16:30 23.05.2012 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Мечислав Гриб: О теневом кабинете
В последнее время, в оппозиционной среде, стали активно обсуждаться вопросы о необходимости создания теневого правительства Беларуси в изгнании. А отдельные представители оппозиции, находящиеся за границей, предлагают конкретные планы по реальному созданию теневого правительства Республики Беларусь за границей.
И этот вопрос не является ни новым, ни неожиданным для белорусской оппозиции. Это нормальное положение, когда противники действующего режима создают свое теневое правительство. Институт теневого правительства довольно широко распространенное явление в странах с демократическим, авторитарным, и даже с диктаторским режимами правления.
Подобная структура должна представлять собою альтернативу действующему правительству. Разрабатывать и предлагать проекты реформ, пути выхода из кризиса, выступать с инициативными заявлениями по вопросам политической и экономической ситуации складывающейся в стране на данный период.
Однако, теневое правительство не может образовываться само по себе, либо по желанию одного оппозиционного политика и представлять само себя или интересы этого политика, как в нутрии страны, а так же и за ее пределами. Оно должно образовываться оппозиционными политическими партиями или общественными организациями, депутатами и представлять их интересы. В условиях Беларуси, теневое правительство должно находиться внутрии страны.
Таким теневым правительством, по моему мнению, был Национальный исполнительный комитет, сокращенно НИК, образованный частью депутатов Верховного Совета Республики Беларусь 13 созыва, после ноябрьского референдума 1996 года. Многие политики, как в нутрии страны, а так же и за ее пределами, считают этот референдум конституционным переворотом, и до настоящего времени не признают его результаты.
На основании итогов этого референдума, несмотря на то, что вопрос о принятии Конституции Республики Беларусь в новой редакции, носил не обязательный, а консультационный характер, Верховный Совет Республики Беларусь 13 созыва был незаконно распущен, незаконным парламентским образованием.
В качестве части представительского органа власти, Президент Республики Беларусь создал Палату представителей в составе 110 человек из депутатов Верховного Совета. Остальные депутаты, в количестве около 80 человек не согласились с таким решением президента и были незаконно уволены во главе с Председателем Верховного Совета Семеном Шарецким.
Однако, эта группа депутатов, считая себя законно избранными населением страны, не согласилась с таким решением и продолжала свою депутатскую деятельность доступными им формами и методами. Они выступали от имени Верховного Совета Республики Беларусь 13 созыва и были признаны странами Европейского Союза и США.
Этот Верховный Совет создал Национальный исполнительский комитет, теневое правительство, из числа представителей оппозиционных политических партий и некоторых общественных объединений. Комитет подчинялся Верховному Совету и был ему подотчетен.
Национальный исполнительный комитет возглавил Геннадий Карпенко, а его заместителями были избраны Станислав Богданкевич и я. В составе комитета были образованы более 11 комиссий по разным направлениям деятельности альтернативного правительства.
После смерти Геннадия Карпенко, председателем НИК избрали меня. В 2000 году комитетом была разработана концепция социально – экономического развития страны – Стратегия для Беларуси, которая не потеряла своей актуальности до настоящего времени.
Национальный исполнительный комитет продолжал свою работу до тех пор, пока Верховный Совет, в лице своего председателя Семена Шарецкого, не заявил о передаче представительской власти оппозиционным политическим партиям, которые не проявили должной заинтересованности в продолжение работы НИК.
На протяжении последних десяти лет было много разговоров о создании теневого правительства в Беларуси. Были и реальные возможности по воплощении этой идеи в жизнь. Реально создать теневое правительство на территории Беларуси можно было в 2005 году, после образования Объединенных демократических сил, ОДС.
В настоящее время, по моему мнению, такой возможности нет. Оппозиционные политические партии настолько разобщены и раздроблены, что не в состоянии договориться между собой о единой программе участия или не участия в выборах депутатов в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.
В сложившейся ситуации оппозиционные политики ведут речь о вторичном, об альтернативном правительстве, исполнительном органе, не уделяя должного внимания тому обстоятельству, чью конкретно волю будет исполнять это правительство. Альтернативное правительство не может исполнять волю всей разрозненной оппозиции или волю одного человека, даже бывшего кандидата в президенты.
Теневое правительство должно находиться в Беларуси: жить, работать и бороться вместе со всеми, быть на виду у народа. Оно могло бы иметь своих представителей за рубежом и через них осуществлять постоянные контакты с правительствами других стран.
Предложения отдельных оппозиционных политиков о создании теневого правительства Республики Беларусь за границей мне не понятны. Никак не могу уяснить смысл этих предложений, видимо он очень загадочный. Кроме всего прочего, остается не понятным: кого это правительство будет назначать, кого оно будет представлять, перед кем будет подотчетно и так далее.
Предложения о том, что функции теневого правительства за границей можно возложить на Раду БНР, не имеют под собой серьезных оснований, хотя бы потому, что Рада БНР это уже, как заметил политолог Валерий Корбалевич, исторический символ, моральный авторитет нашего суверенитета. Она и сейчас пытается делать все возможное для сохранения суверенитета Республики Беларусь.
Функции теневого правительства за границей не сопоставимы с теми, которыми в настоящее время занимается Рада БНР и захочет ли она расширять свои функции или не захочет -- пока не известно. Кроме того, Рада БНР не избиралась белорусской оппозицией и не подотчетна ей в своих действиях.
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме