08:01 20.05.2010 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Нацбанк и Совмин на пороге большой драки

Председатель Нацбанка Петр Прокопович в очередной раз поставил «неуд» инвестиционной политике Совмина.

Правительство акцентирует внимание на PR-инвестиционных форумах для иностранцев, а ресурсов на проведение реальных изменений в инвестиционном климате нет. Премьер Сергей Сидорский, в свою очередь, настаивает на удешевлении кредитов и увеличении Нацбанком поддержки государственных программ.

Почему рекомендации Нацбанка «провисают»

Петр Прокопович может сохранять стабильность курса белорусского рубля, сдерживать рост цен и обеспечивать бесперебойную работу финансовой системы, только если в Беларусь будет поступать валюта. Чем ее больше — тем спокойнее на душе главы Нацбанка. Без валютного обеспечения печатать новые белорусские рубли и выдавать кредиты госбанкам опасно. Однако для того, чтобы появились доллары и евро, нужно:

1. экспортировать больше товаров;

2. продавать больше активов иностранным инвесторам внутри страны, т. е. активизировать приватизацию;

3. брать больше валютных кредитов;

4. получать больше дотаций или валютных переводов.

Возможности белорусского экспорта ограничены. Вытянуть из «Беларуськалия» и нефтепереработчиков больше, чем они могут дать, не получится. Валютные займы от доброжелательных кредиторов (в первую очередь, Международного валютного фонда), на этот год закончились. При растущей безработице в ЕС и США, стагнации российского рынка рассчитывать на приток валютных переводов тоже нет оснований.

Остается один источник валюты, ресурс которого белорусские власти до сих пор активно не использовали. Это привлечение в страну прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Опять же иностранцы не просто ввозят деньги в чемоданах в Беларусь, чтобы помочь экономике выполнить плановые показатели. Инвесторам нужно продавать либо работающие коммерческие структуры, либо землю, чтобы на ней можно было создать что-то новое. Расчет на то, что иностранцы начнут скупать белорусские убыточные заводы, не оправдался. Вот Петр Прокопович и выражает обеспокоенность крайне низким уровнем привлечения ПИИ и просит премьера Сергея Сидорского предпринять быстрые, радикальные меры: «Принципиальной является задача создания в кратчайшие сроки максимально благоприятных условий для кардинального расширения притока прямых иностранных инвестиций, безусловно, с соблюдением интересов государства».

Качественный инвестиционный климат - или отставка

Глава Нацбанка обнаружил в Беларуси «наличие широкого спектра проблем практически на всех этапах организации и функционирования предприятий с участием иностранного капитала». Это огромный булыжник в огород Совета Министров, как органа, который формально несет ответственность за создание благоприятных условия для инвесторов.

Если премьеру Сергею Сидорскому кто-то мешает создать качественный инвестиционный климат, нужно было бы обратиться с письмом к Александру Лукашенко и четко указать на существующие барьеры, предложить список людей-шлагбаумов на увольнение. Для пущей убедительности надо было бы опубликовать те проекты решений, которые предлагали министры-рыночники и те формулировки, которые, в конечном итоге, были приняты. Тогда бы мы убедились, что Совет Министров, действительно, знает, что делать в инвестиционной сфере. Два-три таких публичных столкновения с противниками модернизации белорусской экономики – и надо было бы принимать решение: либо подавать в отставку в формулировкой «не согласен с проводимым курсом», либо принимать поздравления с ликвидацией персональных барьеров на пути привлечения ПИИ.

Однако ничего подобного не происходит. Значит, Сергей Сидорский и его министры несут персональную ответственность за цифры, которые озвучил Петр Прокопович.

В течение 2001-2008 годов Беларусь привлекла ПИИ только на сумму 223 доллара на душу населения. Это в 28 раз меньше, чем Венгрия, в 6,5 раз меньше, чем Эстония, в 4,7 меньше, чем Чехия, и даже в 4,2 раза меньше, чем Казахстан. В 2009 году чистый приток ПИИ сократился по сравнению с 2008 годом на 13,8% до 1860,5 млн. долларов. Это на 25,6% меньше, чем было запланировано. По данным Нацбанка, этот показатель уменьшился почти на 10% в I квартале 2010 года по сравнению с соответствующим периодом 2009 года.

Инвестициям мешают чиновники большие и бюрократы малые

По мнению Петра Прокоповича, в инвестиционной сфере в Беларуси есть две проблемы: высокая бюрократия и плохая инфраструктура.

Бюрократия и процесс выдачи разрешений, лицензий, сертификатов – это прямое следствие принятых ранее законов и иных актов законодательства. Права собственности в нашей стране не защищены. Белорусские предприниматели на всех углах кричат о несоразмерности системы санкций и штрафов. На это указывает и Петр Прокопович. Жалуются предприниматели на сложность покупки и аренды недвижимости. Глава Нацбанка с ними соглашается. Он разделяет также предпринимательскую горечь по поводу затратных таможенных процедур и трудоемкого, чрезвычайно сложного бухучета.

Однако уволить министра налогов и сборов, главу Таможенного комитета или же распорядиться в четко установленные сроки упростить и удешевить административные процедуры Петр Прокопович не может.

Нацбанк институционально не имеет полномочий либерализовать рынок проектных и строительных работ, уравнять в правах государственные и частные страховые компании, дать толчок для развития рынка правовых услуг. Всем этим должен заниматься Совет Министров. Опять все упирается в позицию руководителей этого органа. Каждый министр на своей позиции ставит подпись под проектами постановлений, указов, декретов и иных актов законодательства. Не согласен – не подписывай, подписал – неси ответственность.

Аналогичным образом должен был бы действовать Александр Лукашенко. Он неоднократно ставил задачу правительству привлечь в страну ПИИ, модернизировать производство и защитить права собственности инвесторов. Не получается у министров – увольняй, формируй другую команду, меняй курс, интегрируй в законы новые идеи и лучший международный опыт. Нынешний состав Совмина провалил уже столько заданий, что даже их десятой части хватило бы для объяснения коллективной отставки всего правительства.

Хороший, но слабый Прокопович

Нет ничего радикального в том, что предлагает Петр Прокопович. Демонополизация внутреннего рынка нужна, как воздух. Весь рынок страны опутан номенклатурными схемами. Их санкционируют местные и республиканские власти. Регулирование цен на руку только тем, кто эти цены регулирует и кто слишком большой, чтобы бояться наказания за нарушение ценовой дисциплины.

Нацбанк предлагает ликвидировать порочную практику обязательного страхования рисков только в государственных страховых компаниях. Абсурдно требование для частных страховщиков перестраховывать риски у государственного страховщика. Его тоже предлагает упразднить Петр Прокопович. Правильны требования ускорить процедуру вхождения в ВТО. Для репутации страны важно быть в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Явно не помешает стать полноценным партнером Международного агентства по гарантиям инвестиций (MIGA). Наконец, стоит приветствовать идею открытого, широкого обсуждения доклада о состоянии инвестиционного климата в Беларуси. «Открытого» - значит с привлечением независимых экспертов и людей, которые имеют, в том числе, отличную от официальной точку зрения.

Однако после подписания Петром Прокоповичем очередных утопических Основных направлений денежно-кредитной политики на 2010 год и закона о бюджете на 2010 год, после открытия для больших госбанков щедрых кредитных линий без особых требований взамен, после провала с обеспечением независимости Нацбанком, наконец, после того, как Нацбанк отказался расставаться со своими колхозными активами, его правильные рекомендации и требования к Совмину звучат неубедительно.

Сергей Сидорский вполне мог бы ответить, что не Совмин вводит ограничения на валютные операции, не министры ввели жесткие требования по операциям с наличными, по кассовым остаткам, не премьер отстаивал позицию искусственного поддержания высокого курса белорусского рубля в ситуации, когда дефицит платежного и торгового баланса остаются чрезмерно высокими.

Среди разных властных структур и ведомств есть более продвинутые сторонники рынка, а есть консервативные приверженцы плановой экономики. Однако открытые «наезды» Нацбанка являются, скорее, попытками снять ответственность с себя, нежели искренним желанием спасти страну от глубокого падения в пропасть кризиса. По мере убывания золотовалютных резервов, ухудшения финансового положения банков число и интенсивность открытых ссор между Нацбанком и Совмином будет увеличиваться. Такая атмосфера явно не будет способствовать привлечению иностранных инвестиций. А кто сказал, что кризис белорусского социализма будет безболезненным и благоухающим?

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме