18:30 29.08.2012 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Мечислав Гриб: Выборы, как зеркало политической системы
29 Августа 2012, 11.58 | Белорусский Трибунал
Выборы бывают разные. Они проводятся в трудовых коллективах, в общественных объединениях, по месту жительства граждан, в масштабах одной страны и целых государственных объединений. Выборы имеют глубокие исторически корни, они связаны с существованием рода человеческого. Выборами, так или иначе, охвачена вся наша жизнь, начиная со школы и оканчивая ветеранским движением, для тех, кому удалось дожить до пенсионного возраста.
Практически выборы проводятся во всех странах мира, как в странах с демократическим, государственным устройством, так и в авторитарных, и даже в диктаторских государствах. Обо всех видах выборов или об отдельных из них можно говорить по существу много. Все виды выборов достойны особого внимания, хотя бы потому, что они представляют или призваны представлять, демократическую форму управления государством, обществом, коллективом, группой отдельных людей.
Я остановлюсь на политических выборах. Под этим выражением я понимаю выборы органов политического руководства страны и органов местного управления. К таким выборам относятся: выборы президента страны, депутатов парламента и депутатов органов местного управления. Эти выборы формируют или должны формировать центральную и местную власть в стране.
Мои многолетние наблюдения за организацией и проведением политических выборов в Беларуси и за ее пределами привели к убеждению, что выборы полностью отражают существо политической власти, которая организовывает и проводит их. Выборы являются зеркальным отражением системы, что бы об этом не заявляли их организаторы. Ибо по своей природе, они не могут быть другими.
Мне пришлось много раз участвовать в избирательных компаниях. При советской власти я избирался депутатом и членом исполкома районного, затем городского и областного Совета депутатов трудящихся, депутатом Верховного Совета БССР 12 созыва. После объявления страны независимым государством был избран депутатом Верховного Совета Республики Беларусь 13 созыва.
На протяжении с 1996 по 2010 год принимал непосредственное участие в организации и проведении независимого наблюдения за выборами и проведением республиканских референдумов в Беларуси, Литве, Латвии, Швеции и Дании. По результатам наблюдений за выборами имею опубликованные работы.
Конечно, мои обобщения и выводы являются субъективными, хотя бы потому, что исходят от меня как от субъекта и не могут претендовать на абсолютную истину. Однако, политическая власть страны, где отсутствует системная оппозиция, никогда не преминет воспользоваться своим явным преимуществом при организации и проведении выборов, иначе она вынуждена была бы уйти в отставку.
Выборы депутатов местных советов, парламента, президента страны, проведение всенародных референдумов по особо важным для жизни людей вопросам являются одним из главных политических институтов установления и закрепления демократии в государстве, создания гражданского общества и соблюдения прав человека.
Сегодня в мире сложилась такая ситуация, что институт политических выборов вынуждены признавать не только страны с устоявшимися демократическими принципами государственного управления, но и те государства, в которых господствуют авторитарные режимы и даже диктатура.
В странах с устоявшимися демократическими принципами государственного управления выборы являются естественным, общепринятым и единственным средством передачи государственной власти от одной политической партии к другой или сохранения власти в руках правящей партии.
В странах с авторитарным или диктаторским режимами выборы проводятся, с целью узаконивания существующего порядка государственного управления и придания ему показной демократичности и всенародности. Главной целью выборов является демонстрация международному сообществу и своему народу мнимой приверженности политическому плюрализму и демократическим принципам. Избирательные компании проводятся не для изменения власти, а для подтверждения существующей.
Выявление истинного волеизъявления избирателей и, естественно, выборы органов народной власти, практически, здесь не присутствуют. Руководителям авторитарных и диктаторских государственных режимов выборы нужны как способ легализации своей власти, а не как действительный выбор народа.
Такое положение вещей ни для кого не является секретом. Об этом прекрасно осведомлены международные сообщества. В связи с этим, в начале 90-х годов двадцатого века, страны – члены ОБСЕ сформировали основные принципы проведения выборов, позволяющие определить степень их демократичности и легитимности.
В июне 1990 года эти принципы были закреплены специальным соглашением, принятым на конференции по человеческому измерению в Копенгагене. Согласно этим принципам выборы должны быть всеобщими, равными, справедливыми, тайными, свободными, открытыми и прямыми.
Шесть из этих семи основных принципов закреплены в главе 2 Избирательного кодекса Республики Беларусь. Принцип о том, что выборы должны быть справедливыми в этой главе ИК не упоминается, видимо потому, что понятие справедливые и не справедливые выборы регулировать законодательно сложно.
Практика показывает, что свободные и справедливые выборы могут быть проведены при условии плюралистического состава избирательных комиссий всех уровней, невмешательства органов исполнительной власти в избирательный процесс, свободном и равном доступе к государственным средствам массовой информации всех кандидатов и политических партий, принимающих участие в выборах.
Вся избирательная компания должна проводиться при обеспечении полного и свободного международного и внутреннего наблюдения за избирательным процессом. Наблюдатели должны иметь возможность наблюдать за действиями избирательных комиссий всех уровней беспрепятственно.
Статья 3 Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года
устанавливает, что «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией».
«Любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону». Мне думается, что разъяснять содержание и значение этой статьи не имеет смысла. Здесь все ясно прописано.
Статья 2 Избирательного кодекса Республики Беларусь определяет правовые основы избирательной системы, референдума. «Правовую основу избирательной системы, референдума составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Кодекс и иные акты законодательства Республики Беларусь, постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов ( далее – Центральная комиссия)», записано в этой статье.
Согласно части второй статьи 3 Избирательного кодекса выборы депутатов Палаты представителей, депутатов местных советов депутатов проводятся по одномандатным округам. Задействована мажоритарная система выборов, один округ – один депутат. В Беларуси формально признается приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над национальным законодательством.
Однако, правовая база по проведению политических выборов далеко не совершенна. Избирательный кодекс не улучшил выборное законодательство страны, а значительно усложнил его. Он внес расплывчатость в целый ряд законодательных норм и, фактически позволил представителям исполнительной власти вмешиваться в избирательный процесс беспрепятственно, на любой стадии.
В Избирательном кодексе установлено ряд ограничений избирательных прав граждан. Статья 4 ИК содержит запрет на участие в выборах лиц, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальном законодательством, избрана мера пресечения -содержание под стражей.
Хотя, в соответствии с белорусским законодательством виновным в совершении преступления может считаться человек, в отношении которого имеется решение суда, вступившее в законную силу. В данном случае, граждане, чья вина в совершении преступления не установлена судом, лишаются избирательных прав.
В статье 64 Конституции записано, что «любое прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан в других случаях является недопустимым и наказывается согласно закону». Однако, в ч 6.статьи 60 ИК записано, что «кандидатами в президенты Республики Беларусь, в депутаты не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости, не снятой и не погашенной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь»
Данное положение не является юридической нормой прямого действия, так как оно отсылает нас к другому закону. А этот закон может быть произвольно расширен законодателем, вне рамок выборного законодательства, туда могут быть внесены дополнительные ограничения и запреты, регулирующие порядок замещения должностей в государственном аппарате.
Избирательный кодекс не обеспечивает нейтральности государства при проведении выборов. Более того он рассматривает органы исполнительной власти и трудовые
коллективы, практически, как субъекты избирательного процесса. Хотя члены трудовых коллективов не могут быть независимыми от руководства этого трудового коллектива.
Они находятся в непосредственном подчинении своего руководства, которое, в свою очередь, прежде всего на государственных предприятиях, зависит от местных органов исполнительной власти. Кроме того, они зависят от руководителей профильных министерств. Это создает условия для оказания давления не только на рядовых работников, но и на руководителей предприятий для получения необходимых результатов голосования.
Если проанализировать все этапы избирательных компаний в Республике Беларусь, начиная с 1996 года и кончая избирательной компанией этого года, обобщить материалы независимых наблюдателей, то мы придем к неутешительным выводам. На всех этапах избирательных компаний, от образования комиссий и до объявления результатов голосования, всеми процессами руководит исполнительная власть, как в центре, так и на местах.
Все избирательные компании стали похожими одна на одну. Все они проводятся по единому сценарию, практически с одними и теми же нарушениями белорусского выборного законодательства. Под руководством, практически, несменяемой Центральной комиссии, во главе с Лидий Ермошиной.
Согласно статье 2 ИК РБ, Центральная комиссия отнесена к органам, определяющим правовую базу для проведения выборов. Центральная комиссия принимает постановления, которыми определяет инструкции по применению выборного законодательства на всех этапах избирательного процесса.
За 12 лет своего существования, Центральная комиссия издала целый ряд постановлений, инструкций о порядке применения выборного законодательства. Эти постоновлеия действуют постоянно. Кроме того, во время каждой избирательной компании принимаются новые документы, носящие разъяснительный и уточняющих характер.
В принципе постановления, инструкции, разъяснения, издаваемые Центральной комиссией, призваны способствовать единообразному и правильному применению выборного законодательства при проведении избирательных компаний. Однако, в ряде случаев эти документы не упрощают, а усложняют применение выборного законодательства и не регулируют важные процессы компании.
Например: Центральная комиссия могла бы принять постановления и утвердить простой, понятный для всех граждан, обязательный, гласный порядок подсчета голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями. В этом документе следовало бы
указать, что при вскрытии каждого ящика с бюллетенями, после окончания голосования, комиссия определяет количество действительных и количество испорченных бюллетеней. Все это делается открыто и гласно.
После этого, председатель участковой избирательной комиссии или, по его поручению, один из членов комиссии проводит подсчет голосов за кандидатов в депутаты. Он берет из стопки первый бюллетень и объявляет за кого этим бюллетенем проголосовал избиратель. Затем показывает этот бюллетень всем членам комиссии и наблюдателям, после чего откладывает просмотренный бюллетень в стопку за конкретного кандидата.
Такая процедура просмотра и подсчета голосов проводится по всем действительным бюллетеням, оказавшимся в ящике для голосования. Бюллетени в каждой стопке, поданные за кандидата в депутаты подсчитываются отдельно и заносятся в протокол итогов голосования, по каждому виду голосования отдельно.
Все делается открыто и гласно в присутствии всех членов избирательной комиссии и наблюдателей. Копия итогов подсчета голосов вывешивается на доске объявлений для всеобщего обозрения. Казалось бы, что все просто и ясно. Такой порядок подсчета голосов не противоречит выборному законодательству, делает его более демократичным, не требует никаких дополнительных затрат материальных средств.
Кроме того, таким порядком подсчета голосов при проведении политических выборов, пользуются во многих странах мира. Несомненно, он известен и Центральной комиссии республики. Но она не считает нужным его применять или ей не разрешают это сделать.
В большинстве участковых избирательных комиссияй подсчет голосов избирателей проводится закрыто или полузакрыто, не только от избирателей, но и от большинства членов комиссий. Все, что делается тайно, вызывает у людей недоверие. Потом это недоверие перерастает в подозрения. Возникают споры, жалобы, массовые протесты.
Полагаю, что Центральная комиссия с великим удовольствием применила бы такой порядок подсчета голосов избирателей, но сделать ей это не разрешает власть. Центральная комиссия хотя и называется независимой, но она не самостоятельна в принятии решений, даже в рамках существующего законодательства.
Государственные СМИ постоянно уверяют народ республики и международную общественность в том, что избранный путь развития страны поддерживает абсолютное большинство народа Беларуси и, что это большинство всегда проголосует за представителей власти.
Власти всячески приветствуют и поддерживают свои СМИ, но пойти на открытый и гласный подсчет голосов избирателей боятся. Видимо они знают реальное положение вещей в стране.
Уже относительно давно власти обещали ввести в стране пропорциональную выборную систему, избирать депутатов по партийным спискам или хотя бы по партийным спискам и одномандатным избирательным округам, смешанную систему выборов. Но они и этого боятся. При пропорциональной избирательной системе выборов значительно сложнее манипулировать результатами голосования.
В настоящее время в избирательной компании идет этап предвыборной агитации за кандидатов в депутаты. Центральная комиссия составила график выступлений по телевидению. Определила время выступления каждому кандидату до 5 минут и установила, что эти выступления будут транслироваться только после предварительной записи.
Каждое выступление будет предварительно прочитано, проверено и, только после этого, разрешено или не разрешено к передаче в эфир. Секретарь Центральной комиссии Николай Лозовик заявил, что выступления кандидатов, в которых будут содержаться призывы к бойкоту выборов, передоватся по телевидению не будут.
В сложившейся ситуации резонно возникает вопрос. Уполномочена ли Центральная комиссия проверять выступления кандидатов в депутаты и давать разрешения на трансляцию их выступлений по телевидению или не уполномочена? Чью волю и чьи конкретные указания она выполняет?
Она выполняет волю власти, которая боится даже малейшей критики в свой адрес. Власть постаралась защитить себя от критики строжайшими законами устанавливающими уголовную ответственность за клевету, оскорбление должностного лица и тому подобное. Однако изжить страх перед критикой не смогла.
Окружные избирательные комиссии постоянно занимают позиции контролирующих и разрешительных государственных органов, а не выборных организаций. Они не стоят на стороне соискателя кандидата в депутаты, не обучают его, не дают ему советов, как избежать ошибок при сборе подписей избирателей или при заполнении декларации о доходах, а решительно отказывают ему в регистрации за малейшую ошибку
В определенной степени окружные избирательные комиссии берут на себя функции избирателей, еще до голосования, и отказывают неблагонадежным, по мнению власти, кандидатам в депутаты в регистрации. В этих комиссиях отсутствует практика предложения кандидату в депутаты устранить допущенную им ошибку при заполнении декларации о доходах.
Не выдерживает никакой критики и установленная система проверки достоверности подписей избирателей в подписных листах по выборам депутатов. Статья 67 ИК устанавливает, что за два раза может быть проверенно не менее 35 процентов подписей от количества подписей необходимых для регистрации кандидата в депутаты. Проверяется не менее 20 процентов при первой и 15 процентов при дополнительной проверке.
Если суммарное количество недостоверных подписей избирателей, выявленных при проверках, составит более 15 процентов от общего количества проверенных подписей в подписных листах, это составит, примерно 52 подписи, то дальнейшая проверка подписей не проводится и кандидату отказывают в регистрации.
В практике имели место случаи, когда для проверки подписей избирателей привлекались сотрудники милиции. Есть случаи, когда избирателям предлагали отказаться от своей подписи, угрожали разными неприятностями по месту работы.
Наблюдения за выборами показывает, что все исходит от исполнительной власти, которая полностью руководит избирательным процессом, как в центре, так и на местах. Какая власть, такие и выборы.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме