12:45 29.02.2012 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Мечислав Гриб: Выборы-4
Порядок голосования при проведении политических выборов, референдумов регламентируется главой 13, статьями 50 – 54 Избирательного Кодекса Республики Беларусь. В Беларуси предусмотрены три вида голосования: досрочное голосование при проведении выборов, референдума, голосование на избирательном участке в день проведения выборов и голосование по месту нахождения избирателя.
Эти статьи Избирательного кодекса устанавливают правовые нормы для избирателей при проведении выборов и референдума. На первый взгляд они просты и понятны. Однако, при более глубоком изучении, выявляется их юридическая расплывчатость и несовершенство. При определенных обстоятельствах, такое положение может создать предпосылки трансформации досрочного голосования из дополнительной меры реализации гражданами свих прав в основной вид волеизъявления избирателей.
Отсутствие четких правовых механизмов контроля над процедурой досрочного голосования, порождает в обществе недоверие к данному институту. Это недоверие подтверждается результатами наблюдений за выборами со стороны национальных и международных наблюдателей.
Многие наблюдатели представляют материалы своих наблюдений, в которых утверждают, что досрочное голосование используется местными органами исполнительной власти для массового принуждения отдельных категорий граждан к участию в досрочном голосовании.
Голосование избирателей в день выборов, во многих местах, практически является полузакрытым. Наблюдатели, под страхом удаления из избирательных участков, лишены возможности активного наблюдения. Их роль сведена к тому, чтобы тихо сидеть в отведенном месте и на большом расстоянии наблюдать за происходящим процессом.
И, тем не менее, наблюдателями постоянно фиксируется, что на большинстве наблюдаемых участков, представители местных органов исполнительной власти непосредственно направляют и контролируют работу избирательных комиссий при голосовании. Многие из них находились непосредственно на избирательных участках, хотя не являлись членами участковых избирательных комиссии, аккредитованными наблюдателями или представителями средств массой информации.
Избирательный кодекс не допускает голосования одних избирателей, за других. Но многие комиссии не видят в этом нарушений избирательного законодательства и допускают подобные голосование.
Центральная комиссия разрешила участковым избирательным комиссиям выдавать избирателям бюллетени по любому документу с фотографией его владельца, без указания его места жительства и регистрации. Это создало возможность некоторым избирателям голосовать на избирательных участках, на территории которых они не проживают. Такое положение может быть использовано для разных манипуляций при проведении голосования.
При проведении всех политических выборов от наблюдателей поступала информация о тайном вбрасывании фальшивых бюллетеней в урны для голосования, как при голосовании на избирательных участках в день выборов, а также при досрочном голосовании и голосовании по месту нахождения избирателя.
Участковые избирательные комиссии, в нарушение положений избирательного кодекса, практически повсеместно, привлекали к голосованию по месту нахождения избирателя не только тех избирателей, которые заявляли о своей просьбе проголосовать по месту нахождения, но и тех, кто об этом не заявлял. Такие нарушения отмечались повсеместно, а в населенных пунктах сельской местности, почти что массово.
Наблюдатели постоянно фиксируют случаи, когда члены участковых избирательных комиссий обходят с переносными урнами дома и предлагают всем избирателям проголосовать по месту своего нахождения, независимо от того, обращался он с такой просьбой в комиссию, или не обращался.
Изучение материалов наблюдений за выборами показывает, что в большинстве случаев члены участковых комиссий, направляясь к избирателям для организации голосования по месту их нахождения, получают под роспись большее количество бюллетеней, чем количество просьб избирателей зарегистрированных в журнале регистраций заявлений.
При организации голосования по месту нахождения избирателя повсеместно не соблюдается принцип тайного голосования. Практически обеспечить тайное волеизъявления избирателя, при таком виде голосования, очень трудно. Имеется реальная возможность оказания давления на избирателя, со стороны членов избирательной комиссии и т. д.
Кроме того, законодательство не гарантирует наблюдателю права присутствовать во время голосования по месту нахождения избирателя, а только декларирует это право. Группа членов избирательной комиссии, направляясь для организации голосования по месту нахождения избирателя, может взять с собой наблюдателя, а может и не взять.
Статья 55 Избирательного кодекса определяет, что вскрытие ящиков для голосования и подсчет голосов при проведении выборов, референдума осуществляется поочередно: вначале подсчитываются бюллетени, находящиеся в ящике для досрочного голосования, затем – находящиеся в переносных ящиках, использовавшихся при голосовании по месту нахождения избирателей, и после этого – в ящиках для голосования в день выборов.
Подсчет голосов избирателей, участников референдума должен проводиться непосредственно членами участковой комиссии, без перерыва, до получения результатов голосования. При выборах депутатов Палаты представителей подсчет голосов на участке для голосования производится отдельно по каждому кандидату в депутаты.
Однако, детально порядок подсчета голосов в законе не прописан. Не предусмотрено заносить в протокол все действия комиссии при подсчете голосов избирателей. В протокол заносятся общие суммарные результаты голосования. Результаты отдельного подсчета голосов из ящиков досрочного голосования, а также голосования по месту нахождения избирателя в протокол не заносятся.
Неконкретные, расплывшиеся правовые нормы, определяющие порядок подсчета голосов избирателей при проведении выборов, создали условия местным органам власти и избирательным комиссиям, прибегать к разнообразным способам фальсификации результатов выборов.
Независимые наблюдатели зафиксировали, что на многих избирательных участках бюллетени из избирательных урн извлекаются не поочередно, а одновременно, и, высыпаются на стол, не редко в общую кучу.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме