18:00 18.12.2012 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Мечислав Гриб: Режиссеры декоративных выборов
18 Декабря 2012, 11.21 | БТР |
Прошло совсем немного времени с тех пор, как власть торжественно объявила о своей полной победе на выборах депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Как и следовало ожидать ни один из представителей оппозиционных политических партий в число народных «избранников» не попал.
Это не оказалось большой новостью для белорусской общественности. Представители оппозиционных политических партий не избираются в белорусский парламент уже пятый созыв подряд. Независимые наблюдатели утверждают, что выборы не были ни свободными, ни демократичными. БДИПЧ ОБСЕ пятый раз не признает эти выборы легитимными. Вновь избранный белорусский « парламент» остается нелегитимным для большинства стран ОБСЕ.
В создавшемся положении виновата авторитарная государственная власть с одной стороны и, недемократическое выборное законодательство – с другой. Такое положение ни для кого не является секретом. Все прекрасно понимают, что для демократизации политических выборов в стране, их организацию и проведение надо отдать народу, который по Конституции является источником государственной власти.
Оппозиционные политические партии и правозащитные общественные объединения постоянно говорят об этом на протяжении 16 лет. Они выступают с критикой выборного законодательства, в частности Избирательного Кодекса, утверждают, что в него необходимо срочно вносить изменения, направленные на демократизацию всего выборного процесса.
Они не только открыто подвергают критике Избирательный кодекс, но и критикуют отдельные его положения. И критика эта, никогда не была голословной. Оппозиция вносила конкретные предложения изменений и дополнений в основной закон о выборах, по следующим вопросам: формирования избирательных комиссий всех уровней, расширения прав наблюдателей, демократизации процессов досрочного голосования, голосования по месту нахождения избирателей и так далее.
Основное внимание уделялось вопросам организации открытого подсчета голосов избирателей в участковых избирательных комиссиях и, запрету представителям исполнительной власти вмешиваться в избирательный процесс и, не официально, полностью им руководить.
Однако, власть и Центральная избирательная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов, которая мнит себя тоже какой-то частью власти, с завидной настойчивостью, уверяли всех и вся о том, что ИК в нашей стране совершенен и, менять в нем ничего не надо.
Эти заявления мы слышали многократно из уст руководителей Центральной комиссии перед выборами Президента Республики Беларусь в 2010 и депутатов Палаты представителей в этом году. Все было хорошо и все те, кто соглашался с объявленными результатами выборов, объявлялись друзьями белорусского государства.
А те, кто не соглашался с итогами кампании, пользуясь результатами независимого наблюдения и открыто высказывал свое мнение, объявлялись врагами белорусского народа и государства, как внешними, так и внутренними. Никто их доводы и заключения о выявленных нарушениях, при проведении избирательной компании серьезно не проверял.
Многие, из числа несогласных граждан, подвергались административному и уголовному преследованию, а отдельные из них, еще и сегодня отбывают уголовное наказания. И, хотя власть утверждает, что все они осуждены за конкретные уголовные преступления, все их правонарушения, реальные и мнимые, прямо связаны с несогласием с объявленными результатами голосования на выборах.
После выборов депутатов Палаты представителей пятого созыва Центральная комиссия, в соответствии с пунктом 18 статьи 33 Избирательного кодекса, проанализировала практику применения законодательства о выборах и внесла субъекту, обладающему правом законодательной инициативы, предложения о совершенствовании законодательства о выборах.
Ими оказались весьма интересные предложения, и не только с юридической точки зрения. В соответствии с пунктом 3 статьи 60 ИК « право выдвигать кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Беларусь не позднее, чем за шесть месяцев до назначения выборов, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей».
Несмотря на то, что выборы президента страны, депутатов, являются политическими компаниями, центральная комиссия выступает за расширение возможностей выдвижения кандидатов в депутаты Палаты представителей.
Она предлагает предоставить право выдвижения кандидатов в депутаты, кроме политических партий и трудовых коллективов, всем республиканским общественным объединениям, с численность членов более тысячи человек. Хотя, в уставах этих объединений записано, что они не занимаются политической деятельностью. Например: «Общество охраны животных», «Общество охотников и рыболовов», «Общество спасения людей на воде», «ДОСАФ» и другие. Все они созданы для выполнения конкретных задач, а не для того чтобы быть субъектами политических кампаний.
Центральная комиссия предлагает исключить из Избирательного кодекса само упоминание о призывах к бойкоту выборов, хотя положения об организации призывов к бойкоту выборов Избирательным кодексом не регламентированы. В стать 45 ИК «Предвыборная агитация, агитация по референдуму, отзыву депутата, члена Совета Республики» записано, что «агитация (в том числе и призывы к бойкотированию выборов, референдума) в день голосования не допускаются. Больше никаких указаний в отношении призывов к бойкотированию выборов в ИК нет.
По мнению Центральной избирательной комиссии, агитация за проведения бойкота выборов, референдума должна регулироваться законом о массовых мероприятиях, а не Избирательным кодексом. Предложение далеко не бесспорное, хотя бы потому, что массовые мероприятия, это одно понятие, а бойкотирование выборов, совсем другое.
Кроме того Центральная избирательная комиссия предлагает увеличить размеры личных финансовых фондов кандидатов в депутаты парламента и в президенты. Предоставить право открывать такие фонды кандидатам в депутаты местных Советов. Во время агитационной компании отказаться от предоставления кандидатам бюджетных средств для изготовления агитационных листовок. Отказаться от дебатов на радио, оставив проведения дебатов только на телевидении.
Многие оппозиционные политики называют предложения Центральной избирательной комиссии, по совершенствованию избирательного законодательства, имитацией реформ. Стремлением власти еще больше усилить контроль над действиями оппозиционных политических партий и независимых кандидатов в президенты и депутаты во время избирательных компаний.
Однако, это может быть не совсем так. Какое - то рациональное зерно может быть и в этих предложениях. Но, главное, на мой взгляд, заключается в том, что все они не затрагивают ни смысла, ни сути проводимых избирательных компаний, не меняя саму избирательную систему. Исполнительная власть, как и прежде, неофициально будет руководить выборным процессом, планировать и объявлять свои результаты голосования.
Центральная избирательная комиссия, к сожалению, не желает работать над либерализацией избирательного законодательства, над приближением его к демократическим стандартам. Вместо этого она работает над совершенством декоративности избирательного процесса, выполняя заказ исполнительной власти.
Оппозиционные политические партии и правозащитные общественные объединения неоднократно обращались в Центральную избирательную комиссию и просили ее поддержать перед субъектами, обладающими правой законодательной инициативы, конкретные предложения по изменению избирательного законодательства, но всегда получали отказ.
В целом эти предложения можно свести к пяти основным направлениям:
1. Гарантировать политическим партиям, участвующим в выборах, и не зависимым кандидатам в президенты и депутаты, реальное представительство в избирательных комиссиях всех уровней;
2.Упорядочить процедуру досрочного голосования избирателей и голосования по месту нахождения избирателя. Установить, что избиратель, который не имеет возможности принять участие в голосовании в основной день выборов, может проголосовать досрочно или по месту своего нахождения, только по письменному заявлению;
3.Установить единый порядок подсчета голосов в участковых избирательных комиссиях и закрепить его законодательно. Этот процесс должен быть открытым и гласным. Каждый член участковой избирательной комиссии должен принимать участие в открытом подсчете всех голосов избирателей, проголосовавших на данном участке.
4.Обеспечить право наблюдателей реально осуществлять наблюдение за всей процедурой подсчета голосов и составлением итоговых протоколов результатов голосования. Наблюдатели должны иметь возможность видеть каждый бюллетень и все то, что в нем отмечено.
5.Наблюдатели, и другие заинтересованные лица, должны иметь право обжаловать в районных и городских судах незаконные, по их мнению, действия избирательных комиссий.
Эти простые и понятные предложения не поддерживаются Центральной избирательной комиссией, без какой-либо аргументации и не выносятся на обсуждение общественности. Видимо, демократические выборы в Беларуси пока не нужны, а за их декорацию платят больше.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме