13:30 15.12.2011 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Мечислав Гриб: Противостояние
Тогда в своем выступлении президент раскритиковал Верховный Совет и отдельных депутатов за их несогласие с его предложениями по изменению Конституции. Он заявил, что все депутаты были приглашены на Всебелорусское собрание, но не все посчитались с мнением народа и не явились для участия в обсуждении вопросов.
Однако депутаты, выступающие против изменения Конституции, приглашений на Всебелорусское собрание не получали, как впрочем и руководство Верховного Совета. Попасть на это собрание без пригласительного билета было уже не возможно. А референдум надвигался с неотвратимой силой.
4 ноября Конституционный Суд, рассмотрев постановление Верховного Совета от 6 сентября 1996 года «О проведении республиканского референдума в Республике Беларусь и мерах по его обеспечению», решил, что в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопрос об изменениях в Конституцию не может быть вынесен на обязательный референдум.
Председатель Конституционного Суда Валерий Тихиня заявил, что это решение имеет судьбоносное значение и что оно спасло страну от национального позора. Однако он ошибся на этот раз. Уже на следующий день президент издал Указ за номером 455 « О порядке вступления в силу республиканских референдумов об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь». Президент превысил свои полномочия, так как принятие решения о порядке проведения референдумов и вступления их в законную силу не входило в его компетенцию.
Однако президент видимо придерживался другого мнения. И после подписания указа он обратился к Верховному Совету со специальным посланием, в котором с нескрываемой гордостью сообщал, что «неоднократные попытки вытолкнуть главу государства из правового поля не увенчались успехом». Все это походило бы на какую-то грубую шутку, если бы это не был официальный документ, называющий незаконные действия законными.
В то время страна жила по Конституции 1994 года, и указ президента противоречил этой Конституции. Он был вне правового поля, и это была наша действительность.
6 ноября Валерий Тихиня официально заявил журналистам, что располагает информацией из достоверных источников, что в администрации президента готовится акция по приостановлению деятельности Конституционного Суда. Далее он отметил, что если эта акция осуществится, то она будет носить антиконституционный характер, и те, кто подталкивает к этому шагу президента, рано или поздно понесут наказание.
Анализируя сложившуюся ситуацию в стране во второй половине 1996 года, я пришел к выводу, что Верховный Совет, получив предложения президента о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь через республиканский референдум, должен был в первую очередь изучить закон о референдуме, а не спорить о дате его проведения.
Закон о референдуме не соответствовал времени и настоятельно нуждался в изменениях, и это не было большим секретом. В законе необходимо было определить четкий перечень вопросов, которые в соответствии с Конституцией не могут выноситься на республиканский референдум, и перечень вопросов, которые могут выноситься на референдум как не обязательные, а совещательные. Кроме того, необходимо было отменить досрочное голосование на референдуме, которое начиналось за 15 дней до дня референдума.
На рассмотрение предложений президента о назначении даты референдума мы имели один месяц. И этого времени нам было вполне достаточно, чтобы подготовиться к этому политическому событию. Внести изменения и дополнения в закон о референдуме и принять этот закон конституционным большинством, в том случае, если президент откажется его подписать. Но мы бездарно упустили эту возможность, втянувшись в губительные для нас, а по существу пустые споры о дате проведения референдума.
При проведении референдума 1996 года Закон был грубо нарушен!
Досрочное голосование началось 9 ноября - за 15 дней до установленного дня проведения референдума. Противостояние двух государственных ветвей власти: законодательной и исполнительной не прекратилось и даже не уменьшилось, а наоборот, оно значительно возросло. Организация проведения досрочного голосования практически незаконно осуществлялась исполнительной властью на местах, в обход Центральной комиссии.
За 7 дней досрочного голосования было зарегистрировано много нарушений законов страны, регламентирующих организацию и проведение референдума. Выявленные нарушения были настолько грубыми и циничными, что создавали угрозу свободному волеизъявлению граждан, нарушали их конституционные права.
В связи с этим 14 ноября сессия Верховного Совета вынуждена была рассматривать вопрос «О грубейшем нарушении законодательства Республики Беларусь при проведении республиканского референдума». С информацией по этому вопросу выступил председатель избирательной комиссии депутат Виктор Гончар. Он заявил, что «до настоящего времени не утверждена смета на проведение данного мероприятия… Центральная избирательная комиссия не может дать Верховному Совету информацию относительно того, за счет каких источников финансируется республиканский референдум».
«Финансирование якобы идет за счет добровольных взносов, но осуществить контроль над аккумулированием этих средств невозможно потому, что они идут мимо центральной избирательной комиссии и расходуются без утвержденной сметы. Добровольные взносы вносят организации, которые сами являются задолжниками по заработной плате. Добровольные взносы предприятий и организаций оказались принудительными, а потому незаконными», - заявил Виктор Гончар.
Далее он отметил, что не установлено, за счет каких средств был опубликован президентский проект Конституции, за счет каких источников публикуется дорогостоящий красочный коллаж с призывом президента поддержать его проект Конституции.
Управление делами президента за счет неустановленных источников изготовило бюллетени для голосования, количество которых осталось неизвестно. Бюллетени доставлялись на избирательные участки силами министерства связи, минуя областные, районные, городские и территориальные комиссии.
В каждой области, районе, городе, на предприятиях, колхозах и совхозах были созданы исполнительной властью неконституционные штабы по организации и проведению референдума. На государственном уровне было заявлено, что к 23 ноября надо обеспечить, чтобы 85% всех избирателей проголосовало досрочно. Закон того времени разрешал голосовать досрочно только тем избирателям, которые по уважительным причинам не могли проголосовать в день голосования. Но на это обстоятельство исполнительная власть внимания не обращала.
Виктор Гончар предложил Верховному Совету отменить свое решение о проведении референдума в связи с многочисленными грубыми нарушениями законов Республики Беларусь. Однако это предложение руководством Верховного Совета услышано не было. После целого дня обсуждения вопросов о массовом нарушении законов при проведении референдума сессия не приняла никакого решения.
(продолжение следует)
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме