00:15 31.01.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
"Неминуемо массовое недовольство властью"
О ситуации, сложившейся в стране, и путях либерализации экономики размышляет известный промышленник и реформатор, экс-депутат Верховного Совета 13-го созыва Василий Шлындиков.
— Василий Михайлович, вы являетесь известным сторонником либерализации экономики. Несколько лет назад, активно отстаивая свою позицию, оказались в числе оппонентов действующей власти. Что, на ваш взгляд, подтолкнуло руководство страны к последним шагам?
— Реалии жизни. До тех, кто сегодня находится в верхних эшелонах власти, видимо, начало приходить понимание, что без либерализации экономики не то что повышать жизненный уровень, но даже сохранить уже достигнутый невозможно. Тем более что из-за падения цен на нефть и роста их на газ резко стали сокращаться косвенные субсидии России. А тут еще мировой финансовый кризис, который быстро превращается в глубокий экономический.
— И что, предпринимательская инициатива будет раскрепощена?
— Вполне возможно, если, конечно, власти на самом деле осознали такую необходимость. Народная мудрость гласит: если хозяин не может накормить собаку, ее нужно просто отвязать. Мне очень хочется думать, что выбор в сторону либерализации сделан вполне осознанно и будут сделаны серьезные шаги в этом направлении.
— Вы знакомы с Декретом №1 от 16 января 2009 года "О госрегистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования"?
— Знаком.
— И что можете сказать?
— В принципе, это знаковый документ.
— Имеются ли во властных структурах люди, способные провести системную трансформацию экономики?
— Вот в этом-то я очень сомневаюсь. Там больше тех, кто своеобразно понимает либерализацию. Проанализируйте хорошенько многие указы, некоторые их положения противоречат Конституции и законам страны. Чиновники по-прежнему хотят распоряжаться чужим имуществом. Они не понимают, что достаточно одного такого указа — и инвестиций в страну не дождаться.
— Хотите сказать, не пора ли Лукашенко заменить чиновников экономического блока правительства?
— А почему бы и нет? У Сидорского немало функционеров, которые не владеют даже основами рыночной экономики. По крайней мере, их действия именно об этом свидетельствуют.
— Как сейчас модно говорить, нужен мозговой штурм?
— Так, нужен единый интеллектуальный центр по трансформации экономики. Думаю, что лучше всего для этой работы следовало бы привлечь независимых экономистов, которые сегодня находятся в оппозиции именно из-за несогласия с проводимым в предыдущие годы курсом. Тем более что в оппозиции, особенно в Объединенной гражданской партии, имеется множество уже готовых наработок: программ и законопроектов.
— А как с амбициями Лукашенко, Сидорского?
— При чем здесь амбиции, тут страну нужно спасать! Да и большинство из оппозиционных мозговиков не согласится перейти на работу во властные структуры, но, думаю, что на общественных началах могли бы оказать существенную помощь в подготовке необходимых декретов, указов, законов. Надо собрать этих людей, вывезти за город на одну из правительственных дач, поставить задачу, распределить роли — и пусть работают. Крайне важно организовать широкое общественное обсуждение готовящихся законодательных актов.
— Девальвация белорусского рубля сразу на 20 процентов взбудоражила общество, пошли разговоры о переходе на российскую валюту. Несмотря на успокоительные речи правителей, в обществе не спадает тревога. Как вы, Василий Михайлович, прокомментируетенынешнее экономическое положение?
— Для начала давайте вместе ответим на такой вопрос: что собой представляет наша экономика сегодня? Как и 15 лет назад, подавляющее большинство промышленных предприятий является государственной собственностью, как правило, с архаичной структурой управления и устаревшими технологиями. Аграрный сектор держится на старой колхозной системе, изменились только вывески.
— Может, картина не такая уже и удручающая?
— Мне тоже не хотелось бы сгущать краски. Но… Я получаю информацию со многих заводов, бываю в сельской местности — ситуация неважная.
Мало оптимизма и при анализе деятельности других сфер. Возьмем то же частное предпринимательство. Находится оно в зачаточном состоянии. Ежегодное "совершенствование" давало возможность только кое-как выживать, а не развиваться. Деловые люди связаны по рукам и ногам всякими инструкциями, указами, декретами. Многие из этих нормативных актов противоречат Гражданскому кодексу, Конституции. Директивно определяются цены, размеры арендной платы, торговые наценки и многое другое. Постоянно вносятся многочисленные поправки в эти акты, как правило, ухудшающие условия хозяйствования. Отраслевые министерства, другие ведомства и даже предприятия-монополисты издают инструкции, по которым удобно работать только им самим, а не субъектам хозяйствования. Хотя, если бы последние соблюдали все эти циркуляры, все остановилось бы вообще.
За соблюдением этих "нормативных" документов бдительно следит армия всяких контролеров. Любая инициатива грозит большими неприятностями вплоть до потери свободы. Как вы думаете, уязвима ли наша экономика при таком состоянии?
— Так что, если оставить все, как было, то неминуем коллапс?
— Если и не коллапс, то массовое недовольство властью — точно. Все резервы административной и спонсорской экономики практически исчерпаны. Российские субсидии уменьшаются из-за падения цен на нефть и роста цен на газ. Российский рынок сокращается из-за кризиса, как шагреневая кожа. Из-за этого начали возвращаться наши граждане из-за рубежа. А там их в лучшие времена работало, по разным оценкам, около миллиона человек. А это почти 20 процентов трудоспособного населения.
— О многом говорит и торговый оборот…
— Естественно. В последние годы мы покупали за рубежом значительно больше, чем продавали. Отрицательное сальдо внешней торговли составило в прошлом году около 6 миллиардов долларов. Для покрытия дефицита валюты государством стали активно привлекаться внешние займы, но этого уже становится мало. Дальше жить не по средствам было уже невозможно, и девальвация стала неизбежной. За это ответственны все мы. Мы живем так, как хочет большинство из нас. Обижаться на эту ситуацию могут только те из наших сограждан, а их, я повторюсь, пока меньшинство, которые так жить не хотели и не хотят, но ради мирного сосуществования вынуждены мириться с действительностью.
— Как вы считаете, имеют ли под собой почву слухи о том, что определенные антибелорусские силы под шумок могут сдать страну на милость России?
— Вы имеете в виду переход на российский рубль? Эти предложения лоббируют люди с чуждыми нам интересами, они толкают страну к потере суверенитета, подчинению сограждан российским капиталистам с их непомерной алчностью. Эти предложения унижают всех нас. Хотя сейчас очевидно, что российский рубль не сильнее нашего белорусского рубля. И что будет с их деньгами завтра, одному богу известно. Но, похоже, в ближайшем будущем ничего хорошего у наших соседей не будет. Я уверен, что при определенных условиях мы сможем лучше справиться с последствиями кризиса, чем та же Россия со своими нефтью и газом.
— Что вы имеете в виду, когда говорите об определенных условиях?
— Опять же — либерализацию экономики и всей общественной жизни, консолидацию элиты…
— Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять власти в ближайшее время в законодательном плане?
— Я бы все усилия сосредоточил на создании условий для раскрепощения развития инициативы людей. Следующим шагом после принятия Декрета №1 должен стать, по моему мнению, добротный документ об упрощенной системе налогообложения. Последний декрет по этой теме не решил эту проблему до конца. Налоги если и снизили, то недостаточно. Субъектам хозяйствования, которые платят налог с выручки, следует установить налог 5 процентов вместо 8, а для субъектов хозяйствования, выплачивающих налог с дохода, оптимальным является 10 процентов вместо 15. Кто-то скажет, что это мало, но 8 процентов — это зачастую больше, чем если платить по обычной системе налогообложения. Эти цифры мы, работая в Верховном Совете 13-го созыва, рассчитали еще в 1996 году как наиболее рациональные, позволяющие субъектам хозяйствования саморазвиваться, а не выживать. Непонятно также, почему субъектам малого предпринимательства ограничили численность работающих в 5 человек, а не, скажем, в 15.
Наступает очень серьезный кризис, безработица будет увеличиваться, а тут какие-то ограничения численности. Совершенно не ясно также, почему индивидуальным предпринимателям нельзя иметь наемных работников. Да вы им скажите спасибо, что они дадут работу и средства существования трем, а еще лучше — пяти семьям.
— Видимо, еще кое-что нуждается в реформировании?
— Конечно. Я не согласен с тем, что под предлогом социальной справедливости (мало, мол, платят налогов) практически упраздняется патентная система налогообложения. Но если нужно увеличить налоги, то не обязательно предпринимателям считать НДС. Увеличьте плату за патент и все.
Целесообразность перевода субъектов хозяйствования на патентную систему очевидна для сферы обслуживания, там, где предприятия получают плату за свои услуги или продукцию в наличных деньгах: в кафе, столовых, закусочных, банях, парикмахерских, ателье, ремонтных мастерских и т.д.
Вполне подходят для этой системы люди свободных профессий: художники, фотографы, врачи, преподаватели, переводчики, юристы, адвокаты, нотариусы и т.д.
Вместо писанины и нервотрепки с проверяющими люди будут работать.
— А как насчет сельчан?
— В сельской местности, малых городах нужно дать возможность вновь создаваемым малым предприятиям вообще года три не платить налоги, кроме социальных. Пусть люди становятся на ноги. Иначе государство вынуждено будет содержать еще и этих людей, ведь там сегодня и так уже хватает безработных.
Законодательный акт по упрощенной системе должны доработать хорошие юристы уровня Валерия Фадеева, который, если помните, работал в Конституционном суде. Если это будет сделано, мы дадим шанс себе и своей стране выжить.
— Вы, Василий Михайлович, ратуете за снижение налоговой нагрузки. Но кто же тогда будет содержать государство?
— Сегодня государство будут содержать за счет налогов существующие субъекты хозяйствования, завтра — уже и те, которые будут созданы теперь.
— Что еще, на ваш взгляд, нужно незамедлительно предпринять для развития предпринимательства?
— Второй шаг, который нужно сделать, это дебюрократизация различных процедур. Сегодня я знаю только две государственные организации, которые хорошо работают с людьми и субъектами хозяйствования. Это бывшее БРТИ и ГАИ. Вся работа этих учреждений подчинена удобству и интересам людей, за что хотелось бы сказать руководителям этих организаций большое спасибо! Есть также отдельные структурные подразделения органов власти, работающие очень хорошо с гражданами.
Что же касается большинства ведомств и предприятий-монополистов, то нужно пересмотреть все их должностные инструкции, упростить процедуры. Телефон, к примеру, должен переоформляться с одного пользователя на другого незамедлительно и устанавливаться, если есть линии, не спустя годы, а на второй день после обращения. Договоры на подключение воды, тепла и электроэнергии должны заключаться на собственника или арендатора без надуманных проблем. Разработка проектов из-за многочисленных согласований и бюрократических процедур не должна длиться годами. Короче говоря, необходимо создать возможность для быстрого создания и перехода из рук в руки недвижимого имущества, машин и механизмов, мобильной переориентации бизнеса.
В-третьих, надо предусмотреть возможность для предпринимателей без искусственных преград строить административные, торговые и особенно производственные помещения, поощрять предпринимателей, которые инвестируют в создание инфраструктуры, а не наказывать их за это путем 15-процентного сбора в пользу Министерства строительства, увеличения тарифов и сборов за тепло и электроэнергию, увеличения земельного налога и т.д.
Мы настойчиво пытаемся сохранить явных банкротов, которые не производят ничего, кроме убытков. Давно пора проводить процедуры банкротства таких предприятий, распродавать помещения банкротов активным и толковым предпринимателям.
Четвертая проблема, которую нужно немедленно решать, это упрощение бухгалтерских процедур. Давно пора переходить к международным стандартам финансовой отчетности. Возможно, не переходят, чтобы не увеличивать безработицу в стране. Около 400 тысяч бухгалтеров, или почти 9 процентов трудоспособного населения, пишут, носят и складывают в папочки бумажки только ради того, чтобы потом тысячи проверяющих сдували с них пыль и искали ошибки. Где это видано! Не проще ли посмотреть, как проводится контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в странах с рыночной экономикой, скажем, в той же Польше, и делать так же.
Совершенно необязательно заставлять каждую бабушку, сдающую в аренду комнату или квартиру, оформлять удостоверение предпринимателя.
— Василий Михайлович, вы продолжительное время были директором завода. Скажите, что, по вашему мнению, нужно делать непосредственно с промышленностью?
— Я уже сказал, что нужно делать с банкротами. Приватизацию остальных производить только за деньги, предпочтение отдавать отечественному частному бизнесу. Но его еще нужно создать. Преобразование промышленности и аграрного сектора — это, как я понимаю, длительный процесс, но начинать этот процесс нужно, не откладывая на завтрашний день.
Собственно говоря, все, что нужно делать в области либерализации экономики, хорошо известно специалистам. Тем же людям, которые будут принимать решения, нужно или довериться специалистам, или прочитать и постараться понять все опубликованное независимыми экономистами в последние годы. Эти материалы есть в библиотеках, в свое время они направлялись в Администрацию президента и правительство республики, немало печаталось на страницах "Народной Воли"...
— Спасибо вам за откровенный разговор.
— И "Народной воле" спасибо за то, что она не остается в стороне от того, что волнует общество.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме