландией», отданная на откуп жалкому донжуану, который лихорадочно бежит за своей вечной молодостью, используя инъекции для поддержания потенции, делая пересадки волос, пластические операции, и подолгу просиживает в косметических кабинетах. Со своей вечной «ультрабелой» улыбкой, подобной маске Скарамуша (персонаж итальянской комедии дель арте. — The New Times)... бабник Сильвио, выуживает в аквариуме своей телевизионной империи девчонок посвежее, потребных для его вакханалий». Похоже, что Берлускони намерен судиться и с иностранными журналистами из вышеупомянутой французской Le Nouvel Observateur, и с испанским еженедельником El Pais — за публикацию скандальных фотографий оргии с участием высокопоставленных гостей премьера на вилле Чертоза.
«Засуди нас всех» — так отреагировала итальянская оппозиция на угрозы премьера: этот слоган был напечатан на футболках по случаю праздника Демократической партии в Генуе. «Независимые СМИ для того и существуют, чтобы задавать неудобные вопросы политикам», — написал Алан Расбриджер, редактор лондонской The Guardian. А трое юристов — Франко Кордеро, Стефано Родотаї и Густаво Загребельски — в ответ на судебные иски Берлускони опубликовали на сайте La Repubblica обращение в защиту свободы печати. Спустя неделю, 2 сентября, уже газета l’Unita` получила от премьера уведомление об иске на сумму ?2 млн за моральный ущерб плюс по ?200 тыс. с каждого из пяти журналистов, которые писали о секс-скандалах с участием Берлускони. «Газеты, которые вы читаете, не имеют ничего общего с реальностью. Вы питаетесь дезинформацией, участниками которой являетесь. Бедная Италия, если у нее такие СМИ», — заявил Берлускони. А 7 сентября продолжил живо волнующую его тему: «Свобода слова в опасности? Да это анекдот, который рассказывает меньшинство — коммунисты, католики и их газеты», — публично сообщил премьер-министр Италии.

Однако сопротивление Берлускониаде растет. Воззвание в защиту свободы слова, которое было опубликовано на сайте газеты La Repubblica, уже подписали такие деятели культуры, как актер Адриано Челентано, писатели Алессандро Барикко, Умберто Эко и Роберто Савиано, режиссер Бернардо Бертолуччи, актеры и режиссеры Роберто Бениньи и Микеле Плачидо, лауреат Нобелевской премии драматург Дарио Фо и многие другие. Поддержка пришла и из-за границы: от члена Европарламента Даниэля Кон-Бендита, социолога Зигмунта Баумана, главных редакторов «Новой газеты» Дмитрия Муратова, «Огонька» — Виктора Лошака, писателя Виктора Ерофеева.
Маурицио Кроцца, комедийный актер, поставив свою подпись, заметил: «Я солидарен с Берлускони. Где еще вы видели журналиста, задающего дерзкие вопросы главе правительства? Настоящий журналист не берет на себя инициативу, настоящий журналист пишет только под диктовку». Этим итальянцам Сильвио нравится все меньше. А всем остальным?..

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме