16:45 02.11.2012 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Мечислав Гриб: Порочный круг
02 Ноября 2012, 11.08 | Мечислав Гриб, БТР |
О прошедших парламентских выборах в Беларуси написано, уже не мало, видимо, даже больше чем в любой другой стране. И, в основном, это были материалы отрицательного характера. Авторы статей писали о несправедливом формировании избирательных комиссий, манипуляциях со списками избирателей, необоснованном отказе в регистрации кандидатами в депутаты представителям оппозиционных политических партий, фальсификации результатов выборов и тому подобное.
Официальная власть делает вид, что она не обращает никакого внимания на эту критику и убеждает людей в своей очередной элегантной победе на последних политических выборах. В то же время, не разрешая никаких проверок и перепроверок результатов выборов. Практически не реагируя на заявления о нарушениях законодательства. На все жалобы субъектов избирательной кампании идут стандартные бюрократические отрицательные ответы.
Формально, в соответствии с белорусским национальным законодательством, статьи 25 и 28 Избирательного кодекса, подготовку и проведения выборов депутатов Палаты представителей обеспечивает Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, окружные и участковые избирательные комиссии.
Центральная комиссия состоит из 12 человек, членов комиссии. В соответствии с пунктом 4 статьи 84 Конституции, 6 членов Центральной комиссии назначаются Президентом Республики Беларусь. И, в соответствии с пунктом 4 статьи 98 Конституции, 6 членов избираются Советом Республики Национального собрания.
Окружные избирательные комиссии, по выборам депутатов Палаты представителей, избираются, на основании статьи 34 ИК, президиумами областных и Минского городского Совета депутатов и областными, Минским городским исполнительными комитетами в составе 9-13 членов комиссии. На 110 избирательных округов, по числу депутатов Палаты представителей, в среднем избирается, примерно 1210 членов окружных избирательных комиссий.
Участковые избирательные комиссии избираются районными, городскими исполнительными комитетами, а в городах с районным делением – районными администрациями в составе 5-19 членов комиссии. Если учесть, что в Беларуси на парламентские выборы было образовано около 6400 избирательных комиссий, и каждая из них состояла, в среднем, из 10 человек, то в их состав входило, примерно, 64000 членов избирательных комиссий.
Таким образом, выборы 110 депутатов парламента , организовывали и проводили, осуществляли контроль за исполнением Избирательного кодекса, 6500 избирательных комиссий разного уровня. В состав этих комиссий входило, примерно, 65000 членов, граждан Республики Беларусь.
На первом заседании каждой комиссии, которое проводил представитель органа, создавшего эту комиссию, практически представитель органа исполнительной власти, были избраны председатели, заместители председателя и секретари комиссий. Их общее количество составило около 19500 человек.
В соответствии со статьей 42 ИК, организация проведения выборов и контроль над исполнением требований настоящего ИК и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах на территории избирательных округов возложены на окружные избирательные комиссии.
Статья 44 ИК устанавливает, что участковые избирательные комиссии должны обеспечивать соблюдения требований ИК и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах на территории участка для голосования.
Статья 38 этого кодекса устанавливает, что государственные органы, общественные объединения, организации, должностные лица обязаны содействовать комиссиям в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы.
На первый взгляд все выглядит более или менее благополучно. Организация выборов депутатов парламента и контроль над выполнением выборного законодательства возложены на избирательные комиссии. Однако, на практике все происходит совсем не так, как это полуграмотно записано в Избирательном кодексе.
Самые массовые и самые представительные участковые избирательные комиссии полностью, а окружные, в большей степени, формируются местными органами исполнительной власти, и, практически, пусть даже и не официально, подчиняются им по всем вопросам организации и проведения избирательной кампании.
Сегодня, ни для кого не является большим секретом, что выборы депутатов парламента пятого созыва, как в прочем, четвертого, третьего и второго созывов, были неофициально организованы и проведены органами исполнительной власти, под прикрытием избирательных комиссий.
Исполнительная власть еще до окончания выборов определила результаты голосования по каждому избирательному участку, каждому округу и в целом по стране. Она определила и согласовала с вышестоящими органами исполнительной власти кандидатуру каждого будущего депутата. И все они, за исключением одного, стали депутатами парламента.
Огромная, 65 тысячная армия членов избирательных комиссий разного уровня создавала фон демократичной декорации проведения выборов. Многих из них власть использовала в своих целях. Но, по моему убеждению, абсолютное большинство членов избирательных комиссий не имели отношения к нарушениям выборного законодательства и фальсификации результатов выборов, они исполняли роли статистов.
Например, подсчет голосов избирателей в участковой комиссии организован следующим образом: руководитель комиссии раздает каждому члену комиссии по стопке бюллетеней и предлагает провести их подсчет на листе бумаги, не называя вслух, за кого из кандидатов отдан бюллетень.
Затем он забирает листы подсчета голосов у членов комиссии и, сам подводит итоги голосования в отдельном помещении. Конечно, члены избирательной комиссии могут предполагать реальные результаты голосования на их участке, но конкретных цифр по избирательному участку они не знают.
Председатели участковых избирательных комиссий знают реальные цифры голосования на своих участках, но протоколы вынуждены заполнять по результатам, доведенным исполнительной властью. Они находятся под жестким административным контролем, и, практически, не имеют свободного пространства для маневра.
Если, например, кто- то из них заявит о фальсификации результатов выборов на участке, то он сам за это и будет отвечать по статье 192 Уголовного кодекса, потому что он сам совершил эту фальсификацию. Письменных указаний о фальсификации результатов выборов он суду не представит, в виду их отсутствия. Таким образом, порочный круг организации и проведении выборов по белорусскому варианту замыкается. Но, об этом молчит, и пока будет молчать 65 тысячная армия членов избирательных комиссий.
Своим молчанием они определили судьбу своих детей, да и всех граждан Беларуси, на определенное время. В данном случае молчание совсем не кажется золотым, а чем то, совершенно другим.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме