05:17 17.12.2008 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Могильник малого бизнеса - «облик столицы» по колхозным лекалам

23:34, 16 Декабря | Дмитрий Лихтарович,

Коммерческие киоски в белорусской столице истребили. Недавно власти похвастались, что последний киоск прекратил работу. Кому от этого стало лучше?

На днях интернет-сайт радио «Свабода» опубликовал подборку фотографий под названием «Могильник минских киосков» ( ). Впечатление, действительно, удручающее.

Вопрос: кому от этого стало лучше?

Я не о владельцах крупных магазинов, чьи интересы усиленно лоббировались – и, как считают многие, именно это и привело к решению о сносе киосков. Этим-то – да. А кому ещё?

Много говорилось о вопиюще антиправовом характере решения о сносе. Да и что тут можно обсуждать? Люди платили деньги за место и за сами киоски (оказавшиеся на свалке), «вкладывались» в дело, выстраивали планы на будущее, создавали рабочие места… В принципе, этот «могильник киосков» – донельзя символичен. Этот факт очень ярко показывает отношение правящего режима к предпринимателям. Все остальные меры также проявляют то, что предпринимателей загоняют если не на «могильник», то, во всяком случае, в состояние «комы». Фактически чиновники – начиная с чиновника №1 – говорят: что захотим, то с вами и сделаем! наплевать нам на вас!

Но наплевать-то не только на предпринимателей.

Кто из минчан выиграл от того, что исчезли коммерческие киоски?

Я, опять же, не о единицах – не о владельцах гипермаркетов и не о чиновниках, получивших от них взятки. Я – о подавляющем большинстве жителей столицы. Которым теперь за каждой мелочью, которую раньше свободно можно перехватить на остановке – за пачкой сигарет или жевательной резинки, за бутылкой пива или пакетом сока, за шоколадкой или прокладкой, и т.п. (кому что нужно) – приходится тащиться в магазин и стоять в очереди. Кроме потерянного времени, сто’ит всё это в магазине, как правило, несколько дороже.

Официально объясняли это варварство, конечно, не коммерческими интересами чиновников и крупных торговцев, – а тем, что киоски «портят облик столицы». Интересно, а «Союзпечать» и билетные киоски – не портят?

И, главное, – самих-то минчан спросили, как им удобнее: с «обликом столицы» или с киосками? Вопрос, конечно, хоть и на самом деле главный, но риторический – о переименовании столичных улиц тоже не спрашивали; да и когда лукашенковская власть о чём-либо людей спрашивала. «Батька» всё знает сам лучше всех вместе взятых.

В этом, как представляется, и кроется разгадка. На любые коммерческие интересы, в том числе и собственных чинуш, диктатор, если б ему вожжа под хвост зашла, наплевал бы с высокой башни. Дело тут в более глубинной, я бы сказал, ментальной мотивации.

Аналитиками резонно отмечалось, что Лукашенко воссоздаёт маленький «советский союз» в отдельно взятой Беларуси, – причём в самом примитивном разумении: так, как эта держава виделась из забытого Богом колхоза, где в «красном углу» кривой хатёнки вместо иконы телевизор. В этой картинке коммерческим киоскам места нет – ни собственно коммерции, ни киоскам, за исключением газетных. Не производились и не продавались в Совке ни жевательная резинка, ни кока-кола, ни прокладки; табачные
киоски, правда, были – но в той столице, которая Москва. Даже в Минске их не было… что уж говорить о Шклове… тем паче, о деревеньке на Шкловщине. Какие там вообще киоски? Хочешь что-то купить – иди в сельпо!

Об удобстве людей также никто не думал – озабочены были созданием витрины («Дворы у нас не для гуляния, а для эстетики!»). «Эстетика» же в колхозном преломлении сводится к тому, «штоб была чыста!».

Александр Лукашенко, заделавшийся минчанином одновременно с избранием на пост президента, с колхозной самоуверенностью претворяет в жизнь свои представления о столице. Это, видимо, и является основным; всё остальное – уже вторично.

И неважно, что сами минчане испытывают от этого дискомфорт. Важно, что душевный комфорт это приносит одному новоиспечённому минчанину.



Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме