11:45 27.07.2012 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Мечислав Гриб: Парадоксы нашего времени
Прошло около16 лет после ноябрьского референдума 1996 года. За это время уже четыре раза избирались депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Сейчас идет избирательная компания по избранию новой, пятого созыва ПП НС. И все было бы хорошо, если бы не некоторые неприятные обстоятельства.
Выборы депутатов всех предыдущих четырех созывов, по причине нарушений законов Республики Беларусь о выборах, признавались БДИПЧ ОБСЕ несвободными и недемократическими, а сама Палата Представителей – нелегитимной. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
На этот раз представители власти высказываются, что сделают все от них зависящее для того, чтобы выборы были свободными и демократическими. И, чтобы БДИЧ ОБСЕ признала их таковыми, а вновь избранную Палату представителей – легитимной.
Конечно, это хорошо, когда в стране проводятся свободные и демократические выборы.
Однако, у нас часто бывает так, когда слова расходятся с делами. Представители власти говорят одно, а делают совсем другое. Я пока не знаю, какие меры планирует принять власть для проведения свободных и демократических выборов депутатов, но пока что эти меры не просматриваются. Избирательная компания идет строго по накатанной колее, под руководством исполнительной власти, как в центре, так и на местах.
Но дело даже не в этом. Здесь никаких секретов нет. Парадоксы нашего времени заключаются в том, что власти хотят провести свободные и демократические выборы, как они говорят, в нелегитимную Палату представителей, нелегитимного Национального собрания Республики Беларусь.
Дело в том, что результаты референдума, проведенного 24 ноября 1996 года, из-за многочисленных нарушений законодательства Республики Беларусь, были получены не в результате сводного волеизъявления избирателей. Они были получены путем применения различных незаконных манипуляций и прямых фальсификаций со стороны представителей исполнительной власти и избирательных комиссий.
К таким выводам пришли наблюдатели от БДИПЧ ОБСЕ в своем заключении по результатам наблюдения. В связи с чем, они официально заявили, что результаты референдума являются нелегитимные. Нелегитимной является и Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на референдуме 24 ноября 1996 года.
Представители власти на эти нарушения не реагируют и продолжают настаивать на законности результатов референдума, полагая, что со временем все это забудется, люди свыкнутся с результатами голосования, оглашенные властью, и будут считать их объективными.
Но эти исторические события, впрочем, как и нарушения законов при их проведении, вошли в историю страны и задокументированы международным сообществом. Они не полежат забвению, и всегда будут напоминать о себе, независимо от желания власти.
Я хорошо помню, что 8 августа 1996 года Президент Беларуси Александр Лукашенко, в рамках своих конституционных полномочий, направил в Верховный Совет предложения по проведению всенародного референдума о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 года.
На рассмотрение референдума он предложил вынести четыре вопроса:
1. Перенести день независимости Республики Беларусь (День республики) на 3 июля – день освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне;
2.Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями
(новая редакция Конституции Республики Беларусь) предложенную Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко;
3. Выступаете ли Вы за свободную, без ограничений, куплю и продажу земли?
4. Поддерживаете ли Вы отмену смертной казни в Республике Беларусь.
Утвердить дату проведения референдума 7 ноября 1996 года
Верховный Совет в месячный срок обязан был рассмотреть предложения президента, назначить дату проведения референдума и определить вопросы ,выносимые на референдум. Кроме вопросов сформулированных президентом.
6 сентября Верховный Совет принял постановление «О проведении республиканского референдума в Республике Беларусь и мерах по его обеспечению». Референдум назначили на 24 ноября. К четырем президентским вопросам добавили еще три:
1. Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, предложенными депутатами фракций коммунистов и аграриев.
2.Выступаете ли Вы за то, чтобы руководители местных органов исполнительной власти избирались непосредственно жителями соответствующей административно-территориальной единицы?
3. Согласны ли Вы, что финансирование всех ветвей власти должно осуществляться гласно и только из государственного бюджета?
Президент категорически настаивал на том, чтобы референдум проводился 7, а не 24 ноября. Кроме того, он требовал исключить из перечня вопросов вынесенных на референдум, вопрос о проекте закона изменений и дополнений в Конституцию, вынесенных депутатами фракции коммунистов и аграриев.
Депутаты Верховного Совета не согласились с требованиями президента. Началось открытое противостояние двух ветвей государственной власти. Президент и его администрация стали безаппеляционно вмешиваться в работу Верховного Совета.
Населению страны через средства массовой информации, внушать мысль о том, что Верховный Совет в существующем виде не нужен, что он не способен решать важные государственные вопросы и тормозит развитие общества, мешая президенту выводить страну из кризиса
Депутаты подвергались специальной обработке. Одних запугивали, якобы имеющимися на них компроматом, другим угрожали, что снимут с работы их самих или их близких родственников. Третьим обещали повышение по службе и создание благоприятных условий для работы и другие материальные блага.
Разрушительная работа в Верховном Совете велась открыто. Никто не прятался. Ее возглавляли Владимир Коноплев – руководитель пропрезидентской фракции «Согласие» и Юрий Малумов – заместитель председателя Верховного Совета, тоже от фракции «Согласие». Результатом этой работы стало обращение 110 депутатов Верховного Совета к президенту. Эти депутаты письменно заверили президента, что готовы поддержать его предложения.
Администрации президента, путем грубого нарушения Конституции и других законов страны, удалось расколоть Верховный Совет, получить простое, хотя очень неустойчивое «большинство» 110 депутатов из 198. Но конституционного большинства они так и не добились. Это означало, что серьезные решения, требующие конституционного большинства депутатов, они не могли не только принимать, но даже и рассматривать.
Например, они не могли рассматривать и принимать решение по вопросу о прекращении полномочий законно избранного Верховного Совета Республики Беларусь13 созыва. Практически, и простого большинства не было у группы отколовшихся депутатов. Они подписали обращение к президенту в его администрации, а в зале заседания Верховного Совета они терялись, старались спрятаться за спины товарищей, уклонялись от голосования.
При проведении тайного голосования за изменения даты проведения референдума проголосовало 84 депутата, против изменения – 88. Таким образом, из 110 депутатов, подписавших обращение к президенту и потребовавших проведения референдума 7 ноября, тайно за это предложение проголосовало только 84 избранника народа.
4 ноября Конституционный Суд Республики Беларусь, рассмотрев постановление Верховного Совета от 6 сентября 1996 года «О проведении республиканского референдума в Республике Беларусь и мерах по его обеспечению», решил, что в соответствии с Конституцией и другими законами Республики Беларусь вопрос об изменениях в Конституцию не может быть вынесен на обязательный референдум.
Председатель Конституционного Суда Валерий Тихиня официально заявил, что это решение имеет судьбоносное значение и что оно спасло страну от национального позора. Но, уже на следующий день Президент издал Указ за номером 455 «О порядке вступления в силу республиканских референдумов об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь», где произвольно истолковал эти положения.
Дата проведения референдума неумолимо приближалась. Споры между исполнительной и законодательной ветвями государственной власти возрастали с неимоверной силой. 9 ноября, за 15 дней до установленного дня голосования, началось досрочное голосование по вопросам, вынесенным на референдум. Организация проведения референдума и процесса голосования незаконно осуществлялась администрацией президента и исполнительной властью на местах, в обход центральной, областных, городских и районных комиссий.
За 7 дней досрочного голосования было зафиксировано много нарушений законов Республики Беларусь, регламентирующих организацию и проведение республиканского референдума. Нарушения были настолько грубыми и циничными, что создавали реальную угрозу свободному волеизъявлению граждан, нарушали их конституционные права.
14 ноября сессия Верховного Совета рассмотрела вопрос «О грубейшем нарушении законодательства Республики Беларусь при проведении республиканского референдума». С информацией выступил Председатель центральной избирательной комиссии депутат Виктор Гончар. Он заявил, что «старается сохранять нейтралитет в работе избирательных комиссий, но не может оставаться равнодушным к грубейшим нарушениям законодательства, которые выходят за рамки его представлений как должностного лица, юриста и законника».
Далее он сказал, что до настоящего времени не утверждена смета расходов на проведение референдума. Он не знает, из каких источников финансируется республиканский референдум и кто контролирует это финансирование. Управление делами Президента изготовило бюллетени для голосования, количество которых и средства для их изготовления неизвестны комиссии.
В каждой области, районе, городе, на предприятиях, в колхозах и совхозах были созданы не конституционные, а самодеятельные штабы по организации и проведению референдума. Эти штабы были созданы исполнительной властью, представляли ее интересы и были подконтрольны ей. Они обеспечивали высокий уровень досрочного голосования избирателей. На государственном уровне было заявлено, что к 23 ноября надо обеспечить 85% досрочно проголосовавших избирателей.
Это требование было незаконным, так как закон разрешал проголосовать досрочно только тем избирателям, которые по уважительным причинам не могут это сделать в день голосования. Однако, у организаторов штабов были другие задачи. И они разными методами заставляли людей приходить на избирательные участки раньше основного дня голосования.
В заключение своей информации Виктор Гончар предложил Верховному Совету отменить свое постановление о проведении референдума. Однако, Верховный Совет предложение об отмене своего постановления о проведении референдума рассматривать не стал, ограничился обсуждением сложившейся ситуации, призывами и заклинаниями.
В администрации Президента плотно занялись Центральной избирательной комиссией. 11 ноября члены ЦИК получили письмо за подписью Главы Администрации Президента Михаила Мясниковича, которым все члены комиссии уведомлялись, что они приглашены на встречу с Президентом 14 ноября.
14 ноября утром поступила новая информация о том, что эта встреча отменена, а сроки ее проведения будут дополнительно согласованы. Однако, как выяснилось позже, 14 ноября в администрацию Президента были вызваны телефонограммами только 9 членов комиссии. Председатель Центральной комиссии на эту встречу не приглашался.
На заседании, которое вел Глава Администрации Михаил Мясникович и его заместитель Михаил Сазонов, 9 членам Центральной комиссии было предложено подписать обращение к Президенту страны с просьбой заменить Председателя Центральной избирательной комиссии. Это обращение было подготовлено в администрации президента и подписано приглашенными членами Центральной избирательной комиссии.
Члены ЦИК прекрасно понимали, что назначение и освобождение от должности Председателя Центральной избирательной комиссии не входит в компетенцию президента. И если у них были серьезные претензии к работе председателя комиссии, то они могли обратиться со своим обращениям в Верховный Совет.
16 ноября обращение 9 членов Центральной избирательной комиссии к Президенту страны было опубликовано в газете «Советская Белоруссия». Президент своим указом освободил от занимаемой должности Председателя Центральной избирательной комиссии Виктора Гончара и блокировал силами охраны здание, где размещалась ЦИК. Сотрудники службы безопасности президента, в буквальном смысле на руках вынесли Виктора Гончара из здания и больше его туда не допустили.
Эти незаконные действия сторонники президента объясняли тем, что Виктор Гончар, будучи Председателем ЦИК, делал много публичных заявлений о нарушении законов при проведении референдума. И публично заявлял, что не подпишет протокол результатов голосования, как председатель комиссии.
С этого времени Центральная избирательная комиссия стала полностью подчинятся Администрации Президента и выполнять все ее распоряжения. Депутаты, в том числе и руководство Верховного Совета, в ЦИК больше не допускались.
15 ноября Председатель Конституционного Суда Валерий Тихиня обратился с письменным заявлением к Президенту Республики Беларусь Александру Лукашенко в котором заявил, что «В соответствии с действующим законодательством ( статья 83 Конституции, статья 14 закона «О Верховном Совете Республики Беларусь») Верховный совет образует Центральную комиссию по выборам и проведению республиканских референдумов, в том числе избирает ее Председателя. Это его исключительное право.
Пункт 1 статьи 100 Конституции, на которую Вы ссылаетесь в своем Указе, не предоставляет права Президенту Республики Беларусь освобождать (назначать) председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов».
Далее Валерий Тихиня заявил, что « В целях конституционной законности в стране рекомендую Вам отменить свой Указ в отношении Гончара В. И. как изданный с превышением своих конституционных полномочий». Но это обращение осталось без реагирования. Конституционный Суд, сам оказался под угрозой незаконного закрытия. С членами суда проводилась интенсивная работа в Администрации Президента.
20 ноября 1996 года Североатлантическая парламентская ассамблея приняла резолюцию «О положении в Республике Беларусь», в которой резко осудила нарушения Конституции и законов в стране, особенно в части касающейся проводимого референдума, но эту резолюцию руководство Верховного Совета не использовало должным образом.
В субботу 23 ноября Председатель Верховного Совета Семен Шарецкий добавил свою подпись к обращению 75 депутатов по инициированию импичмента Президенту страны. В этот же день он провел пресс-конференцию, во время которой заявил, что «в Беларуси идет захват власти неконституционным путем. Такие действия Президента являются уголовным преступлением и требуют наказания».
Не дожидаясь объявления официальных результатов голосования на референдуме, которое окончилось 24 ноября, группа депутатов Верховного Совета, в количестве 110 человек, во главе с заместителем Председателя Верховного совета Юрием Малумовым собралась 26 ноября в здании Белорусского союза молодежи на свое заседание.
Другие депутаты, в том числе и Председатель Верховного Совета, не были поставлены в известность о заседании депутатского собрания. Это была уже известная, незаконная тактика войны с Верховным Советом Республики Беларусь 13 созыва. Эту тактику осуществляла Администрация Президента через депутатскую группу, сформированную в администрации.
Заседание депутатского собрания, которое без всякого на то права назвало себя Верховным Советом, проводилось тайно, под усиленной охраной милиции. Депутатов, не входящих в эту группу, на заседание не пропускали. Помню, что туда хотел попасть депутат Валерий Щукин, но милиция преградила ему дорогу.
Казалось бы, что группа депутатов, обладая большинством голосов в парламенте, могла и в здании Верховного Совета принять к рассмотрению и решить любой вопрос. И даже сам председатель Верховного Совета, будучи трижды несогласен с принятым решением, вынужден был бы подписать его.
Собравшись отдельно и тайно за закрытыми дверями, как заговорщики, депутаты нарушили Конституцию Республики Беларусь, закон о Верховном Совете и регламент работы Верховного Совета.
В таких условиях они, от имени Верховного Совета, приняли Закон «О республиканском референдуме 24 ноября 1996 года в Республике Беларусь», в котором незаконно заявили, что по проекту изменений и дополнений Конституции страны состоялся обязательный республиканский референдум.
После этого, они приняли закон, в котором отмечалось, что в связи с изменением правовой ситуации, связанной с отзывом 12 депутатами своих подписей с ходатайством об объявлении импичмента Президенту, прекратить в Конституционном Суде производство по делу о нарушении Президентом Конституции страны. Приняли решение за Конституционный Суд.
И, самое главное, они приняли Закон «О прекращении полномочий Верховного Совета Республики Беларусь 13 созыва». В законе записали, что «В связи с вступлением в силу Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на референдуме 24 ноября 1996 года, и завершением формирования Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с частью первой статьи 145 Конституции Республики Беларусь Верховный Совет Республики Беларусь постановляет: Статья 1. Считать полномочия Верховного Совета Республики Беларусь 13 созыва прекращенными».
Принятые законы являются парадоксальными в юридической и законотворческой практике. Эти законы невозможно комментировать. Депутатское собрание незаконно объявило себя Верховным Советом, отменило решения Конституционного Суда, и в нарушение Конституции прекратило полномочия Верховного Совета, то есть легитимного Парламента Республики Беларусь.
Все эти и другие нарушения законов при проведении референдума послужили основанием для непризнания его результатов БДИПЧ ОБСЕ. По сути дела в стране был разогнан законно избранный Парламент Республики Беларусь.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме
29 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |