14:15 20.09.2012 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Особенности белорусского парламентаризма

19 Сентября 2012, 11.02 | Мечислав Гриб, БТР

Избирательная компания в Беларуси по выборам депутатов пятого созыва Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь подходит к своему окончанию. Все обыденно, тихо и незаметно. Никакой интересной борьбы между кандидатами в депутаты не наблюдается. Власть четко регулирует все избирательные этапы и не допускает малейших отклонений от обозначенных границ поведения участников избирательного процесса от оппозиционных политических партий и правозащитных общественных объединений.

Граждане не проявляют большого интереса к этой избирательной компании. Люди понимают, что от депутатов сегодняшнего белорусского парламента ничего не зависит. Они убедились в этом на протяжении последних 16 лет. Но, когда власть скажет им идти на выборы, то большинство из них пойдут голосовать. Люди не хотят вступать в конфликт с властью.

Белорусское общество, похоже, оказалось в каком-то застывшем состоянии, не проявляя должного интереса к предстоящим выборам, оно находится в состоянии апатии. Это состояние общества поддерживается властью, которая делает все для того, чтобы деполитизировать избирательную компанию, увести кандидатов в депутаты от большой политики. Сконцентрировав их внимание на решении бытовых территориальных вопросов, выдвигаемых населением избирательных округов.

Выглядит все это парадоксально, но это действительно так, потому, что власть, в лице руководства страны и Центральной избирательной комиссии, стараются деполитизировать политические выборы. Получается так, что депутаты парламента не должны заниматься большой политикой. Это одна из особенностей сегодняшнего белорусского парламентаризма.

За последние два десятилетия условия формирования парламента в республике менялись неоднократно. Верховный Совет БССР состоял из 360 депутатов, большая часть из которых избиралась гражданами страны на всеобщих выборах. Выборы считались состоявшимися, если в них приняло участие более 50% избирателей, внесенных в списки для голосования.

Из 360 депутатов Верховного Совета 310 избирались по мажоритарной системе, один округ – один депутат, 50 депутатов избирались от общественных организаций. Из них, 29 избирались от Белорусской организации ветеранов войны и труда, и по 7 депутатов от Белорусского общества глухих, Белорусского общества слепых и Белорусского общества инвалидов.

На профессиональной основе в Верховном совете работало около 80 депутатов. Остальные совмещали свою депутатскую деятельность с работой в различных отраслях народного хозяйства. Многие из них работали в органах исполнительной власти, возглавляли исполнительные комитеты разного уровня.

Депутаты от названных общественных организаций избирались на заседаниях высших органов этих организаций: на съездах, конференциях.

Они представляли интересы своих организаций в Верховном Совете и имели равные права с депутатами, избираемыми на всеобщих выборах. Делегаты таких съездов и конференций принимали участие и в выборах депутатов по избирательным округам по месту своего жительства.

Таким образом, в отличие от остальных избирателей, они имели право двух голосов при выборах депутатов Верховного Совета и находились в неравных условиях с другими

избирателями. Это положение являлось нарушением Конституции БССР, но было заложено в законе о выборах депутатов Верховного Совета.

С принятием Конституции Республики Беларусь 15 марта 1994 года это не равенство было устранено. В статье 80 Конституции было установлено, что Верховный Совет состоит из 260 депутатов, которые избираются гражданами Республики Беларусь. Количественный состав депутатов был сокращен на 100 человек, но сохранена мажоритарная избирательная система и условия проведения выборов.

Такое положение сохранялось недолго. И, уже на ноябрьском референдуме 1996 года, при внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 года, были коренным образом изменены положения выборов депутатов парламента и полностью изменена его структура.

В соответствии со статьей 90 Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на референдуме 24 ноября 1996 года Верховный Совет был преобразован в парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, состоящее из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

Статья 91 Конституции установила состав Палаты представителей из 110 депутатов, избираемых в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Палата представителей является представительным и законодательным органом Республики Беларусь.

«Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов базового уровня каждой области и города Минска по 8 членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь». Так записано в статье 91 Конституции.

Таким образом, простой и всем понятный парламент под названием Верховный Совет был преобразован в сложную и не совсем понятную организацию, под названием Национальное собрание. Почему именно Национальное собрание и какую нацию оно представляет в нашем многонациональном государстве, где сегодня проживают люди около ста национальностей, никто не дает ответов.

Согласно статье 1 Конституции – Республика Беларусь является унитарным демократическим социально правовым государством. Это значит, что Беларусь, единое, целостное государство. Какие территории конкретно представляют депутаты Совета Республики не определено и до сих пор. Кроме того, депутаты Палаты представителей, избираемые по мажоритарной системе, один округ – один депутат, так же представляют избирателей проживающих на территории их округов.

Следовательно, территории республики практически представляют депутаты двух палат. Только зачем и кому это надо, остается непонятным. Тем более непонятно, какие территории представляют 8 депутатов Совета Республики, назначаемые главой государства. Впрочем, это действительно мелочи, ведь сегодня все депутаты назначаются именно им.

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме