16:46 23.03.2010 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Нефтяные проекты Беларуси в Венесуэле приносят лишь условную прибыль?
Первый вице-премьер правительства Владимир Семашко озвучил финансовые подробности участия Беларуси в проекте по добыче нефти в Венесуэле. По его словам, за три года государственное объединение «Белоруснефть» заработало там 105 млн. долларов чистой прибыли. Впрочем, экономисты полагают, что об окупаемости говорить все же пока преждевременно.
Семашко считает заработанную сумму значимой «для предприятия и страны в целом». По его словам, «Белоруснефть» уже почти наполовину выплатило так называемые бонусы за разработку месторождений. «Дальше такие месторождения будут присовокупляться, объем будет наращиваться», — цитирует Семашко БЕЛТА.
Напомним, созданное в конце 2007 года совместное белорусско-венесуэльское предприятие добыло более 1 млн. тонн нефти. Предполагалось, что свою часть добытой венесуэльской нефти (а это 40% от объема, добытого СП) Беларусь будет продавать на мировом рынке.
По мнению экономиста Леонида Злотникова, в данном случае речь может идти о выручке лишь от продажи нефти. Однако если учесть все капитальные затраты на разработку месторождений, создание инфраструктуры для нефтяников и т.д., которые понесла Беларусь в Венесуэле, то, скорее всего, прибыли не будет вообще.
«Скорее всего, эта прибыль условная. Думаю, что в себестоимости не «сидят» вложенные Беларусью капитальные инвестиции. Когда там будет развита нефтедобыча в больших объемах, тогда вложения вернутся, и этот проект, возможно, и станет прибыльным», — отметил экономист «Белорусским новостям».
Аналогичная ситуация может быть и с другими проектами, которые Беларусь намерена активно продвигать в Венесуэле. В ходе нынешнего визита Лукашенко в Каракас было заключено да десятка соглашений. Ряд из них касается сбыта белорусской техники. Венесуэла, в частности, пообещала купить 1,3 тыс. единиц дорожно-строительной техники производства МАЗа, БелАЗа, МЗКТ и «Амкодора» на 200 млн. долларов. Также стороны договорились, что уже к 1 июля 2011 года Беларусь построит заводы по производству тракторов на 5 тыс. единиц в год, автомобилей МАЗ на 10 тысяч, сборочное производство дорожной и дорожно-строительной техники мощностью 3 тыс. единиц и технический центр по ремонту и обслуживанию всей белорусской техники.
Кроме того, с поставками техники Беларусь выходит на рынок Бразилии. По словам Семашко, для динамичного развития сельского хозяйства этой стране нужна современная техника, и Беларусь готова помочь, открыв совместное предприятие по сборке белорусских тракторов и комбайнов. «В Бразилии присутствует техника всех ведущих фирм. Конечно, в этом смысле мы здесь немного отстали в том плане, что наш МТЗ не присутствует на данном рынке», — цитирует БЕЛТА первого вице-премьера. По его словам, покупателями техники МТЗ являются более 85 стран.
Для сборки такого количества техники потребуется увеличения закупок в России импортных комплектующих, из которых примерно на 70% состоит белорусская техника. Следовательно, стоит ожидать и роста отрицательного сальдо.
По мнению Злотникова, будут ли успешными эти проекты, сказать сложно, поскольку неизвестна цена доставки из Беларуси в Венесуэлу Машино-комплектов, при каких объемах сборки будет определена точка безубыточности, каким образом будет налажено сервисное обслуживание техники.
Эксперт полагает, что в целом белорусской экономике от реализации таких проектов лучше не станет. «Даже если Беларусь заработает за два года 40 млн. долларов, погоды это не сделает. Для поддержания стабильности в экономике правительству нужны миллиарды долларов внешней подпитки», — полагает экономист.
Кроме того, отметил экономист, делая ставку на страны третьего мира в продвижении своей продукции и технологий, Беларусь тем самым не стремится повышать свою конкурентоспособность. «В этом проекте перспективы нет. Можно создать много сборочных производств и проиграть Китаю, который также активно поставляет свою технику на латиноамериканский рынок. Известно, что китайские грузовики дешевле и качественнее белорусских». Также экономист считает, что «еще неизвестно, насколько прочный режим Чавеса, который губит свою экономику с нашей помощью, и что потом будет с белорусскими проектами, если власть там сменится».
Владимир Семашко назвал нынешний визит Александра Лукашенко в Венесуэлу очень результативным. У Беларуси появилась перспектива (хотя и призрачная) решения вопроса нефтяной зависимости от России. До конца года Венесуэла намерена поставить Беларуси до 4 млн. тонн нефти, что частично поможет загрузить белорусские нефтеперерабатывающие заводы, которые после введения экспортных пошлин работают почти вхолостую и терпят убытки от переработки дорогой нефти.
В правительстве, судя по всему, пока не определились, каким способом планируется поставлять черное золото в Беларусь, чтобы это было менее затратным. Уже известно, что пробная партия венесуэльской нефти в объеме 80 тыс. тонн будет поставлена в мае танкером в Одессу, а затем железнодорожным транспортом на Мозырский НПЗ для переработки. По словам Семашко, на этой поставке будет отработана технология транспортировки нефти из Венесуэлы.
Что дальше, неизвестно. Первый вице-премьер не исключил, что для транспортировки нефти из Одессы может использоваться и трубопровод. Речь идет о нефтепроводе Одесса-Броды, который сейчас работает только в реверсном (то есть обратном) направлении, перекачивая нефть из Бродов в Одессу. По прогнозу украинского эксперта в области энергетики Богдана Соколовского, этот нефтепровод может быть переведен в аверсное (т.е. прямое) направление осенью 2011 года, после введения Россией в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системы-2 (БТС-2).
Однако с таким вариантом не соглашается Россия. Кроме того, насколько известно, одним из условий выделения Россией беспошлинной нефти в объеме 6,3 млн. тонн в год был отказ Беларуси от участия в проекте использования нефтепровода Одесса-Броды, который предусматривает продление трубы до польского Гданьска и соединение с белорусским участком «Дружбы».
Кроме того, в правительстве, по словам Семашко, рассматривается также вариант транспортировки венесуэльской нефти через Балтику, поскольку он самый близкий. По словам первого вице-премьера, эта схема тоже обсуждалась, «но на это требуется время».
Что касается цены вопроса, то есть стоимости нефти из Венесуэлы, то здесь, учитывая тесную дружбу двух президентов, возможны самые разные варианты. Эксперты не исключают, что Венесуэла будет поставлять ее на первых этапах сотрудничества вовсе бесплатно. Такой вариант, напоминает АФН, был откатан на Никарагуа и Кубе.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме