13:00 23.01.2013 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Мечислав Гриб о Центральной избирательной комиссии
23 Января 2013, 11.37 | Мечислав Гриб, БТР |
В конце прошлого года Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов публично заявила, что по ее мнению, в Избирательный кодекс необходимо вносить некоторые изменения и дополнения. К таким выводам она пришла, якобы, в результате тщательного анализа избирательной компании 2012 года по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания.
Такое заявление ЦИК, большинством политических партий, было принято с некоторым недоумением, потому, что в 2011 и 2012 годах, вплоть до начала избирательной компании, Центральная комиссия заверяла всех, что Избирательный кодекс в дополнениях и изменениях не нуждается. Все конкретные предложения политических партий и общественных объединений по этому вопросу не принимались.
Однако, все недоумения рассеялись после того, как только представилась возможность, ознакомиться с содержанием предложений Центральной комиссии о внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс. Из этих предложений можно было сделать вывод, что избирательная система в Беларуси «совершенна», но если принять дополнения и изменения, предложенные комиссией, то она «усовершенствуется» еще больше.
Например, Центральная комиссия предлагает предоставить право выдвигать граждан кандидатами в депутаты не только зарегистрированным политическим партиям и трудовым коллективам, а всем республиканским общественным объединениям с численностью членов более тысячи человек. Это предложение противоречит закону об общественных объединениях, уставам общественных объединений и значительно снижает роль политических партий, участвующих в избирательных компаниях.
Практически ЦК предлагает полностью исключить из Избирательного кодекса само упоминание о призывах к бойкоту выборов, референдума. В части 12 статьи 45 действующего Избирательного кодекса записано, что «Агитация (в том числе призывы к бойкотированию выборов, референдума) в день голосования не допускается. Видимо, даже этой маленькой записи, по мнению ЦИК, не должно быть в Избирательном кодексе.
Центральная комиссия полагает, что агитация за проведения бойкота выборов и референдумов должна регулироваться законом о массовых мероприятиях, а не Избирательным кодексом. Это значит, что для проведения агитации за бойкот выборов и референдумов необходимо будет получать официальное разрешение местных органов исполнительной власти.
Мягко говоря, такое предложение далеко не бесспорное. Выборы президента страны, депутатов парламента являются политическими компаниями, а не массовыми мероприятиями. Участие или не участие в выборах, а также агитация за выборы или против выборов, должно выражаться свободным волеизъявлением избирателей. И никакие разрешения местных органов исполнительной власти, здесь неуместны.
В своих предложениях Центральная комиссия стремится часть расходов на организацию и проведение выборов переложить на кандидатов в президенты/ депутаты. Она предлагает увеличить личные фонды кандидатов, а также открыть такие фонды кандидатам в местные Советы депутатов. При проведении избирательной компании, комиссия предлагает отказаться от предоставления кандидатам в депутаты бюджетных средств, для изготовления листовок и плакатов. Она также предлагает отказаться от дебатов кандидатов в депутаты по радио.
Вот, в основном, и все предложения Центральной комиссии по внесению изменений и дополнений в Избирательный кодекс, по его демократизации и открытости. По моему мнению, в этих предложениях нет никаких признаков демократизации правовых норм ИК и его открытости.
Это простая имитация реформ, стремление предоставить исполнительной власти возможность усиления контроля над действиями оппозиционных политических партий и независимых кандидатов в президенты и депутаты, при проведении избирательных компаний.
Предложения Центральной комиссии о внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс могут рассматриваться только как предложения и не более того. Потому, что Центральная комиссия не наделена правом законодательной инициативы. Однако, в соответствие с п. 18 статьи 33 она «изучает и обобщает практику применения законодательства о выборах и референдуме, вносит субъектам, обладающим правом законодательной инициативы, предложения о совершенствовании законодательства о выборах и референдуме».
И, тем не менее, Избирательный кодекс представляет большие полномочия Центральной комиссии. В соответствие с п. 1 статьи 33 ИК, Центральная комиссия: «организует проведение выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, депутатов местных Советов депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, проведение республиканских референдумов; осуществляет на всей территории Республики Беларусь контроль за исполнением законодательства о выборах, референдуме, отзыве депутатов и членов Совета Республики; дает разъяснения этого законодательства в целях его единообразного применения; обращается в случаях необходимости к субъектам, обладающим правом законодательной инициативы, с предложениями о толковании настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутатов и членов Совета Республики».
С одной стороны, эти большие полномочия, предоставленные законом Центральной комиссии, позволяют ей организовывать и проводить свободные, открытые и демократические выборы Президента страны, депутатов парламента, депутатов местных Советов и референдумов, без внесения каких либо изменений и дополнений в Избирательный кодекс.
С другой стороны, этот же Избирательный кодекс позволяет комиссии, вместо настоящих выборов, проводить их имитацию, а назначенных исполнительной властью депутатов, объявлять избранными народом. Для этого исполнительная власть, неофициально, во время выборов, организовывает и проводит назначение своих кандидатов, а избирательные комиссии всех уровней, прикрывают их незаконные действия своими мандатами.
Таким образом, все зависит от того, какие конкретные цели поставлены властью перед избирательными комиссиями. В первую очередь перед Центральной комиссией, которая изначальна была нацелена не на организацию проведения свободных, открытых и демократических выборов, а на выполнение заказа правящего режима.
Центральная комиссия реорганизовывалась во время проведения ноябрьского референдума 1996 года, в условиях нарушения властью действующей тогда Конституции и других законов Республики Беларусь.
15 ноября 1996 года, когда уже шло досрочное голосование по вопросам, вынесенным на референдум, появилось сообщение в программе «Панорама» о том, что девять членов Центральной комиссии подписали заявление о том, что они обращаются к Президенту страны с просьбой заменить председателя Центральной комиссии.
Хотя, все они прекрасно знали, что их заявление не основано на законе, так как назначение и освобождение Председателя Центральной комиссии входит в прерогативу Верховного Совета, а не Президента страны. Впоследствии выяснилось, что девять членов Центральной комиссии из 12, были приглашены в администрацию президента, где и вынуждены были подписать это заявление.
Президент, незаконно, своим указом освободил от занимаемой должности Председателя Центральной комиссии Виктора Гончара и блокировал силами охраны здание, где размещалась Центральная комиссия. Сотрудники службы безопасности президента в буквальном смысле на руках вынесли Виктора Гончара из здания ЦИК и больше его туда не допустили.
Эти незаконные действия власти, сторонники президента объясняли тем, что Председатель Центральной комиссии Виктор Гончар делал много публичных заявлений о нарушениях исполнительной властью законов при проведении референдума и высказывал намерения, что не подпишет протокол результатов голосования на референдуме.
Таким образом, во время досрочного голосования по вопросам референдума, незаконно, была создана Центральная комиссия, возглавить которую Президент поручил Лидии Ермошиной, определив ей конкретные задачи по проведению референдума. Сегодня ни для кого не является большим секретом, что ноябрьский референдум проводила исполнительная власть во главе с администрацией президента, а Центральная комиссия прикрыла их своим мандатом.
За прошедшие 16 лет в организации работы Центральной комиссии мало что изменилось. Комиссия не стала самостоятельной и не зависимой. Она не принимает никаких самостоятельных решений и не обладает правом законодательной инициативы. Вносить предложения в Центральную комиссию об изменениях и дополнениях в законы о выборах нецелесообразно.
Центральную комиссию, все это время, бессменно возглавляет Лидия Ермошина, которая публично себя причисляет к команде власти. Эта комиссия, незаконно созданная в 1996 году авторитарной властью, будет и дальше служить этой власти, беспрекословно выполнять любые ее заказы.
Ведь не зря же Председателя Центральной комиссии Лидию Ермошину Национальное собрание Республики Беларусь недавно наградило Почетной грамотой «за заслуги в развитии законодательства, в укреплении демократии и деятельность по обеспечению прав и свобод граждан».
Однако, по моему мнению, она заслуживает большей награды за свою преданную службу режиму. Ее вклад в укреплении и сохранении режима можно сравнить, пожалуй, с вкладом, внесенным в развитие национальной финансово-кредитной системы Петром Прокоповичем, бывшим Председателем Национального банка Республики Беларусь, награжденного высшей наградой страны.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме