13:15 23.04.2012 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

Мечислав Гриб: В РБ политзаключенных нет? Не смешите людей!

grib-m14 апреля текущего года мы получили хорошую весть. Из мест лишения свободы освободили бывшего кандидата в президенты Республики Беларусь Андрея Санникова. Он провел в колонии 1 год и 4 месяца. Днем позже, то есть 15 апреля, вышел на свободу его ближайший помощник Дмитрий Бондаренко. Их освободили на основании акта о помиловании подписанном Президентом Республики Беларусь.

О помиловании в Беларуси говорят много, но все как-то неконкретно. Понятие помилования покрыто завесой таинственности. На самом же деле здесь никакой тайны нет. Все предельно понятно изложено в Уголовном кодексе Республики Беларусь.

Статья 96 УК Республики Беларусь устанавливает: «1. Помилование осуществляется Президентом Республики Беларусь в отношении индивидуально – определенного лица. 2. На основании акта помилования лицо, осужденное за преступление, может быть полностью или частично освобождено от наказания как основного, так и дополнительного, либо освобождено от наказания условно, либо такому лицу не отбытая часть наказания может быть заменена более мягким наказанием, либо ему может быть снята судимость». 

Из приведенного текста статьи 96 видно, что никаких указаний об обязательной подаче прошения осужденного, на имя президента страны, о помиловании, не предусматривается. Не содержится об этом никаких прямых указаний и в комментарии к статье Уголовного кодекса о помиловании. Президент страны, вправе помиловать осужденного, независимо от того, писал он прошение о помиловании или не писал.

На каких условиях освобождены Андрей Санников и Дмитрий Бондаренко я, к сожалению, не знаю. Но, рад тому, что на двух политзаключенных в стране стало меньше и от души их поздравляю с обретением свободы. Однако, независимо от условий помилования, оба они, определенный срок, будут считаться лицами, судимость с которых не снята.

В соответствии с пунктом 5 статьи 97 Уголовного Кодекса судимость погашается в отношении осужденного за тяжкое преступление – по истечении восьми лет после отбытия основного и дополнительного наказаний. Андрей Санников был осужден за преступление, относящееся к особо тяжким видам.

Часть пятая статьи 60 Избирательного кодекса Республики Беларусь устанавливает, что «Кандидатами в Президенты Республики Беларусь и депутаты всех уровней не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости, не снятой и не погашенной в порядке установленном законодательством Республики Беларусь».

То есть Санников и Бондаренко подпадают под действие избирательного кодекса. Это основное ограничение в правах для лиц ранее судимых, судимость с которых не снята и не погашена в установленном порядке. Но законность этого ограничения сомнительна, и, по моему мнению, противоречит требованиям Конституции Республики Беларусь в редакции 1996 года.

В статье 38 Конституции записано, что «Граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании».

Часть вторая статьи 64 Конституции устанавливает, что «В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей. Любое прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан в других случаях является недопустимым и наказывается согласно закону».

Конституция Республики Беларусь не содержит никаких указаний на ограничение избирательных прав для лиц, ранее судимых и судимость с которых не снята и не погашена в установленном законом порядке. Эти ограничения, как указано в Избирательном кодексе, установлены законодательством Республики Беларусь.

Значит, можно предположить, что это законодательство не соответствует Конституции, и в этой части, оно является антиконституционным. Полагаю, что этот вопрос должен быть рассмотрен парламентом или Конституционным судом Республики Беларусь с принятием конкретного решения. Все законодательство Республики Беларусь должно соответствовать Конституции. Правовые  акты, не соответствующие Конституции, являются юридически ничтожными. Так записано в основном законе страны.

Для абсолютного большинства граждан Беларуси, оппозиции, лиц находящихся в местах лишения свободы, администрации мест лишения свободы, Европейского союза, международных правозащитных организаций -- Андрей Санников и Дмитрий Бондаренко являются политзаключенными. К политическим заключенным правозащитные организации относят еще 13 человек, которые в настоящее время находятся в местах лишения свободы.

Однако, власти Беларуси считают их уголовными преступниками, а не политическими заключенными. В Уголовном кодексе Республики Беларусь нет понятия политического преступления и, естественно, нет статей, предусматривающих уголовную за подобные деяния.

Из 13 человек, которые находятся в местах лишения свободы и считаются политическими заключенными в Беларуси, 9 осуждены за злостное хулиганство по части второй статьи 339 УК РБ. Часть из этих девяти осуждена и по другим статьям УК по совокупности. Двое осуждены за организацию и участие в массовых беспорядках 19 декабря 2010 года. Один за уклонение от уплаты налогов.

Если верить официальным судебным приговорам, то все политические осужденные, наказаны за совершение конкретных уголовных преступлений. Никаких ссылок и даже намеков о политической мотивации действий осужденных в официальных судебных документах нет и быть не может.

Граждане Беларуси не верят власти в том, что в стране нет политических заключенных. Они убеждены, что независимо от того по каким статьям УК РБ эти люди привлечены к уголовной ответственности, их действия были политически мотивированными, а иногда и инспирированы представителями самой власти.

Очевидные факты отрицать трудно и глупо, даже если кому-то хочется выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. Это может привести к нежелательным, а то и  тяжким последствиям. До недавнего времени власти отрицали, что в Беларуси могут совершаться террористические акты. Уголовные дела по преступлениям, с явными признаками террористического акта, возбуждались по фактам злостного хулиганства. Но жизнь все расставила по своим местам. Если есть наказания за политическую деятельность, то каким бы злостным хулиганством их не маскировали, люди как делили, так и делят заключенных на уголовных и политических.

Для справки. Координационная группа по освобождению политзаключенных "За волю!" выработала критерии политически мотивированных преследований в Беларуси. Документ был утвержден на заседании экспертного совета по политическим заключенным 18 апреля на основе критериев независимых экспертов Совета Европы. В ходе подготовки критериев были учтены практика и терминология международных правозащитных организаций AmnestyInternationalи HumanRightsWatch, а также опыт принятия аналогичных критериев в постсоветских странах — России и Украины.

Согласно документу, политическим заключенным считается лицо, лишенное свободы или принудительно ограниченное в ней, если оно подверглось политическим репрессиям, хотя бы по одному из нескольких оснований. В частности, лишение свободы применено по явно политическим мотивам вне связи с каким-либо правонарушением, либо есть основания полагать, что обвинение лица в совершении преступления полностью фальсифицировано. Если имеет место применение необоснованно жестоких мер пресечения или наказания, вынесение неправосудных приговоров, тенденциозность суда в оценке доказательной силы доводов защиты и обвинения, произвол в выборе доказательств, игнорирование очевидных фактов.

Если лишение свободы применено в нарушение одного из основных прав, гарантированных Европейской конвенцией по правам человека, а человек лишен свободы в связи со своей принадлежностью к общественной, политической, этнической, конфессиональной, профессиональной, корпоративной или иной группе, принадлежность к которой не является незаконной с точки зрения международных норм, он также считается политзаключенным.

"Официально власть утверждает, что у них нет политических заключенных, а есть только заключенные, содержащиеся под стражей в рамках обычного уголовного законодательства. При вышеизложенных обстоятельствах принуждение, пытки, издевательства и фальсификации, применяемые властью в досудебном процессе, а также отсутствие справедливого и объективного суда вызывает необходимость признавать политическими заключенными лиц, которые этой властью репрессированы по политическим мотивам", — говорится в сообщении группы "За волю!".

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме