12:31 28.12.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Восточная мудрость гласит: « Сколько не говори халва, халва, пока в рот не положишь, сладко не станет». Печально, когда люди, взявшиеся руководить государством, не могут для себя уяснить столь простую истину, построенную на тысячелетнем опыте жизни людей. Примеряя ее к белорусской системе образования, с сожалением, приходится констатировать, что все последние годы власть с упорством, достойным лучшего применения, твердит первую часть изречения, в пустой надежде опровергнуть народную мудрость.

 Чтобы избежать обвинения в голословных утверждениях, обратимся к официальным данным. В расходной части государственного бюджета в уходящем 2009 году находим, что на систему образования было выделено 1774759409 тысяч рублей. Сама по себе означенная достаточно внушительная  сумма не является информативной. Картина проясняется при сравнении финансирования наиболее социально значимой сферы жизнедеятельности общества, к которой, несомненно, относится образование, работающее на будущее любой страны, с финансированием других направлений функционирования государства.

Например, министерству обороны выделено 1607290950 тысяч рублей, т.е. чуть меньше, чем на образование. Сравнение этих цифр также мало информативно. Тот, кто хорошо изучал в школе физику и математику, легко вспомнит, что в сравнении с валовыми показателями, больше информации дают относительные или удельные.

В нашем случае, требуется разделить, приведенные выше данные, на  количество занятых в системе образования и в вооруженных силах соответственно. Как член президиума республиканского комитета работников образования и науки, коим мне довелось быть в начале текущего века, владею данными, что только членов профсоюза в то время в системе образования было около 450 тысяч. Исходя из этого, можно довольно точно определить, что всего занятых в образовании не менее 500 тысяч.

Промелькнувшие пару лет назад в открытой печати данные о численности вооруженных сил Беларуси фиксировали цифру  около 70 тысяч. По некоторой информации,  сегодня численность занятых в МО чуть более 50 тысяч, что практически в десять раз меньше, чем в образовании. Проведя простейшие математические расчеты, находим, что удельное финансирование в системе образования составляет всего 354952 рубля, в то время как в вооруженных силах оно около 3090944 рублей, или почти в десять раз больше. Эти показатели уже предоставляют широкие возможности для анализа и выводов. Очевиден абсолютно не оправданный в мирное время чрезмерный перекос в пользу финансирования министерства обороны.

Если взять в целом финансирование всех силовых структур, то картина становится неприглядной до неприличия. Такое положение дел можно было бы оправдать, если бы наша страна готовилась к войне или находилась  в состоянии войны с неким государством. К великому счастью мы живем в мирное время, в нашей Конституции провозглашен принцип нейтралитета Беларуси, что дает основания твердо надеяться на ближайшие годы жизни в мире и дружбе с нашими соседями.

Тогда, спрашивается, зачем тратить такие средства на армию и другие силовые структуры в ущерб образованию, медицине, науке, культуре, физической культуре подрастающего поколения. А ущерб сегодня ощущает уже сама армия, не случайно МО вышло с инициативой в белорусский парламент призывать в вооруженные силы студентов-заочников. Одним из основных аргументов при этом является нехватка физически здоровых, грамотных, воспитанных молодых людей. А чего ожидали военные чиновники, и иже с ними, постоянно обирая образование, здравоохранение и культуру.

 Вдумайтесь только в цифру 354952 рубля. Разделив ее на 365(количество дней в году), получаем катастрофу, поскольку наше государство на будущее поколение тратит менее 1000 рублей в день на человека!!! А ведь сюда входит и жизнедеятельность СШ, и питание школьников, и зарплата учителей, и зарплата профессорско-преподавательского состава, и студенческие общежития, и стипендии, и научное оборудование для обучения студентов, и физическое развитие школьников, и содержание детских садов и яслей, и питание в них наших самых маленьких членов общества, и еще многое другое.

Именно в этом корень всех проблем государства в целом и МО в частности, так как, перефразируя приведенное в начале статьи изречение, сколько не тверди, что нам нужно здоровое, образованное молодое поколение, затрачивая для этого менее 1000 рублей в день на человека, положительного результата не получишь.

 Подтверждением сказанному служат примеры государств, сделавших колоссальный прорыв в своем развитии в послевоенные годы. Их не очень много, перечисляя по памяти можно назвать Финляндию, Южную Корею, Сингапур, Тайвань, Японию. Всех их объединяет то, что для достижения своего нынешнего высочайшего развития они в свое время вложили огромные средства в развитие образования и науки. Причем Финляндия, Южная Корея и Япония сделали это в условиях катастрофических военных последствий для их экономик. Продолжают они такую политику и в настоящее время.

 Поэтому сколько наши власти не будут твердить об инновациях, силиконовых долинах и пр., мы, при сохранении нынешнего положения с госбюджетным финансированием, от этих стран отстали навсегда, не говоря уже о странах большой восьмерки.

Посмотрите, что делает президент Франции. Почувствовав наметившееся отставание страны, он 35 млрд.Евро хочет вложить только в высшую школу и инновационное развитие! Нашим же нынешним властям все нипочем. В расходной части госбюджета 2010 года она предусмотрела для МО 1617033385 тысяч рублей, а на образование лишь 1423233161 тысячу рублей. Следовательно, финансирование МО возрастает почти на 10 млрд. рублей, а образования снижается более, чем на 350 млрд. рублей!

 Диспропорция в удельном финансировании удручает еще больше, поскольку у МО оно увеличивается до 3234067 рублей, в то время как в образовании оно снижается до 284646 рублей, что составляет менее 800 рублей в день на одного человека! А такое положение дел ничего хорошего белорусскому обществу не сулит.  Как следствие неминуемо школьные поборы с родителей будут расти, число платных студентов, достигшее в нарушение Конституции уже 60% от общего числа, также возрастет, и с каждым годом все меньше здоровых детей будут покидать стены средней школы, так что в ближайшей перспективе нашим доблестным военным будет некого призывать в армию.

В целом удел нашего государства плачевен – уровень Верхней Вольты и даже без ракет.

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме