20:00 12.09.2012 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Мечислав Гриб: Некоторые особенности выборов по-белорусски
12 Сентября 2012, 11.00 | ОГП
Недавно, регистрацией кандидатов в депутаты, завершился очередной этап избирательной компании по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва. Для окружных избирательных комиссий это был важный период их работы, а для многих соискателей он стал последним днем участия в избирательной компании. На этом этапе белорусские власти установили первый серьезный барьер по пропуску соискателей депутатского мандата к дальнейшему участию в избирательном процессе.
Никаких неожиданностей не произошло. Окружные избирательные комиссии, и на этот раз, сработали четко и, можно сказать, сурово. Они, как суды военного времени, судили соискателей кандидатских мандатов в депутаты за малейшие неточности в заполнении листов по сбору подписей избирателей, и за допущенные ошибки при заполнении декларации о доходах и имуществе.
В результате этого принципиального судейства было отказано в регистрации, примерно, каждому четвертому гражданину, изъявившему желание баллотироваться кандидатом в депутаты. А если учесть, что среди отказников не было представителей власти, то эта «принципиальность» при регистрации пришлась как раз на представителей оппозиционных политических партий и, так называемых независимых кандидатов. В процентном отношении в регистрации было отказано каждому второму оппозиционному, по мнению власти, соискателю мандата кандидата в депутаты ПП НС.
У всех, кому отказали, причины недопущения к парламентской гонке были разные. Но, в основном, они сводились к двум видам нарушений выборного законодательства. Это нарушения порядка сбора подписей избирателей и заполнении подписных листов, а также допущенные ошибки в написании деклараций о доходах и имуществе.
Порядок сбора подписей избирателей и порядок в заполнении подписных листов определен статьей 61 ИК Республики Беларусь. В части 7 этой статьи записано: «ответственность за достоверность содержащихся в подписных листах данных несет член инициативной группы, осуществляющий сбор подписей». Однако, на практике, вся ответственность возлагается на гражданина, выдвигающегося кандидатом в депутаты.
Члены инициативной группы, собирающие подписи избирателей и допустившие ошибки при заполнении подписных листов или учинившие фиктивные подписи или другие нарушения, предусмотренные настоящей статьей, на практике, никакой ответственности не несут.
Статья 65 ИК предусматривает, что « лицо, предлагаемое для выдвижения кандидатом в депутаты Палаты представителей по избирательному округу группой избирателей, должно поддержать не менее 1000 избирателей». Это значит, что лицо, предлагаемое для выдвижения кандидатом в депутаты, должно представит в окружную избирательную комиссию не менее 1000 достоверных подписей избирателей.
В соответствии со статьей 67 ИК проверка достоверности подписей в подписных листах проводится выборочно. Сначала для проверки берется не менее 20 процентов подписей избирателей в подписных листах от количества подписей, необходимых для регистрации кандидатом в депутаты.
Если количество обнаруженных при проверке недостоверных подписей избирателей составит более 15 процентов от количества проверенных подписей, проводится дополнительная проверка еще 15 процентов подписей избирателей от количества подписей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты. В данном случае от 1000 подписей.
В случае, если суммарное количество недостоверных подписей избирателей, выявленных при проверках, составит более 15 процентов от общего количества проверенных подписей в подписных листах, дальнейшая проверка подписей не проводится. Соискателю отказывают в регистрации.
За два раза проверкам подвергается не менее 35 процентов подписей избирателей от 1000 подписей сданных в комиссию лицом, претендующим на регистрацию кандидатом в депутаты. Это не менее 350 подписей. И, если из этих проверенных 350 подписей избирателей 53 будут признаны комиссий недостоверными, то в регистрации ему будет отказано.
Однако, закон не устанавливает порядок первичного и вторичного отбора подписей для проверки. А это значит, что комиссия произвольно может выбирать подписи для проверки со всех, представленных в комиссию подписных листов. Закон так же не предусматривает проверку достоверности всех подписей избирателей, переданных в окружную избирательную комиссию.
Подписи для проверки отбираются только от количества подписей необходимых для регистрации кандидатом в депутаты, от одной1000, но закон не регламентирует от какой 1000 подписей, от первой или последней или от всех в определенной пропорции. На практике имели место случаи, когда некоторые соискатели собирали и сдавали в комиссию не 1000, а 2000 и даже 10000 подписей избирателей, но проверка проводилась только от одной тысячи подписей. Остальные подписи избирателей, как, впрочем, и их мнение, не учитываются окружными комиссиями.
Практически может случиться так, что за свое выдвижения кандидатом в депутаты гражданин представил в комиссию 10000 подписей избирателей, поддерживающих его намерение. Комиссия, по своему выбору, проверила 350 подписей. В результате проверки комиссия признала 53 подписи, из числа проверенных подписей, недостоверными и, отказала этому гражданину в регистрации. Более 9000, возможно, достоверных подписей избирателей, комиссия в расчет не приняла.
Парадоксальным является то, что такие действия окружной избирательной комиссии регламентированы действующим Избирательным кодексам Республики Беларусь, который, по мнению Центральной комиссии, является демократическим, самодостаточным и не требует никаких изменений.
В последнее время окружные избирательные комиссии стали часто привлекать к проверке подписных листов экспертов-криминалистов органов внутренних дел. Заключения этих экспертов не подвергаются сомнению и, как правило, являются окончательными. В таких случаях, эксперты- криминалисты используются не по прямому назначению. Их незаконно отвлекают от выполнения основных функций по борьбе с уголовной преступностью.
За прошедшее время, после введения в действие ИК, в работе окружных избирательных комиссий сложилась порочная практика, когда лиц, выдвинутых кандидатами в депутаты и членов их инициативных групп, к проверке достоверности подписей избирателей не допускают. Им только объявляют окончательный результат проверки.
Кроме того, комиссии отказываются знакомить отказников с материалами проверки. Не выдают им на руки даже копии этих документов, что не позволяет соискателям на должном уровне защищать свои права в вышестоящих инстанциях. Все делается скрыто от непосредственных участников избирательного процесса.
Причиной отказа в регистрации кандидатами в депутаты, для многих граждан от оппозиционных политических партий и правозащитных общественных организаций, стали выявленные ошибки при заполнении декларации о доходах и имуществе. В этих случаях окружные избирательные комиссии принимали жесткие решения при малейшей ошибке.
Одному гражданину отказали в регистрации кандидатом в депутаты за то, что он в своей декларации о доходах и имуществе забыл указать, что у него имеется, по данным ГАИ, старый прицеп к легковой автомашине. Другому отказали в регистрации за то, что он не указал, что в гараже, принадлежащем ему на праве личной собственности, есть погреб. Третьему отказали потому, что он забыл указать в декларации сведения о полученном в начале года гонораре в сумме 20000 белорусских рублей или 2 доллара 50 центов в эквиваленте к валюте США.
Таких примеров можно приводить много. Но, как мне кажется, дело не этих примерах, и не в декларации о доходах и имуществе. Дело в самом гражданине, который желает зарегистрироваться кандидатом в депутаты, в его позиции по отношению к власти. По моему мнению, это должно делаться не для проверки этого гражданина на честность, и не для удовлетворения амбиций членов избиркомов.
На самом деле, декларации заполняются для того, чтобы избиратель имел информацию о доходах и имуществе кандидата в депутаты, осмыслить это вместе с другой информацией об этом человеке и выказать свое отношение к нему путем голосования. Так принято во всем мире. Однако, в Беларуси свои взгляды на выборы и свое понимание их.
При нормальном раскладе комиссия должна оказывать помощь гражданину в заполнении декларации, консультировать его по сложным вопросам, дать возможность исправить допущенные ошибки. Но, к сожалению, все происходит не так, как это принято в нормальном цивилизованном обществе.
Наблюдая за работой окружных избирательных комиссий со стороны, невольно приходишь к сравнению, что работа этих комиссий напоминает продуманную и хорошо организованную засаду на оппозиционных соискателей, по обнаружению нарушений допущенных ими при заполнении документов необходимых для регистрации кандидатами в депутаты.
В этой избирательной компании одной гражданке отказали в регистрации кандидатом в депутаты потому, что она, когда сдавала документы на регистрацию, растерялась и забыла написать заявление в окружную избирательную комиссию о том, что дает свое согласие баллотироваться, по данному избирательному округу. Однако, документы на регистрацию у нее приняли без этого заявления, а потом отказали по этой же причине.
Хотя по положению, член избирательной комиссии, который принимал у этой гражданки документы, обязан был проверить наличие всех требуемых материалов для регистрации кандидатом в депутаты и, разъяснить ей, каких документов у нее не хватает для регистрации, оказать помощь в составлении столь простого документа. Этого требует нормальная и общепринятая процедура организации работы с гражданами.
Абсолютное большинство граждан, которым было отказано в регистрации кандидатами в депутаты, выразили несогласие с решениями окружных избирательных комиссий и 53 человека обжаловали эти решения в Центральную комиссию.
28-30 августа Центральная комиссия рассматривала жалобы на отказ в регистрации кандидатом в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. За три дня работы ЦИК удовлетворила 11 жалоб граждан. Список кандидатов в депутаты пополнился на 11 человек.
Остальным гражданам в удовлетворении их жалоб было отказано. Председатель Центральной комиссии Лидия Ермошина на встрече с журналистами заявила, что «риторика» членов комиссии с правом совещательного голоса от оппозиционных партий о предвзятой работе окружных комиссий « не соответствует действительности».
Она высказала мнение, что уровень подготовки окружных избирательных комиссий, тех, кто принимает решения на выборах, значительно повысился. Они на этих выборах «работали гораздо более взвешено». Другой оценки деятельности своих комиссий от г-жи Ермошиной трудно было ожидать.
Некоторые из претендентов на депутатский мандат, которым Центральная комиссия отказала в удовлетворении их заявлений в регистрации кандидатами в депутаты обжаловали эти решения в Верховный суд Республики Беларусь. Однако, и там они не нашли поддержки.
Верховный суд удовлетворил только одну жалобу на регистрацию кандидатом в депутаты Виктора Терещенко. Всем остальным соискателям было отказано в удовлетворении их ходатайств. Больше жаловаться некуда и некогда. Избирательный процесс подходит уже к своей завершающей стадии.
Таким образом, оказалось зарегистрированными кандидатами в депутаты Палаты представителей 365 граждан на 110 депутатских мест. Многие граждане, которым было отказано в регистрации кандидатами в депутаты окружными избирательными комиссиями, не обжаловали эти решения.
И, не потому, что были согласны с такими решениями, а в связи с неверием, в то, что можно добиться справедливого решения в споре с органами власти. Это понятие укоренилось в сознании наших людей еще со времен советской власти.
Белорусский трибунал
Источник: Объединенная Гражданская Партия
Обсудить новость на Форуме