12:00 05.03.2012 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Мечислав Гриб: Выборы-5
Много вопросов у наблюдателей вызывает процедура подсчета голосов избирателей. Поскольку она детально в законе не прописана, председатели участковых избирательных комиссий, под руководством местных органов исполнительной власти, изобрели ее сами.
Практически почти на всех избирательных участках страны подсчет голосов избирателей осуществляется следующим образом: наблюдателей, аккредитованных на участке, размещают на расстоянии пяти и более метров от столов, за которыми проводят подсчет голосов избирателей, и не разрешают подходить ближе. Фактически их лишают возможности реального наблюдения за подсчетом голосов.
В нарушение действующего законодательства, в ряде мест, бюллетени, вынутые из всех урн для голосования, перемешиваются в одной куче, а потом проводят совместный подсчет голосов, полученных в период досрочного голосования, голосования в день выборов и по месту нахождения избирателя.
Председатели участковых комиссий все извлеченные из урн для голосования бюллетени, раскладывают на отдельные стопки и поручают каждому члену комиссии, разложить свою часть бюллетеней и подсчитать голоса избирателей самостоятельно. Подсчет голосов, каждым членом комиссии, должен вестись на отдельном листе бумаги, не называя вслух фамилии кандидатов, за которых проголосовал избиратель.
Во время подсчета голосов, членам избирательных комиссий не разрешается озвучивать результаты проверки и подсчета голосов своей части бюллетеней. Каждый член комиссии сообщает результаты подсчета голосов своей части бюллетеней председателю комиссии письменно.
Председатель участковой избирательной комиссии собирает письменные отчеты членов комиссии, и, как правило, уединяется в отдельном помещении, где и определяет общие результаты голосования по данному участку. Таким образом, зачастую и члены комиссии не знают общих результатов подсчета голосов. В итоговый протокол вносятся сведения, которые единолично (возможно и с некоторыми членами комиссии) представляет председатель, после обобщения сведений, переданных ему членами комиссий.
Есть, конечно, и другие негласные, закрытые и полузакрытые способы подсчета голосов избирателей, но описанный выше, является определяющим. Практически отсутствует гласный и открытый способ подсчета голосов на избирательном участке. Я имею в виду, когда каждый бюллетень демонстрируется всем членам комиссии и наблюдателям для визуального обзора и вслух объявляются результаты голосования.
Но этот простой и понятный способ подсчета голосов, нашим участковым избирательным комиссиям не доступен. Он просто не вписывается в понятие демократии по белорусскому варианту. Не зря же ведь говорят люди «когда зажигаются звезды, так это же кому то надо». Демократия и декорация демократии, вещи абсолютно разные и не совместимые.
В процессе наблюдения за ходом голосования и подсчета голосов ряд наблюдателей выявляли факты дополнительного вбрасывания бюллетеней в урны для голосования, а также подкладывания недействительных бюллетеней, бюллетеней против всех, отмеченных, как проголосовавших за других кандидатов, в стопки бюллетеней за провластных кандидатов.
При раздельном подсчете голосов избирателей, проголосовавших досрочно, по месту нахождения избирателя и в день голосования на выборах, так как того требует Избирательный кодекс, результаты подсчета голосов, за одноного и того же кандидата, значительно разнятся на избирательном участке.
Особенно это заметно при сравнении результатов досрочного голосования и голосования в день выборов. При досрочном голосовании, абсолютное большинство голосов, как правило, набирает кандидат в депутаты от власти или, например, действующий президент.
В день голосования на выборах, на одних и тех же участках, наблюдатели отмечают обратные результаты.
Однако оспаривать эти факты и доказывать выявленные нарушения практически очень трудно, так как в итоговый протокол о результатах выборов на участке, данные о подсчете голосов избирателей при досрочном голосовании и голосовании по месту нахождения избирателя отдельно не заносятся. В протоколе указывается общее количество голосов избирателей за каждого кандидата в депутаты.
После подведения итогов голосования, копии протоколов должны вывешиваться на доске объявлений для всеобщего обозрения. Однако, по сообщениям независимых наблюдателей, это делается не на всех избирательных участках.
Возможность обжалования нарушений, выявленных в ходе подготовки и проведения политических выборов, является необходимым условием для своевременного реагирования на эти нарушения со стороны должностных лиц, что приведет к точному и единообразному применению юридических норм выборного законодательства.
Теоретически такая возможность предоставлена наблюдателям и всем участникам избирательного процесса. Есть целая система нормативных актов, регулирующих возможность и порядок обжалования выявленных нарушений в ходе избирательной компании.
К этой системе относятся: Конституция Республики Беларусь, Избирательный кодекс, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, законы Республики Беларусь «Об обращениях граждан», «О центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов», «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «о прокуратуре Республике Беларусь» и другие.
Практически каждый избиратель, каждый наблюдатель, общественная организация, принимающая участие в выборах, политическая партия могут обратиться с жалобой в правозащитные и судебные органы страны по вопросам выявленных нарушений выборного законодательства.
Однако получить подтверждение выявленных фактов нарушений законодательства, и. тем более, дождаться реального наказания нарушителей, пока не удавалось. Видимо, вопрос состоит в том, что в абсолютном большинстве, речь не идет об отдельных гражданах, в том числе и членах избирательных комиссий, допустивших нарушение выборного законодательства, а о целой системе.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме